В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Белоусов: Инвестиции в России: основные тренды Назад
Андрей Белоусов: Инвестиции в России: основные тренды
Российская экономика, по ряду оценок, стоит на пороге взрывного роста капитализации компаний. Ожидается, что этот рост будет иметь два пика: 2006-2007 гг. - после либерализации рынка акций "Газпрома" и отмены ограничений на движение капиталов; 2009-2010 гг. - после снижения политической неопределенности, связанной с выборами.

В итоге, капитализация рынка акций может быстро возрасти с 42% ВВП (2004 г.) до 60%, что близко к уровню таких стран, как Германия, Италия, Корея. Для развивающихся рынков капитала, подобных российскому, такой уровень капитализации является очень высоким.

Риски для России:

раздувание "пузыря" на финансовом и кредитном рынках;
повышение опасности импортирования финансового кризиса вследствие притока спекулятивных капиталов.
Такая опасность может возникнуть в 2008-2009 гг., когда, по оценкам агентства Standard & Poor"s, можно ожидать циклической волны дефолтов и снижений кредитных рейтингов на рынках высокорискованных и высокодоходных инструментов.

Инвестиционный барьер в инфраструктурных и добывающих отраслях

Характерная особенность предстоящего 15-летия - формирование "инвестиционного барьера" в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих:

устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики;
компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне.
Расчеты показывают, что взятие "инвестиционного барьера" потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. - 4-5% в год, в 2016-2020 гг. -более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода.

В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущего десятилетия.

Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2010 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. - 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в "большую электроэнергетику" должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2006-2010 гг. - в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. - в 2,2 раза.

Основные тренды


Карта "Инфраструктурные ограничения роста". Смотреть в полный размер (826 К)

Источник: ЦСР "Северо-Запад"

На транспорте потребность в увеличении инвестиций определяется необходимостью:

- достройки федеральной опорной транспортной сети (без учета строительства международных транспортных коридоров);
- развития нефтепроводной инфраструктуры, в том числе на востоке страны;
- развития газотранспортной системы, включая строительство в 2006-2020 гг. более 23 тыс. км новых магистральных газопроводов, из них свыше 7 тыс. км - в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке1 (2001-2005 гг. - 4,8 тыс. км);
- замещения основных фондов, характеризующихся высокой степенью износа - более 60%2 (2004 г.), а по транспортным средствам - более 70%.
Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению с предыдущим пятилетием): в 2006-2010 гг. - в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.

В нефтегазовом комплексе освоение новых месторождений в северной и восточной частях страны, а также компенсация ухудшающихся условий добычи в традиционных районах только для поддержания достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют наращивания капиталовложений: в 2006-2010 гг. - в 1,3 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза.

Возможности для России:

интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупных инфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпораций нефтегазового комплекса, оказывающее "разогревающее" влияние на российский инвестиционный рынок;
благоприятные условия для развития энергетического, транспортного, нефтяного и химического машиностроения.
Риски для России:

в случае падения объемов капиталовложений ниже уровня "инвестиционного барьера" высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят в роли ограничителя экономического развития, а также снижения добычи углеводородов;
вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурных монополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.

-------------------------------------------------------------------

1 Транспортная стратегия Российской Федерации, 2003 г.

2 Оценка получена без учета статистического уменьшения износа основных фондов на транспорте, связанного с массовой передачей МПС России организации ОАО "РЖД" основных фондов, износ на которые начинает начисляться в соответствии с порядком бухгалтерского учета исходя из их рыночной стоимости на момент передачи, т.е. без учета ранее начисленного износа.

http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=2&ids=32&ida=1660

No1-2 (20), 2007


Док. 363148
Перв. публик.: 31.01.07
Последн. ред.: 31.08.07
Число обращений: 273

  • Белоусов Андрей Рэмович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``