В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Уникально сложный пациент Назад
Уникально сложный пациент
Для истории российской медицины этот случай экстраординарный


Сергей ГОТЬЕ, трансплантолог - специально для "И"

По сведениям двухдневной давности, Роману сейчас получше. Это большое достижение, потому что Роман - уникально сложный пациент.

Начать нужно с того, что он был призван в армию с заболеванием, которое трудно выявляется. Эта гомоцистеинемия. Эта болезнь может у людей, живущих обычной жизнью, вообще никогда не проявиться. Она проявляется при совпадении нескольких негативных факторов - авитаминоз, травмы, экстремальные ситуации, и приводит к тромбозам различной локализации. И вот, в данном случае произошёл тромбоз органов живота.

Чем это конкретно было вызвано, я не знаю, но это случилось. Состояние в общем-то можно было признать несовместимым с жизнью. Потому что в результате тромбоза была некротизирована часть кишечника. Чтобы пациента спасти, этот кишечник был удалён. Процесс не закончился, понадобилась ещё одна операция, и в результате у Романа остались только желудок и толстая кишка. В таком состоянии пациента можно поддерживать только питанием через вену. Через желудок усваивается только вода.

Надо сказать, что для истории российской медицины этот случай, безусловно, экстраординарный. Несмотря на обстоятельства, которые могли привести к смерти в первую же неделю, докторам удаётся не только поддерживать жизнь больного, но и реабилитировать его. Он ведь поступил в госпиталь Бурденко в состоянии близком к коме, с резким истощением. И врачам удалось путём применения новейших методов параэнтерального питания, энтерального питания, коррекции содержания в крови электролитов и белка, коррекцией анемии продлить ему жизнь..

Самое неприятное в его состоянии - наличие энтероколита, который вызван тем, что кровоснабжение кишечника нарушено. Это мельчайшее изъязвление кишки, которое является входными воротами для инфекции. И несмотря на очень грамотно сменяемые варианты лечения антибиотиками и противогрибковую терапию, у Романа периодически возникают эпизоды сепсиса - инфекция попадает в кровь. Это вызывает ухудшение состояния, дополнительно страдает печень, которая и так угнетена, поскольку нормального кровоснабжения из-за проблем с кишечником она лишена. Поэтому у Романа постепенно развивается цирроз, что очень характерно для людей, утративших тонкую кишку, как показывает мировая практика. Вот почему мы рассматриваем вариант пересадки ему кишки и печени одновременно, отдельно пересадку кишечника он с такой печенью не перенесёт.

И вот на пути пересадки стоит постоянное противопоказание - регулярно возникающие инфекционные атаки, которые удаётся купировать мощной антибиотикотерапией, но не до конца, поскольку источник инфекции остаётся. Получается замкнутый круг.

Надо сказать, что несколько месяцев назад был светлый промежуток, когда мы имели возможность пересадить ему кишку, уже был донорский орган, но буквально за несколько часов до операции у Романа развилась пневмония, пришлось перевести его на искусственную вентиляцию лёгких, момент был упущен. Через несколько дней он практически выздоровел, и подготовка к трансплантации возобновилась, но оптимального состояния достичь пока не удалось.

Дело в том, что перед трансплантацией и после неё больной получает препараты, снижающие иммунитет, чтобы меньше был риск отторжения органа. Но это дополнительный фактор риска, учитывая, что у Романа регулярно возникают рецидивы сепсиса.

Думаю, что нигде в мире не удавалось ещё в такой практически безнадёжной ситуации не просто поддерживать жизнь, а сохранять её на таком уровне. Ведь парень реабилитируется, он встаёт, гуляет. Я видел много клиник и много разных случаев, но чтобы врачам удавалось вести такого сложного пациента на таком высочайшем уровне - вижу впервые. Я перед этими людьми из госпиталя имени Бурденко преклоняюсь

Я осматривал Романа две недели назад. Как раз тогда на консилиуме было принято решение о переводе его на искусственную вентиляцию лёгких, потому что ему стало в те дни хуже. Мы поменяли антибиотик, и через несколько дней мне позвонил начальник медчасти и сказал, что всё нормально, Роман дышит самостоятельно. Это ещё один прорыв.
Вот так примерно обстоит дело. Прогнозировать здесь что-либо трудно. Но мы надеемся, что снова наступит светлый промежуток и мы успеем ему сделать пересадку.

31.08.2007

    

Сергей Готье, член-корреспондент РАМН

Фото www.transorgans.ru
http://www.izbrannoe.info/12533.html

Док. 364628
Перв. публик.: 31.08.07
Последн. ред.: 04.09.07
Число обращений: 339

  • Готье Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``