В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Фурсенко: `Главное - научить человека учиться` Назад
Андрей Фурсенко: `Главное - научить человека учиться`
В России слово образование традиционно расценивается как часть общей культуры. При этом эксперты продолжают дискутировать о смысле и содержании данного термина. Редакция "Российского экспертного обозрения" обратилась к главе Министерства образования и науки РФ Андрею Фурсенко с просьбой высказать свой взгляд на то, каким должно быть современное образование в нашей стране.

"РЭО": В умах огромного числа россиян бытует представление "Наше образование - лучшее в мире". Согласны ли Вы, как министр и как эксперт, с этим утверждением? Отвечает ли отечественное образование требованиям времени? Что нужно сделать для того, чтобы россияне были способны и далее получать хорошее образование?


А.Ф.: Любая сфера нашей жизни, тем более такая чувствительная как образование, должна постоянно меняться. Лишь благодаря этому она может оставаться конкурентоспособной. Советское образование было действительно очень интересным, по многим параметрам конкурентоспособным, хотя называть его лучшим в мире я бы не стал. Советское образование отвечало существовавшим на тот момент социальным и экономическим запросам. Поэтому когда страна и общество кардинальным образом изменились, соответственно изменился и социальный заказ, и система не сумела ответить на новые вызовы времени. Если бы образовательная система сумела дать эффективный ответ, то и экономическая, и социальная сфера нашего общества не переживали бы тот кризис, который случился в 1990-е годы.

Исходя из этого, было бы неправильным утверждать, что наше образование было лучшим в мире. Вместе с тем, по целому ряду показателей оно являлось эффективным и более востребованным, в первую очередь в вопросах, связанных с наукой, с наукоёмкими отраслями экономики. В этих направлениях наши специалисты были востребованы во всём мире. Что касается подготовки специалистов в таких отраслях как экономика, юриспруденция, управление, то при существенном, качественном изменении общества мы оказались неконкурентоспособными. Кроме того, не следует забывать, что советское образование было очень оригинальным, своеобразным, и в этом также заключалась одна из черт его конкурентоспособности.


Для того, чтобы российское образование отвечало требованиям времени, в первую очередь необходимо адекватно воспринимать и оценивать нашу систему образования, понимать, в чём мы являемся лидерами и имеем преимущество, а в чём мы сегодня проигрываем, и честно признаваться в этом. Только тогда можно рассматривать варианты для ликвидации недостатков и сохранения лидирующих позиций в мире. Для этого система образования должна стать более открытой, должна чётче реагировать на запросы общества и экономики. Кроме этого, в нашей системе образования мы должны учитывать общемировые, глобальные вызовы, критически сравнивать себя с системами образования других стран. И понимать, что люди, которые в дальнейшем будут развивать нашу экономику, должны быть конкурентоспособны не только в России, но и в мире.


* * *

Наряду со спонсорством в сфере и общего, и профессионального образования, не менее важно, чтобы представители бизнеса, которые являются успешными людьми, непосредственно участвовали в образовательном процессе.

* * *

Это гарантирует привлекательность нашего профессионального образования, и, как следствие, мы можем бороться на мировом рынке образовательных услуг, обеспечивая не только финансовую базу нашего образования, но и, что гораздо важнее, интеллектуальную экспансию, продвижение наших стандартов в другие страны. Таким образом, надо создавать передовые технологии, привлекать в систему образования наиболее способных молодых людей, в том числе из-за границы, включая страны СНГ. При этом надо добиваться того, чтобы система образования была очень тесно интегрирована с наукой и экономикой. Правильно выстроенная система образования должна давать возможность студентам без барьеров и серьёзных сложностей встраиваться в экономику и активную жизнь.


Давайте также определимся с тем, что мы понимаем под хорошим образованием. Я думаю, что хорошее, качественное образование позволяет человеку в максимальной степени проявить себя и свои способности. Причём не только как профессионала, но и как личность в социуме. Хорошая система образования означает обучение ребёнка умению жить, быть человеком среди людей.


"РЭО": На сегодняшний день формальное образование (школьное и вузовское), наука, иные сферы, дающие человеку знания, навыки, обучающие его моделям поведения (от Интернета и мира литературы до СМИ и рекламы), фактически разделены. Какие механизмы может предложить Министерство образования и науки, чтобы заставить их работать на образование человека в качестве единого механизма?


А.Ф.: Я думаю, очень значима работа по созданию стандартов в сфере образования, правильного формулирования требований, как квалификационных - в сфере профессионального образования - так и общеобразовательных стандартов. Требуется понимать, что человек должен знать, уметь, какими навыками обладать, пройдя определённый уровень образования. При этом крайне важно, чтобы эти знания и умения человек мог применять в реальной жизни и, одновременно, чтобы они обеспечивали духовный рост человека. Например, одним из наиболее значимых критериев сегодня является толерантность, т.е. умение человека жить среди людей разных взглядов и чувствовать, что это разнообразие является огромным достоинством. Во многом наш потенциал для дальнейшего развития зависит от того, насколько мы, все разные, можем сотрудничать и двигаться вместе. На самом деле, это одна из основных задач образования - обеспечивать единство и многообразие общества.


Что касается определённой рассогласованности между различными факторами, формирующими личность, то я думаю, что не стоит видеть в этом противоречие, не стоит противопоставлять школу и опыт, полученный за её пределами. В школе мы должны научить человека учиться, научить его совершенствоваться в течение всей жизни. Очень важно научить ребёнка адекватно воспринимать информацию, поступающую извне, различные проявления социальной действительности, мыслить самостоятельно, делать выбор и быть ответственным за свои решения. И посредством воспитательной работы, и через фундаментальные дисциплины, и через практические навыки ребёнок должен учиться жить, воспринимать окружающий мир.


В целом, ребята должны быть не просто адаптированы, ведь нельзя предусмотреть всего, тем более в нашем стремительно меняющемся мире, но они должны быть готовы в каждой ситуации самостоятельно находить оптимальный путь для адаптации. Повторю, главное - научить человека учиться. Литература, Интернет, средства массовой информации и другие средства должны рассматриваться человеком как источник информации. Он должен уметь самостоятельно добывать необходимую для жизнедеятельности информацию и эффективно использовать её. Если ребёнка не научить адекватно оценивать информацию, правильно расставлять акценты, отбрасывать негатив, то, столкнувшись рано или поздно с негативными сторонами жизни, он пойдёт по асоциальному пути, не раскрыв свой потенциал и не принеся пользы ни себе, ни обществу.


"РЭО": Является ли, с Вашей точки зрения, "образование" рыночным понятием? Можно ли его сделать абсолютно окупаемым?

А.Ф.: Говорить, что образование никакого отношения к рынку не имеет, будет абсолютно неправильно. Но сводить всю систему образования к рыночным отношениям будет ещё большей ошибкой. Система образования - это важнейший инструмент социализации, социальный лифт. Поэтому чисто рыночным институтом оно никогда не будет.


"РЭО": Ряд бизнес-структур сегодня участвуют в развитии образования, оказывая спонсорскую помощь вузам или выступая в роли меценатов. Может ли такая связка "бизнес-образование" обеспечить модернизацию современного образования, сделать его соответствующим требованиям времени?

* * *

Если ребёнка не научить адекватно оценивать информацию, правильно расставлять акценты, отбрасывать негатив, то, столкнувшись рано или поздно с негативными сторонами жизни, он пойдёт по асоциальному пути...

* * *

А.Ф.: Участие представителей реальной экономики в образовании крайне важно. Более того, мне кажется, что в этом участии финансовые инструменты не должны быть определяющими. На мой взгляд, наряду со спонсорством в сфере и общего, и профессионального образования, не менее важно, чтобы представители бизнеса, которые являются успешными людьми, непосредственно участвовали в образовательном процессе. Необходимо, чтобы они напрямую общались и со школьниками, и со студентами, давая им знания о реалиях и помогая им правильным образом встраиваться в жизнь. Человек-практик обладает не меньшим опытом и ценными знаниями, чем теоретик. Скажем, во многих иностранных вузах среди профессоров в большом количестве присутствуют представители бизнеса. Они создают определённое сообщество, которое является питательной средой в том числе и для самого бизнеса в дальнейшем.


Одной из частей приоритетного национального проекта "Образование" является создание двух бизнес-школ мирового уровня в России. В этом процессе принимают активное участие представители бизнес-сообщества. В частности, они даже выразили готовность большую часть расходов по созданию бизнес-школ взять на себе. Крайне важно, и они в этом с нами согласны, чтобы бизнес не ограничивался финансовыми вопросами, а активно участвовал в оценке курсов обучения, образовательных технологий, выработке квалификационных стандартов. Если это произойдёт, то бизнес-школы действительно смогут занять лидирующие позиции не только в России, но и в мире.


"РЭО": Какова на сегодняшний день корреляция между дипломированными специалистами и квалифицированными работниками? В чём видит Министерство образования и науки свою роль в деле обеспечения должного уровня такой корреляции?


А.Ф.: Как правило, человек с более высоким уровнем образования является более высококлассным специалистом и говорить о корреляции в данном случае вполне уместно. Даже если человек работает не по своей специальности, определённый уровень социализации, уровень фундаментальных знаний играет не последнюю роль. Более квалифицированный человек, как правило, имеет лучшее образование, даже если оно напрямую и не связано с его местом работы в настоящий момент.


В целом, и в плане социального статуса людей, и в плане их личного успеха, немаловажно, чтобы они были востребованы, причём востребованы именно по тому направлению, которое выбрали для себя как главное. Желательно, чтобы молодой человек, по крайней мере, на первых порах мог применить знания, полученные в процессе обучения. Если систему общего образования мы рассматриваем в первую очередь как повышение культуры и социализацию человека, то профессиональное образование во многом является базой, которая позволяет человеку чувствовать себя уверенней.

* * *

Наряду со спонсорством в сфере и общего, и профессионального образования, не менее важно, чтобы представители бизнеса, которые являются успешными людьми, непосредственно участвовали в образовательном процессе.

* * *

Качественным специалист становится в том случае, если он имеет и хорошую базу, и обладает необходимыми практическими знаниями. Возьмем очень распространённую профессию программиста. Квалифицированный человек, человек с хорошей школой, с фундаментальными знаниями и опытом, очень быстро может найти себя. Если же обучение велось исключительно на абстрактных примерах, то в лучшем случае ему надо будет доучиваться, в худшем - переучиваться. И то, и другое создаёт у молодого человека психологический дискомфорт, поскольку то, чему он отдал своё время и силы, не востребовано или востребовано не в полной мере. Поэтому данная корреляция очень важна. При этом роль Министерства образования и науки состоит, во-первых, в создании стандартов образования и образовательных технологий, с участием работодателей, общественных организаций. Во-вторых, Министерство должно помогать организовывать образовательных процесс таким образом, чтобы человек на всех этапах обучения был свободен в выборе образовательной траектории, был бы в максимальной степени информирован о том, какие требования предъявляет жизнь.


"РЭО": Какие критерии Министерство образования и науки полагает основными для оценки результатов образования?


А.Ф.: Я уже отчасти говорил об этом. Если в целом, то самое главное - насколько востребован человек и насколько он считает себя успешным после завершения того или иного уровня образования. Притом что этот успех опять же должен коррелировать с тем образованием, которое он получил. Если после определённых этапов жизни человек считает, что он успешен, и успешен за счёт того, что его правильно учили, это и есть наиболее оптимальный критерий. Другое дело, что этот критерий сложно формализовать, поскольку это требует создания достаточной мощной системы мониторинга, оценивающей результативность полученного образования. Но, в общем, я полагаю, что любая оценка системы образования может быть только внешней.


"РЭО": Национальный проект в образовании, по мнению некоторых экспертов, может привести лишь к распылению средств вместо решения вопроса о том, каково должно быть содержание образования. Что должно сконцентрироваться в национальном проекте "Образование"?


А.Ф.: Национальный проект "Образование" является долгосрочным проектом. Не все видят, что денежные выплаты - не только "сегодняшняя" точечная поддержка отдельных успешных преподавателей и учебных заведений. Национальный проект имеет своей целью "завтрашние" системные изменения в образовании. Его реализация способна привести к качественному улучшению всей системы образования. Если хотите, национальный проект это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь они ещё и ресурсно обеспечены.

http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=1101&ids=123

No1 (15), 2006


Док. 364324
Перв. публик.: 03.01.06
Последн. ред.: 03.09.07
Число обращений: 262

  • Фурсенко Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``