В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Технические регламенты должны быть упрощены Назад
Технические регламенты должны быть упрощены
В Правительстве и Государственной Думе РФ идет активная работа по разработке и принятию технических регламентов, призванных повысить безопасность производства и качество выпускаемой продукции. О ходе реформы технического регулирования рассказали на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС руководитель Экономической рабочей группы при Администрации президента РФ Антон Данилов-Данильян, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский, директор Департамента технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики Марина Глазатова.

Из стенограммы пресс-конференции

ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН: Реформа технического регулирования - тема, которая становится все более злободневной и острой, вследствие тех происшествий техногенного характера, которые происходят с "завидной" регулярностью: происходят обрушения строительных конструкций, серьезное нарушение норм в других сферах приводит к тому, что выпускаемая на рынок продукция становится опасной для потребления или эксплуатации.
Поэтому можно однозначно сказать: реформе - быть. Именно отсутствие реально действующих технических регламентов и приводит к тому, что возникает множество ЧП. Если вы - директор предприятия, и перед вами - десятки тысяч различных документов, где содержатся требования по безопасности, то вы просто не способны охватить всю эту систему. Даже крупные предприятия не знают, что конкретно требует от них государство и что нужно исполнять. Без реформы все путаются - и проверяемые, и проверяющие, и суд, и прокуратура.
Как справедливо сказал Дмитрий Медведев на недавнем заседании Правительства, нужно упростить все процедуры, которые и тормозят эту реформу.
ГЛАЗАТОВА: Я хотела бы рассказать о том, как идет разработка технических регламентов. Подчеркиваю, что разработка началась всего год назад. Правительственная программа была принята в ноябре 2004 года, а с января 2005 года началась разработка регламентов. Всего в разработку было запущено 80 проектов - я имею в виду только правительственную программу. Из них уже 55 проектов Федеральных законов находятся в стадии публичного обсуждения. Реформа наконец-то обрела совершенно реальные контуры. Работа шла ускоренными темпами, но в результате мы сделали практически новый для российского правового поля документ - здесь ассимилированы и технические нормы, и правовые.
Мы внесли на рассмотрение в Правительство пять проектов технических регламентов, по которым пройдены все процедуры, предусмотренные законом и регламентом Правительства. Наш министр, Виктор Борисович Христенко, попросил аппарат Правительства рассмотреть их в ускоренном порядке, чтобы они затем были направлены в Государственную Думу.
Это следующие регламенты: "О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства", "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности химических производств", "О безопасности лакокрасочных материалов и растворителей", "О безопасности машинного оборудования". При их разработке были проанализированы как российские, так и международные документы, относящиеся к сферам регламента. Регламенты гармонизированы с европейскими директивами, международными нормами и правилами, а также обязательствами Российской Федерации.
Регламент в процессе разработки обязательно обсуждается со всеми заинтересованными участниками: здесь и наука, и производители, и потребители, и федеральные органы власти.
В ближайшее время будут внесены на рассмотрение и другие регламенты. В 2006 году предполагается внести в Правительство 41 проект.
ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН: Попытки внесения регламентов в Правительство были и раньше. Всего было 16 таких проектов, но они были возвращены на доработку. Как и любой сложный документ, это компромисс между различными сторонами и точками зрения. И, как и любой компромисс, он всегда кого-то не удовлетворяет, даже когда ложится на подпись Президента Российской Федерации. Но надо понимать, что процесс согласования не может длиться бесконечно.
На рассмотрение Государственной Думы уже внесено 8 инициативных разработок, среди них технический регламент по косметической продукции, по соковой промышленности, по молочной промышленности, по водоснабжению, водоотведению и водопользованию.
МЕДИНСКИЙ: Я хотел бы добавить в список регламент об электромагнитной совместимости и безопасности устройств для развлечений - имеются в виду аттракционы. К сожалению, этих проектов больше, чем правительственных. Абсолютным чиновничьим издевательством над здравым смыслом можно назвать ситуацию, когда Минпромэнерго затрачивает колоссальные усилия и бюджетные средства на согласование и подготовку регламентов, отправляет их в Белый дом, откуда они возвращаются обратно - и это повторяется 16 раз. Госдума как раз и является той площадкой, где эти конфликтные ситуации могли бы сниматься, если техрегламент подготовлен, оплачен, если он прошел все необходимые процедуры. Если мы будем искать компромисс на уровне аппарата Правительства, давайте отменять реформу! В чем корень зла - в том, что нет регламента, или в том, что не отработана процедура их внесения в качестве законопроекта?! Бизнесу легче внести регламент, чем правительству, а это неправильно.
ВОПРОС: В свете вступления в ВТО, не придется ли вносить доработки в подготовленные проекты?
ГЛАЗАТОВА: Когда готовится технический регламент, просматриваются все международные обязательства и документы, относящиеся к этой сфере. Они исполняются в безусловном порядке.
ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН: Вступление в ВТО предполагает длительный переговорный процесс. Закон о техническом регулировании, вступивший в действие в 2003 году, был признан всеми вполне достаточным документом. Он предполагает семилетний переходный период, чтобы сфера технического регулирования приняла бы действительно современный вид. Все переговорщики с этим полностью согласились.
ВОПРОС: Чем обусловлен вынос на рассмотрение именно этих регламентов?
ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН: Я бы не сказал, что это "слабые места". Напротив, это наиболее подготовленные к настоящему моменту тексты.
ВОПРОС: Будет ли предусмотрено реформой ужесточение ответственности за нарушение норм регламента?
ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН: Когда непонятны нормы, тогда и ответственность расплывчата. Когда же каждый вид предпринимательской или хозяйственной деятельности описывается более-менее однозначно, в соответствии со всеми нормативными актами, то само общество может определить ущерб и степень ответственности за него, а также оценить все риски.
ГЛАЗАТОВА: Могу подтвердить, что ответственность будет совсем другая, потому что раньше нормы были приняты ведомственными актами, а сейчас это Федеральный закон. И никаких "согласованных отклонений", которые практикуются сейчас, быть не может.
ВОПРОС: Как скажется реформа на самих предприятиях - их затраты увеличатся или уменьшатся?
ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН: В одних случаях придется приводить производство в соответствие с новыми требованиями, в других ничего принципиально не изменится. Главное, что сама ситуация прояснится. При этом предусмотрен переходный период (стандартный - в полгода) для разработки всех нюансов и методов достижения показателей регламентов. Методика достижения могут быть разные, но методика расчета - одинаковая для всех. Если предприятий, которые не могут выполнить все требования, оказывается довольно много, это повод, чтобы отсрочить вступление в силу техрегламента на срок более полугода, чтобы дать производителям возможность подготовиться.
ГЛАЗАТОВА: Качество технического регламента определяется публичным обсуждением. Если получился документ, по которому нет крупных противоречий, значит, найден компромисс - то есть документ, по которому готовы работать все и который может быть реализован.
ВОПРОС: Из представленных в Госдуму проектов нет напрямую связанных со строительством. Учитывая возросшее количество техногенных катастроф, не собираетесь ли вы форсировать разработку и принятие регламентов в этой сфере?
ГЛАЗАТОВА: Все строительные нормы и правила, которые действуют сейчас, обязательны для исполнения и будут действовать до 2010 года. Если кто-то - например, проектировщик или строители - их не выполняет или кто-то принимает неправильно построенные дома, то они и должны отвечать по полной программе. К разработке готовятся два строительных регламента, которые будут представлены в конце 2006 года, но регламенты абсолютно не связаны с тем кошмаром, который творится сейчас в строительной сфере.
http://medinskiy.ru/
viperson.ru

Док. 364238
Перв. публик.: 17.04.06
Последн. ред.: 21.08.12
Число обращений: 324

  • Христенко Виктор Борисович
  • Мединский Владимир Ростиславович
  • Данилов-Данильян Антон Викторович
  • Глазатова Марина Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``