В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Космические планы России Назад
Космические планы России
Федеральное космическое агентство озвучило свои головокружительные планы

В пятницу глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов дал в Москве большую пресс-конференцию, на которой были озвучены планы России по освоению ближнего и дальнего космоса на долгосрочную перспективу. Среди них строительство нового космодрома, создание посещаемой базы на Луне, развертывание системы защиты Земли от астероидов, а к 2040 году - пилотируемая экспедиция на Марс.

Предложения Роскосмос предлагает реализовать в три этапа. На первом этапе, рассчитанном до 2015 года, будут решаться три задачи: завершение сборки российского сегмента Международной космической станции, повышение эффективности космической транспортной системы, создание научно-технического задела для следующих этапов.


"В конце 2006 года Перминов заявил, что до 2010 года США полностью работают по "шаттлам", после 2010 года - до 2015-2020 годов - они будут работать на российских космических кораблях для полетов на МКС" В ходе второго этапа (2016-2025 годы) предполагается создание средств выведения и транспортных систем нового поколения, а также запланирован пилотируемый полет на Луну и построение российской станции на окололунной орбите. Готовность к посадке на Луну предполагается обеспечить к 2025 году. "Развертывание орбитальной станции РФ на Луне, согласно нашей стратегии, должно быть осуществлено в 2027-2032 годах", - сказал Анатолий Перминов. Кроме того, Россия предполагает продлить эксплуатацию МКС до 2020 года (назначенный ресурс станции истекает в 2015 году).

В рамках третьего этапа долгосрочной программы, после 2035 года, планируется полет на Марс и создание системы астероидной безопасности Земли.

Конечно, планы, озвученные главой космического ведомства, выглядят пока декларативно, еще не раз и не два они будут изменены и скорректированы. Но все большие программы начинаются с деклараций: вспомним хотя бы лунную программу США, начавшуюся с заявления президента Кеннеди. Начинать же следует ab ovo: со строительства космодрома. А с этим Роскосмос до сих пор не определился. "Если мы создаем новый пилотируемый корабль, в частности для полетов на Луну, то для него требуется новая ракета-носитель, а для нее - новый старт. Где строить новый старт, мы еще не решили. Но я считаю, что надо рассматривать (для строительства нового стартового комплекса) не только Байконур, но и всю территорию России", - заявил Перминов.

Однако со строительством стоит поторопиться, оно займет не один год и потребует не один миллиард долларов. Возможно, именно отсутствие должного финансирования до сих про не позволила Роскосмосу начать строительство объекта, необходимость которого давно назрела. Кроме того, очевидны сложности другого плана: на территории нашей страны подходящих площадок практически нет. По условиям баллистики космодром выгодно размещать как можно ближе к экватору. Лучше всего этим условиям соответствуют такие регионы, как Сахалин и Приморье, но там отсутствует необходимая для нормального функционирования объекта инфраструктура.

Печальная судьба космодрома Свободный (Амурская область), закрытого постановлением правительства в марте этого года, тому пример. Старт был построен, а на коммуникации денег не хватило. Всего с дорогостоящего объекта, обошедшегося казне в кругленькую сумму, за 10 лет было запущено пять спутников - один российский и четыре зарубежных. Последний - израильский Eros B - был запущен в ночь на 26 апреля 2006 года.

В общем, задача строительства новой космической гавани масштабная и чрезвычайно затратная. Это признает и сам Перминов: 22 августа он заявил, что вопрос о строительстве новой стартовой площадки может быть поднят только после появления нового типа космического корабля. "Я лично не вижу альтернативы, по крайней мере в области пилотируемой космонавтики, космодрому Байконур на период до 2040 года", - сказал глава федерального агентства.

Необходимо решительнее взяться и за создание перспективной транспортной системы. Что бы ни заявлял господин Перминов, корабль "Союз", несмотря на свою потрясающую надежность, морально устарел, а замены ему не видно: тендер на создание альтернативной транспортной системы фактически провален, работы по многоразовому кораблю "Клипер" идут в вялотекущем режиме и в основном в головах конструкторов.


Вообще, в ближайшее время вопрос с космическим транспортом встанет очень остро: Соединенные Штаты намерены прекратить эксплуатацию "шаттлов" после 2010 года. Впрочем, руководитель российской космонавтики считает, что эксплуатация кораблей этого типа продолжится и дальше: "В 2010 году, по заявлению руководителя NASA, "шаттлы" прекратят свои полеты. Эти корабли многие критикуют, но я считаю, что они достаточно надежны. Возможно, 2010 год подойдет, а "шаттлы" будут летать нормально еще долго".

Между тем американцы уже начали программу по созданию корабля Orion, который в будущем заменит космические челноки. Отвечая на вопрос, не отстанет ли Россия от США и не потеряем ли мы рынок пилотируемых полетов, глава Роскосмоса подчеркнул, что "у нас с США нет сейчас никакой гонки. Поскольку финансирование NASA в 16 раз превышает финансирование Роскосмоса, Россия не может конкурировать в этой области, не нанося урон космическим предприятиям и сотрудникам". В конце 2006 года Перминов заявил, что до 2010 года США полностью работают по "шаттлам", после 2010 года - до 2015-2020 годов - они будут работать на российских космических кораблях для полетов на МКС. Вероятно, у него есть основания для таких заявлений.

Собственную же перспективную транспортную систему Россия планирует создать не ранее 2015 года. Пилотируемая платформа нового типа, которую планируется создать в период с 2016 по 2025 год, позволит проводить сборку космических кораблей на околоземной орбите. По словам Перминова, собранные корабли будут использоваться для полетов на Луну и Марс.

Кроме того, данная платформа, утверждает глава Роскосмоса, будет решать ряд других задач, таких как покрытие телевизионными и сигналами телефонной связи северных областей России и Арктики. "Будет ли этот проект российским или международным, сказать сейчас я не могу. У нас пока он рассматривается как российский", - сказал Перминов. При этом он подчеркнул, что новый проект не будет напоминать Международную космическую станцию. "Это никакая не МКС, мы не планируем повторять то, что прошли", - подчеркнул он.

Перминов добавил, что в проекте разработки перспективного космического корабля, который разрабатывается в России, может принять участие Европейское космическое агентство, а также агентства других стран. "Это проект нашей разработки, и в любом случае мы его будем реализовывать - самостоятельно или с другими странами", - подчеркнул Перминов. А пока, до реализации базовых программ - строительства нового космодрома и запуска в серию нового транспортного корабля, - говорить о дальнейших этапах освоения космоса бессмысленно.

Впрочем, есть надежда, что под развитие перспективных космических технологий будут выделены достаточные средства. Говоря об отношении властных структур к предложенной Роскосмосом программе, Перминов сказал: "Отторжения этой программы нет. В ближайшие несколько месяцев вы будете свидетелями этому". Поживем - увидим, как говорится.

http://www.vz.ru/2007/8/31/




Док. 363620
Опублик.: 01.09.07
Число обращений: 357

  • Перминов Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``