В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Христенко: `Следует ожидать реконфигурации промышленно-энергетической карты России` Назад
Виктор Христенко: `Следует ожидать реконфигурации промышленно-энергетической карты России`
"РЭО": Виктор Борисович, какими Вы видите приоритеты в развитии энергетической политики России? Какие изменения на энергетической карте страны произойдут в ближайшие 10-15 лет?

В.Х.: Приоритеты определены и зафиксированы в "Энергетической стратегии России на период до 2020 года". Этих приоритетов четыре: 1) надёжное обеспечение страны энергоресурсами; 2) повышение энергоэффективности и развитие энергосбережения; 3) повышение экономической эффективности энергетического сектора и 4) внедрение новых технологий и минимизация экологических рисков.

Что касается изменений на географической карте, то в рамках экспертных расчетов, сделанных по заказу министерства промышленности и энергетики РФ, к 2020 г. возможно изменение территориальной структуры добычи нефти в связи с вводом новых месторождений на востоке Сибири, Тимано-Печерской НГП и снижением добычи на традиционных месторождениях (Западно-Сибирская НГП, Волго-Уральская НГП). Также произойдет изменение структуры отечественной нефтеперерабатывающей промышленности в сторону увеличения глубины нефтепереработки и строительства экспортно-ориентированных НПЗ. Основными направлениями экспорта нефти к 2020 г. станут: Азиатско - Тихоокеанское (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий Океан"), Северо-Европейское (Балтийская трубопроводная система), Северное (нефтепровод Харьяга - Индига) и Южное (Новороссийск).

"РЭО": Следует ли ожидать появления на этой карте новых центров газодобычи и в состоянии ли такие центры изменить баланс сил в газовой отрасли как внутри Росси, так и в мире в целом?

В.Х.: Да, новые центры появятся. Реализация дорабатываемой в настоящее время Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока будет фактически означать возникновение в нашей стране новой газовой провинции. Программа предусматривает создание в этом регионе России единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, увязанной с Программой геологического изучения и предоставления в пользование углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Разведанные запасы, а также их прогнозируемый прирост обеспечат возможности добычи газа по восточным регионам к 2030 г. в объеме до 150 млрд куб. м газа в год. Особо важное значение для развития газовой промышленности имеют Сахалинские проекты, а также Штокмановское месторождение.

"РЭО": Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции в изменении карты промышленных регионов. Как на изменения промышленной карты влияют конкурентные игры в этом секторе экономики?

В.Х.: Вы знаете, долгое время мы развивались на основе промышленно-энергетического каркаса, доставшегося нам со времён СССР. Вместе с тем развитие новых производств, вполне возможно, приведёт к реконфигурации промышленно-энергетической карты страны. Например, промышленная политика, реализуемся в автопроме, обеспечила достаточно быстрое развитие этого сектора рядом с Санкт-Петербургом. Существует проект создания крупного металлургического центра в Нижнем Приангарье. Мы приступаем к проектированию новых современных верфей. И эти изменения мы связываем не с удачей корпоративных лоббистов, а с осознанной реализацией государственной промышленной политики.

* * *

У инвестора нет национальности и в этом смысле мы открыты не только для западных, но и для восточных инвестиций. При этом каждая страна должна решать вопросы соотношения инвестиционной открытости и обеспечения собственной безопасности.

* * *

"РЭО": Насколько перспективным видится Вам привлечение западных инвесторов в российские энергетику и иные отрасли промышленности? Ряд экспертов опасаются возможности потери государственного контроля над стратегически значимыми отраслями.

В.Х.: Мы исходим из того, что у инвестора нет национальности и в этом смысле мы открыты не только для западных, но и для восточных инвестиций. При этом каждая страна должна решать вопросы соотношения инвестиционной открытости и обеспечения собственной безопасности. Россия решила пойти по пути, уже апробированному рядом стран, и у нас в стране был разработан соответствующий законопроект1. С одной стороны, естественно, этот документ ограничит присутствие иностранцев в ряде видов деятельности, связанной с обеспечением национальной безопасности. С другой стороны, он даст ясный и четкий сигнал иностранным инвесторам, что все неопределенности по поводу объектов инвестирования сняты.

"РЭО": Как будет расширяться и совершенствоваться транспортная сеть России в связи с планируемым значительным увеличением объемов экспорта энергоресурсов на Восток?

В.Х.: Основной наш транспортный проект - это создание нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан". Первый этап проекта предполагает выход на объём в 30 млн тонн нефти. На сегодняшний день пройдено более 700 км трассы, и мы планируем завершить этот этап к 2008 г. По мере доразведки и начала освоения восточносибирских месторождений можно будет приступить ко второму этапу. Развивая отечественную инфраструктуру, мы одновременно решаем задачи выхода России на топливно-энергетический рынок АТР и регионального развития Сибири и Дальнего Востока.


--------------------------------------------------------------------------------

1 В конце января 2007 г. Правительство РФ в целом одобрило проект изменений в законодательство об участии иностранных акционеров в капитале российских стратегических организаций. По словам главы правительства, новый документ "должен послать сигнал, какие отрасли российской экономики открыты, а в какие иностранные инвесторы должны входить, строго соблюдая установленные правила". Законопроект содержит 40 видов деятельности, условно сгруппированные в несколько блоков: производство специальной техники, вооружения и военной техники, авиастроение, космическая деятельность, атомная энергия, виды деятельности, осуществляемые в условиях естественной монополии, деятельность по разработке участков недр федерального значения, а также деятельность хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом в области разработки, производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники. Как отметил министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, решение о возможности осуществления сделки в стратегических видах деятельности должно быть принято правительственной комиссией в срок, не превышающий трех месяцев; в исключительных случаях срок рассмотрения по решению правительства может быть продлен еще на три месяца. Если в течение указанного срока решение принято не будет, то уполномоченным органом должно быть дано согласование на проект в безусловном порядке. - Прим. "РЭО".

http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=1656&ids=139

No1-2 (20), 2007


Док. 363491
Перв. публик.: 21.02.07
Последн. ред.: 31.08.07
Число обращений: 274

  • Христенко Виктор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``