В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Сатановский: Стена - залог безопасности? Назад
Евгений Сатановский: Стена - залог безопасности?
Пока что неясно, что такое государственная граница Израиля в целом. У него есть границы с Египтом и Иорданией по соответствующим мирным договорам. Израильско-ливанская граница проведена по рекомендациям ООН. Отдельный спорный вопрос - фермы Шебаа, которые Сирия в свое время отобрала у Ливана, а Израиль - у Сирии. Ливан требует их вернуть. На что израильтяне отвечают: не у Ливана отвоевывали, не ему и возвращать. С Сирией есть линия прекращения огня. С палестинскими же территориями (официально они считаются в Израиле автономией) границы отсутствуют. Точнее, из сектора Газа Израиль ушел и фактическую границу обустроил по "стене безопасности", а вопрос разграничения с Западным берегом еще предстоит решать. Для Израиля границы - это отчасти вопрос исторический, ранее он занимал куда большую территорию, включавшую во времена античности и нынешний Дамаск, и немалую часть территории современных Ливана и Иордании. Впрочем, это касается любого государства Ближнего Востока.

Однако, современные границы - это, прежде всего, вопрос безопасности. В этом смысле "стена безопасности", которую строят на Западном берегу, безусловно, является такой границей, хотя она расположена внутри страны и, возможно, будет дополнена соответствующей линией, отделяющей палестинские территории Иудеи и Самарии от долины реки Иордан. Важен для Израиля и вопрос о водных ресурсах. Именно претензии Сирии на доступ к Тивериадскому озеру сорвали израильско-сирийское урегулирование по Голанским высотам в 1990-е гг.

Возведение стены, отделяющей палестинские районы Западного берега от Израиля, до сих пор не завершено: не определен полностью даже маршрут ее пролегания. Между тем, опыт показывает: стена останавливает террористов-самоубийц. Рост террора этого типа не является больше серьезной угрозой для безопасности Израиля. Примерно десятикратное сокращение числа жертв террористических актов на протяжении полутора лет является достаточным аргументом в доказательство утверждения, что стена выполнила свои функции.

Ракетные обстрелы Израиля с территории Ливана и из сектора Газа показали - пока нет никого, кроме самого Израиля, кто мог бы навести элементарный порядок с безопасностью по периметру его границ. Ни Иордания, ни Египет, ни Сирия не готовы контролировать ни палестинские территории, ни юг Ливана, на которых базируются террористические группировки, атакующие Израиль. В связи с этим линия поведения прежнего главы правительства Ариэля Шарона на одностороннее размежевание с палестинцами, объявленная стратегией нынешнего премьер-министра Эхуда Ольмерта, практически неизбежно будет пересмотрена.

Одним из критических замечаний в адрес проекта "стены безопасности" стал тезис о том, что комплекс защитных сооружений затрудняет палестинцам трудоустройство в Израиле, не способствуя мирному соседству евреев и арабов. Однако, вакансии, которые в Израиле до начала "мирного процесса" занимали палестинцы, сегодня уже заняты. На бывших палестинских рабочих местах работают выходцы из Таиланда, Китая, Румынии, Польши, Украины, стран Африки, у которых нет политических претензий к Израилю. Единственная проблема с ними - обычный криминал, распространенный в среде иностранных рабочих в любой стране.

"Стена безопасности" имеет пограничные терминалы, в рамках которых сообщение между Палестиной и Израилем осуществляется под контролем, препятствующим проникновению в Израиль террористов, взрывчатки и оружия. Если бы террористические организации не действовали на палестинских территориях бесконтрольно, стены бы не было. Впускать же на территорию страны людей, немалое число которых могут оказаться террористами, ни одно государство, том числе Россия, США и страны ЕС не согласятся. Вряд ли этого можно требовать от Израиля. В конечном счете, каждое государство само решает, кого пускать на свою территорию.

Израиль - страна, для которой приграничное сотрудничество не является стимулом экономического развития. Данное государство развивается за счет "качества" населения, как это делают Сингапур, Тайвань и другие страны, где нет запасов природного сырья, но есть люди, обладающие высоким уровнем образования и профессиональными навыками. По уровню жизни Израиль близок к странам Персидского залива, а по уровню экономического развития сравнялся со многими членами Евросоюза. Так что для Израиля критерии границы - это безопасность и водные ресурсы, которые на Ближнем Востоке тоже относятся к факторам стратегической безопасности.



--------------------------------------------------------------------------------
Москва - граница нашей Родины

Юридическое обоснование противодействию самолетам-нарушителям прописано в статье 35 Закона "О Государственной границе Российской Федерации". Она санкционирует уничтожение вторгшихся в воздушное пространство РФ военных самолетов и других летательных аппаратов армейского назначения. При этом в документе не были прописаны действия военных в случае захвата террористами гражданского лайнера. К началу 2006 г. после участившихся случаев захвата пассажирских самолетов террористами и ввиду фактов их использования в качестве своеобразных "бомб", российские власти внесли коррективы в законодательство. В случае реальной угрозы важным объектам страны ВВС получили право уничтожать в воздухе пассажирские самолеты. По словам, главкома ВВС РФ В.Михайлова, "если из другой страны прилетит рейсовый борт, который начнет не выполнять наши команды, а экипаж будет заменен террористами, то тогда, конечно, мы примем меры для того, чтобы его сбить". Об этом же заявили руководитель Московской зоны ПВО Ю.Соловьев и председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

В советские времена столицу нашего государства защищали три кольца противовоздушной обороны. Первое проходило по МКАД, второе - на удалении 80-100 км от города, третье растекалось по близлежащим областям. Электронные средства ПВО создавали вокруг Москвы сплошное радиотехническое поле. Все, кто попадал туда несанкционированно, моментально оказывались в прицеле ракет. Два десятка полков истребителей-перехватчиков обеспечивали безопасность столицы и Центрального промышленного района России на ближних и дальних подступах. После того как комплексы С-75, С-125 и С-200 были заменены универсальной зенитно-ракетной системой С-300, необходимость держать вокруг Москвы столько воинских частей отпала. С защиты площадей военные переключились на охрану конкретных объектов - их в Центральной России 140. При этом на севере страны практически нет радиолокационных постов.

Бывший главком ВВС А.Корнуков указывает, однако, что реально сбить захваченный террористами самолет при подлете к столице смогут лишь расчеты зенитно-ракетных частей, а истребители не успевают, поскольку ближайший к Москве аэродром находится в Курске. Эксперты также указывают, что в случае захвата злоумышленниками самолета, взлетевшего из московского аэропорта, просто не хватит времени на приведение в готовность зенитно-ракетных комплексов.

По материалам: "Известия", "Российская газета", "Московский комсомолец"

http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=1350&ids=132

No4 (18), 2006


Док. 363441
Перв. публик.: 21.04.06
Последн. ред.: 31.08.07
Число обращений: 324

  • Сатановский Евгений Янович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``