В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Шелищ: Наш потребитель впечатлителен и легковозбудим. Назад
Петр Шелищ: Наш потребитель впечатлителен и легковозбудим.
С этого года нам предстоит жить по обновленному закону "О защите прав потребителей". МАП направил в Госдуму поправки к закону, и сейчас они активно обсуждаются. О том, что принципиально нового предлагают законодатели и как сегодня работает система защиты прав потребителей в России, "РК" рассказал депутат Государственной думы, председатель Союза потребителей России Петр ШЕЛИЩ.

- Прежде всего обновленный закон "окультурит" дистанционные продажи. Сейчас в этой сфере у нас просто беда. Ведь покупки, к примеру, через Интернет - это почти на 100% покупки, совершаемые неизвестно у кого. Если что-то случится с вашим товаром, вы не сможете найти продавца, потому что, как только к виртуальным продавцам появляются первые претензии, сайт тут же закрывается: никто не хочет отвечать ни по каким обязательствам, а наш закон сегодня этому благоприятствует. Поправки же обяжут виртуальных продавцов оставлять свои физические координаты, по которым покупатель сможет предъявить претензии. Еще одна принципиальная норма вводит так называемый "период охлаждения". То есть если потребитель приобрел что-то, скажем, в интернет-магазине, ему дается 10 дней, чтобы решить, действительно ему нужна эта вещь или нет. В течение этого срока покупатель вправе будет вернуть товар без объяснения причин.

- Складывается впечатление, что обновленный закон сделает дистанционную торговлю менее привлекательным бизнесом...

- Знаете, особенность российского потребителя в том, что он очень впечатлителен и легко возбудим. Вот он увидел что-то в телевизионном "магазине на диване", и ему тут же хочется это купить. Он набирает номер продавца, делает заказ, который ему быстренько привозят, и только потом понимает, что на самом деле эта вещь ему совсем не нужна и он зря потратил деньги. Наверное, российский потребитель еще не вполне созрел для такого рода услуг.

- Чего еще нам ждать от обновленного закона?

- Он облегчит взаимоотношения российского потребителя и зарубежных производителей. Все иностранные производители, поставляющие свои товары в Россию, обязаны будут иметь тут своих представителей. Сегодня к производителям импортных товаров обращаться бесполезно - они находятся вне юрисдикции российского законодательства, поэтому вам никто ничего не возместит, даже если в товаре обнаружен производственный брак. К примеру, недавно одна женщина купила машину в автосервисе в Кунцеве, рекламировавшем себя как официального дилера компании "Мицубиси". В автомобиле сразу обнаружился брак. Покупательница предъявила претензии "официальному дилеру", но, как оказалось, он таковым вовсе не был - машина в этот сервис попала неизвестно по какой цепочке. Предъявлять же претензии к "Мицубиси" сегодня бесполезно, поскольку эта компания не подчиняется российским законам.

И все-таки МАП в своих поправках не учел ряд наших предложений, которые мы намерены продолжать отстаивать.

- Какие именно?

- К примеру, к закону сделана поправка, которая, если она, конечно, будет принята, существенно ухудшит положение потребителей. Сейчас гражданин, купивший некачественный товар, имеет три возможности: вернуть товар и получить деньги обратно, обменять товар или осуществить гарантийный ремонт. Конечно, связываться с гарантийным ремонтом никто не хочет - да и зачем, если товар можно просто обменять. Но после принятия поправки к закону ситуация изменится. Скажем, вы купили новый телевизор, который плохо работает. Но прежде чем вы докажете, что поломка существенная и вам необходима замена товара, предстоит еще помучиться, таская этот телевизор в гарантийный ремонт и доказывая, что пользоваться им невозможно именно из-за заводского брака. Правда, по новому закону можно будет потребовать, чтобы вам пригнали машину, отвезли на ней телевизор в мастерскую, а потом привезли назад... Но тогда каждый раз придется целый рабочий день сидеть дома, дожидаясь, пока эта машина приедет. Мы считаем, что это неправильно.

- А МАП считает, что в противном случае начнется расцвет потребительского экстремизма...

- Мы знаем, что потребительский экстремизм существует. Есть люди, которые живут за счет того, что покупают вещи, пользуются ими, а в конце гарантийного срока намеренно их портят и обменивают, а потом еще судятся и получают неустойки. Но таких людей в огромной России хорошо если с десяток наберется. Остальные же миллионы потребителей - нормальные люди! И мы будем бороться, чтобы эта поправка не прошла.

Есть в новом законе еще одна норма, также ущемляющая права потребителей. Сегодня, если вы в течение гарантийного срока принесли товар и говорите, что он бракованный, продавец должен доказать, что вы не правы: он должен назначить экспертизу, в которой может участвовать потребитель. А по новой редакции закона уже потребитель должен будет доказывать, что продавец продал ему брак. С какой стати? Ведь смысл потребительского законодательства в том, что покупатель - сторона заведомо более слабая, чем продавец: потребитель не обладает товароведческими знаниями, у него нет юридической службы и т.д.

Еще одно нововведение, которое мы намерены отстаивать, касается российской системы указания цен на ценниках. Почему в наших магазинах цены указываются в у. е.? Что это за валюта такая?

- Вы выступаете за запрет у.е.?

- Вовсе нет. По большому счету все равно, в чем указываются цены - хоть в тугриках! Но в рублях-то их надо указывать обязательно! Кроме того, мы считаем, было бы очень полезно на ценниках социально значимых товаров указывать не только розничную цену, но и отпускную цену производителя или импортера. Это способствовало бы снижению огромной торговой наценки, особенно на рынке лекарств, которые в аптеке во много раз дороже, чем при выходе с предприятия.



РУССКИЙ КУРЬЕР, Город: МОСКВА

Дата: 18 марта 2004

Док. 364249
Перв. публик.: 18.03.04
Последн. ред.: 03.09.07
Число обращений: 304

  • Шелищ Петр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``