В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Шелищ: `Когда есть нечего, качество волнует не очень`. Назад
Петр Шелищ: `Когда есть нечего, качество волнует не очень`.
Чего ждут россияне от нового правительства и президента

Раньше государство гарантировало каждому "удовлетворение базовых потребностей" - минимума, достаточного, чтобы каждый чувствовал себя относительно сытым. Эта норма из российского законодательства была исключена, что председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ считает большой ошибкой, повлекшей за собой негативные последствия. За чертой бедности сегодня около 20 млн. человек, из них 2, 5 млн. постоянно испытывают чувство голода.

Матрас гореть не должен!

- Нам хочется верить, что в стране формируется более деловой стиль решения актуальных проблем, предполагающий постановку совершенно конкретных задач, - сказал Петр Шелищ и прокомментировал право "быть сытым". - У нас нет сегодня четко отлаженной системы социальной защиты населения. Объявленная президентом борьба с бедностью носит довольно отвлеченный характер. Перераспределить внутренний валовой продукт на 20 миллионов человек вряд ли возможно. Но в рамках борьбы с бедностью важнейшая государственная задача прежняя - победить голод. А для этого нужен даже не весь прожиточный минимум, а 40%. На эти цели необходимо заложить в федеральный бюджет на 2005 год 10 миллиардов рублей. Когда мы говорим о правах потребителя, то чаще всего вспоминаем качество товаров и услуг. Но базовое право - это доступность. Если человек не может купить себе еду, то и ее качество его не очень-то волнует. Например, мужчина-петербуржец в тех же климатических условиях живет на 12 лет меньше финна. То, что мы едим, пьем, носим, - все это сокращает нашу жизнь. И постулат "будем жить богаче - будем жить дольше" всего не объясняет. Ни в одной стране мира не погибает столько людей от паленой водки, аварий на дорогах и пожарах. Именно у нас горит то, что гореть не должно: заснул с сигаретой - не проснулся. Хотя постель не должна загораться от сигареты! В США, чтобы получить разрешение на реализацию, проверяют матрасы на пожаростойкость: кладут десять дымящихся сигарет, которые на этом матрасе должны истлеть...

Потребитель поумнел

Социологические опросы, проводимые Союзом потребителей РФ, показали, что за последние 9 лет доля потребителей, чьи права были нарушены в течение года, снизилась на 15 пунктов - с 93 до 78%. По-прежнему больше всего претензий к качеству продуктов питания. На втором место претензии к качеству жилищно-коммунальных услуг, затем нарушения, связанные с обсчетом и обвесом покупателей. В результате различных нарушений потребительских прав 23% опрашиваемых был причинен ущерб здоровью, моральный - 55%.

Данные социологов вроде должны радовать: российский потребитель стал умнее и научился свои права отстаивать. Число не знающих вовсе о таком явлении, как возмещение ущерба, снизилось в два раза. В большинстве случаев пострадавшие обращались непосредственно к виновникам нарушения своих прав: в 60% таких случаев потребители добились положительного результата. Но все так же велика доля тех, кому довелось "пройти сквозь огонь и воду", обивая в поисках правды пороги госведомств и общественных объединений. В целом борьбу за права социологи признают успешной: российский потребитель наконец-то начинает верить в торжество справедливости. Отъявленных скептиков стало меньше в три раза. Труднее всего, как подтверждает практика, возместить ущерб при нарушении медицинских услуг, услуг городского пассажирского и железнодорожного транспорта, при предъявлении претензий к качеству алкогольной продукции. Предлагаемый ассортимент товаров вполне удовлетворяет большую часть опрошенных. А не хватает потребителю услуг прачечных, химчисток и по ремонту обуви, из товаров же недостает одежды. Тревогу вызывает рост цен на мясо, молоко и особенно на хлеб. Суть проблем, требующих решения, не изменилась: высокие цены и тарифы, низкое качество, большие потери времени, недостаточная безопасность. Больше претензий стали предъявлять к качеству торгового обслуживания, общественного питания, пригородного пассажирского транспорта, услуг парикмахерских и ателье. Немалое беспокойство потребителям доставляет уровень безопасности практически на всех видах пассажирского транспорта, а также в сфере отдыха и туризма. Позитивным моментом явилось и то, что за последние пять лет российские потребители стали чувствовать себя значительно увереннее в материальном плане. За прошедший год успехов на ниве собственного благосостояния добились предприниматели и люди с доходом выше среднего уровня. Мало радости принес год сельским жителям, пожилым и пенсионерам, лицам с неполным образованием и тем, чьи дохода среднего уровня не достигают. Почти 50% связывают свое материальное благополучие с политикой властей. Однако все больше людей рассчитывают на собственные силы, связывая материальный достаток с карьерным ростом, учебой, повышением квалификации, бизнесом. Такая ориентация преобладает в среде молодежи, служащих, предпринимателей, лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, имеющих средние и высокие доходы.

Пенсионеры и домохозяйки уповают на благополучие родных и близких - 20%. А 2% в качестве залога достойной жизни называют международные отношения. Примечательно, что женщины более оптимистичны в оценке итогов 2003 года.Имя стоит большох денег"

- Не менее важным правом потребителя является доступ к информации о товарах и услугах, - отметил Петр Шелищ. - Информирован, значит, вооружен. Но с этим потребителю без помощи государства не справиться. Рынок сегодня заполнен контрабандой. Покупая продукцию известной фирмы, мы платим по большей части за раскрученный бренд, стоимость которого складывается из разницы рыночной стоимости товара и стоимости материальных активов. Но если вместо кока-колы вам под этой маркой продают водопроводную воду из химического цеха эссенций, страдаете и вы, и производители кока-колы. Я не столько забочусь о благосостоянии этой компании, но все же, чтобы покупатель знал имя, нужно иметь прочное место на рынке, предварительно вложив в рекламу огромные деньги. С моей точки зрения, это проблема номер один на российском рынке. Нас заверяют, мол, ничего страшного, на европейских рынках тоже имеется контрабанда. Но там, где у них пять процентов, у нас 50. Количество обуви на рынке в семь раз превышает объем произведенной и ввезенной в страну Если бы каждая зарубежная компания имела свое официальное представительство в России, то и проблем было бы меньше, по крайней мере, знали бы, с кого спрашивать...

Не лучше обстоят дела и с дистанционной продажей. Покупая товары в интернет-магазине, вы стопроцентно покупаете их у неведомо кого. Стоит возникнуть первым претензиям, сайт исчезает, потому как никто не хочет связываться с обменом, возмещением и прочее. Но любой магазин - реальный или виртуальный - должен иметь лицензию. Найти же реальное местоположение интернет-магазина крайне трудно, только с помощью прокуратуры, по физическим координатам, оставленным на чеке или гарантийном письме. Поэтому мы считаем, что необходимо ввести в правила интернет-торговли так называемый "период охлаждения", когда потребителю дается десять дней, в течение которых он может вернуть товар без объяснения причин.

Петр Шелищ убежден, что требования к безопасности товаров и услуг устанавливались федеральным законодательством, а не ведомственными нормативными актами. Подобное изменение поможет активнее бороться за потребительскую безопасность товаров и услуг.





КУРАНТЫ, Город: МОСКВА

Дата: 17 марта 2004

Док. 364224
Перв. публик.: 17.03.04
Последн. ред.: 03.09.07
Число обращений: 299

  • Шелищ Петр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``