В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Презентация совместного доклада В. Княгинина и П. Щедровицкого выставлена на сайте ЦСР `Северо-Запад` Назад
Презентация совместного доклада В. Княгинина и П. Щедровицкого выставлена на сайте ЦСР `Северо-Запад`
На сайте Центра стратегических разработок "Северо-Запад" выставлена презентация (PowerPoint, 14 слайдов) совместного доклада Владимира Княгинина и Петра Щедровицкого "Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере высшей школы в Российской Федерации".

Доклад был представлен на Третьей ежегодной конференции по вопросам образования для стран Европы и Центральной Азии "Актуальность и качество образования", прошедшей в Санкт-Петербурге с 4 по 6 октября. Организаторами мероприятия стали Всемирный банк и Министерство образования и науки РФ.

Конференция проводится ежегодно в одной из стран Европы и Центральной Азии и становится одним из значимых событий в области образования в регионе. В этом году мероприятие было организовано в рамках председательства России в "Группе восьми" и проходило под эгидой Всемирного банка и Министерства образования и науки РФ.

В конференции приняли участие более 150 представителей 25 стран. Среди них ведущие специалисты в области образования: министры образования и официальные представители стран региона, члены неправительственных организаций, ученые и международные эксперты.

На открытии конференции выступили Кристалина Георгиева, Директор и Постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации, Сергей Тарасов, вице-губернатор С-Петербурга, Дмитрий Ливанов, заместитель министра образования и науки РФ, статс-секретарь министерства и Робин Хорн, руководитель сектора Образования Всемирного банка.

В ходе трехдневной работы обсуждались конкретные направления реформирования образования в странах ЕЦА, отражающие происходящие изменения на национальных и глобальных рынках труда, подходы к повышению качества образования и оценке результатов обучения, пути предоставления равного доступа к качественному образованию для всех учащихся, направления для международного сотрудничества с целью выработки общих подходов к предоставлению современных образовательных услуг, адекватных потребностям экономики знаний.

Особое внимание на конференции было уделено вопросу взаимодействия образования и рынка труда. Так, по мнению заместителя министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, "российская система образования сегодня отстает от запросов рынка. Поэтому одна из задач проходящей сейчас модернизации системы образования - повышение ее адаптивности".

В тематической секции "Образование, профессиональные навыки и рынок труда" выступили известные эксперты в данной области Франк Леви (Массачусетский институт технологий, США), Гордон Бетчерман (ведущий экономист Всемирного банка), а также Владимир Княгинин (директор Центра стратегических разработок "Северо-Запад").

Владимир Княгинин представил доклад "Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере высшей школы в Российской Федерации", подготовленный совместно с членом Правления ЦСР "Северо-Запад" Петром Щедровицким. В докладе приведены данные исследований, проведенных ЦСР "Северо-Запад" в 2005-06 года.

Как было отмечено в выступлении, экономический рост в нашей стране связан со структурной перестройкой экономики и трансформацией рынка труда (достаточно сказать, что в 1990-е годы 40% российских работников сменили профессию, а с 1989 по 2002 год наша страна только официально приняла 11 млн. человек иммигрантов). Однако рынок труда России трансформируется медленнее, чем меняется общая экономическая ситуация в стране, что приводит к дисбалансу. Дефицит кадров возникает даже в растущих и финансово устойчивых отраслях отечественной экономики. Так, согласно опросу работодателей, проведенному ЦСР "Северо-Запад" в 10 российских регионах, более 59% респондентов, работающих в области электроэнергетики, 64% - в химической и нефтехимической, 60% - в машиностроительной отраслях отметили, что испытывают дефицит кадров.

"Сегодня рынок образовательных услуг отделен от рынка труда. В подготовке кадров вузы больше ориентируются на запросы абитуриентов и их родителей, а не работодателей. В итоге система профобразования не является механизмом синхронизации процессов, которые происходят в экономике и на рынке труда", - подчеркнул Владимир Княгинин.

Между тем, отметил докладчик, российские вузы мало связаны и с рынком технологий. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки вузы в 2004 году составляли всего 5,5% всех объемов НИОКР. В результате высшая школа не создает новые кадровые позиции на рынке труда и отстает в подготовке специалистов от потребностей компаний.

По мнению авторов доклада, для приведения российского рынка труда в соответствие с общей динамикой экономических процессов в стране необходимо осуществление ряда модернизационных программ в сфере высшего профессионального образования. Программы должны быть направлены на еще большую интеграцию рынка труда и рынка образовательных услуг, развитие инновационно-технологического потенциала вузов, структурное преобразование системы профобразования в России.

http://www.rusrev.org/content/news/default.asp?shmode=2&ids=115&ida=1454

16.10.2006

Источник: www.csr-nw.ru


Док. 363499
Перв. публик.: 16.10.06
Последн. ред.: 31.08.07
Число обращений: 279

  • Щедровицкий Петр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``