В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Соколов: Логистический потенциал Петербурга Назад
Максим Соколов: Логистический потенциал Петербурга
Санкт-Петербург в настоящий момент является крупнейшим транспортным узлом России. Ядром этого узла стал Большой порт Санкт-Петербурга с грузооборотом около 60 млн. тонн (на 2006-й год). Вокруг него формируется транспортная отрасль - внутрипортовый бизнес, логистические, экспедиторские компании, автомобильные перевозчики, железнодорожное сообщение. Через Северную столицу или в непосредственной близости от нее проходят транспортные потоки: прежде всего, грузы из портов Ленинградской области - Приморска, Выборга, Высоцка, Усть-Луга; транспортный коридор Финляндия-Санкт-Петербург-Москва, а также направление на прибалтийские страны, в частности, Эстонию. Не будем забывать и о крупнейшем на Северо-Западе аэропорте "Пулково", план развития которого предполагает его превращение в современный аэропорт международного уровня. По данным прогноза пассажирских перевозок, к 2025 г. пассажиропоток аэропорта может превысить 22 млн. человек в год и совершенно очевидно, что существующая инфраструктура аэропорта не рассчитана на обслуживание такого количества пассажиров. Поэтому для дальнейшего развития "Пулково" будет проведена его серьезная модернизация в соответствии с растущими требованиями.

Реализуемые в настоящий момент проекты, безусловно, усилят роль Санкт-Петербурга как транспортного узла, скорректируют развитие его логистической составляющей: от перевалочных операций необходимо перейти к операциями с грузом (от растарки до маркировки и т.п.), на которых, в основном, и зарабатывают такие порты как Гамбург и Роттердам. Без этих изменений городу будет сложно конкурировать с другими транспортными центрами Европы.

Строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) призвано решить проблему транспортных подходов к Большому порту. Исторически сложилось так, что порт расположен непосредственно в городе, но такое положение повлекло за собой регулярные пробки на основных автомобильных магистралях ввиду переизбытка грузового транспорта. Тем самым Северная столица как транспортный центр лишь теряет в общей привлекательности. Впрочем, подобная ситуация складывается и у многих наших конкурентов в Западной Европе. Трасса же ЗСД будет проходить и по территории порта, что позволит грузовым машинам прибывать в терминалы и покидать их в безостановочном режиме.

Теперь у вас должен возникнуть следующий вопрос: вы выехали из порта, а что же дальше? А дальше ЗСД соединяется с активно строящейся Кольцевой автомобильной дорогой, часть этого объекта уже эксплуатируется. По КАД грузопоток попадает на трассу "Россия", соединяющую Санкт-Петербург с Москвой, либо на платный автобан, также ведущий в столицу. Правда, платная трасса появится несколько позже, чем КАД и ЗСД, ее первый участок, согласно озвученным Минтрансом планам, будет сдан в 2014 г.

* * *

Северная столица в ближайшие полтора-два десятилетия станет мощным постиндустриальным центром, забыв о своем нынешнем статусе центра индустриального.

* * *

Таким образом, вокруг порта появится мощный дорожный каркас, позволяющий существенно нарастить грузооборот. Правда, необходимо пояснить важный момент. В настоящее время поставлена задача не просто увеличить объемы (и так немалого) грузопотока, идущего через город, а повысить экономическую эффективность обработки уже существующих грузов. Качественная перевалка контейнера с судна на поезд или автомобиль - уже успешно решенная задача, равно как и качественная доставка груза. Другое дело - суметь предоставить логистические услуги такого уровня, за которые грузовладелец согласен был бы заплатить. В их число, как я уже сказал, входит складирование и другие операции. Привлечь их в петербургскую экономическую зону означает - добиться появления новых денег в экономике Северной столицы и полноценно конкурировать с Финляндией и странами Балтии.

Серьезная проблема, осложняющая развитие городской экономики, - законодательство, регулирующее передвижение груза в международном сообщении. В западных странах, включая и наших балтийских соседей, таможенное законодательство в сфере транспорта предельно упрощенно: порты являются свободными таможенными зонами. Это позволяет привезти в финский порт партию груза, отправить его на достаточное долгое время на склад и уже после этого искать покупателя. В российском порту такие операции уже не пройдут: вы привезете туда уже оформленный груз, едва ли найдете дешевый качественный склад, и если вдруг таможенные документы надо будет срочно поменять, то вам придется опять везти груз на таможню. И только в случае, если мы сумеем обеспечить изменение правовой, институциональной инфраструктуры, у Санкт-Петербурга появится шанс на лидерство в конкурентной борьбе с соседями. Одних новых портов и технологического совершенства в операциях по перевозке и перевалке товара будет недостаточно.

Замечу, что упомянутые проекты постепенного вывода грузового транспорта из города коснутся всех - в первую очередь, существенно облегчится дорожная обстановка в Санкт-Петербурге. Сейчас обсуждается проект выноса из центра города грузового двора станции "Москва-Товарная". Программа развития аэропорта "Пулково" сделает его более удобным для пассажиров. Есть и исключительно внутригородские проекты, например, строительство линии надземного экспресса на юге города. Наконец, развитие транспортного комплекса создаст дополнительные рабочие места - и это заметят все петербуржцы.

Что касается Морского пассажирского терминала, то это проект скорее туристский, а не транспортный. Он будет принимать современные круизные суда, швартующиеся сейчас в Большом порту на грузовых причалах. Здесь, несомненно, следует ждать того же эффекта: общий рост количества морских туристов приведет к увеличению доходов туристских компаний и сферы обслуживания, росту занятости и поступлений налогов в бюджет. В Санкт-Петербурге, я надеюсь, наконец, возобновится работа паромных линий. Кроме того, не исключено, что у петербуржцев появится возможность отправляться в круизы из родного города, а не из других европейских городов.

Напоследок коснусь инвестиционных перспектив города. Северная столица в ближайшие полтора-два десятилетия станет мощным постиндустриальным центром, забыв о своем нынешнем статусе центра индустриального. Речь идет, в первую очередь, о развитии производств, основанных на высоких технологиях, на знаниях. Центр инноваций - вот, пожалуй, самое подходящее определение для Санкт-Петербурга через 15 лет. Вернусь к транспорту: если перевалка груза и перевозка в их физическом смысле - это процесс индустриальный, то логистика, оказание услуг по управлению цепочками доставок, - уже постиндустриальный. Именно информационный сектор является лидером по доходам в современной экономике. Дополнительный рост инвестиций можно прогнозировать в связи с повышением узнаваемости бренда Северной столицы за рубежом - в связи с увеличением количества туристов. Уже сейчас, по исследованию Global Market Insite, Inc., бренд Санкт-Петербурга признан лучшим в России. Мы уверены, что потенциал города еще больше раскроется в ближайшем будущем.


http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=1647&ids=139


Док. 363450
Опублик.: 31.08.07
Число обращений: 275

  • Соколов Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``