В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Белоусов: Долгосрочные тренды российской экономики (Сценарии экономического развития России до 2020 года) Назад
Андрей Белоусов: Долгосрочные тренды российской экономики (Сценарии экономического развития России до 2020 года)
Узловая линия кризисов
Распределение во времени "кризисных узлов" - точек, в которых наиболее вероятен перелом сложившихся трендов - определяется, в основном, двумя факторами:

· динамикой рисков, связанных с развертыванием базовых тенденций, достижением ими критических пиковых значений;

· хронологией политических циклов, на стыках которых объективно возрастает неопределенность и социально-политическая нестабильность.

Исходя из этого, в пятнадцатилетней перспективе следует выделить три основных кризисных узла: 2007-2008 гг.; 2011-2012 гг.; 2015-2017 гг.

Узел 2007-2008 гг.
Первый кризисный узел связан с действием социально-политических и внешнеэкономических факторов, а также со снижением конкурентоспособности российского бизнеса в связи с открытием внутренних рынков и укреплением рубля.
· Снижение легитимности государственных институтов, обусловленное размыванием консолидированной социальной поддержки государственной власти.
· Повышение уровня социальной конфликтности, связанной с усиливающейся экономической дифференциацией населения и низкой доступностью жилья и качественных социальных услуг для массовых социальных групп.

Риски связаны с относительным ухудшением социального и экономического положения групп населения, получающих доходы от государства (около 50 млн. чел.) - служащих бюджетной сферы, военнослужащих, пенсионеров.

Вероятно также усиление притязаний работников негосударственного сектора, связанных с увеличением оплаты труда, как реакция на повышение жилищно-коммунальных и транспортных тарифов, цен на бензин и т.п., вне зависимости от повышения производительности труда.

· Начало перестройки мировой экономики с целью урегулирования ее дисбалансов и восстановления дееспособности США как глобального экономического субъекта.
Для России развертывание этого процесса означает:

· вероятное ужесточение требований к капитализации вне рамок национальной юрисдикции ее ресурсов, имеющих глобальное значение;

· усиление потока внешних инициатив, реализуемых в форме соглашений, которые не имеют интерпретации в терминах российской внутренней экономической политики (присоединение к ВТО, полная конвертируемость рубля, принятие норм Базель-II и Базель-III и т.д.).[1]

· Возможное ослабление вертикали государственного управления.

Проведение административной реформы и разграничение полномочий между федеральным центром и регионами сопровождалось снижением эффективности административных механизмов исполнительной власти и обострением конфликтов интересов между разными группами бюрократии. Возникли разрывы между полномочиями органов государственной власти, распределением ресурсов и механизмами ответственности за решение общенациональных задач повышения уровня жизни и обеспечения безопасности. Дальнейшее развитие данного процесса может привести к ослаблению централизованной административной системы и, в предельном случае, к рецидиву "регионального сепаратизма".

· Изменение военно-стратегической ситуации в связи со сменой внешнеполитических ориентиров в ряде сопредельных стран ближнего зарубежья и, в целом, с ослаблением западного, азиатского и кавказского "поясов безопасности".

Наиболее опасна возможная дестабилизация в ряде стран Центральной Азии и Закавказья, что может привести к распространению нестабильности на российские регионы Северного Кавказа и Поволжья.

· В экономике - ухудшение положения массового среднего и малого бизнеса, развившегося в посткризисный период в условиях относительной закрытости рынков. Основные факторы:

- экспансия импорта на внутренних рынках, основанная на укреплении рубля и изменении потребительских стандартов;

- снижение роли цен как значимого фактора конкурентоспособности, что будет способствовать сужению ниш на рынках, занимаемых российскими товарами;

- неупорядоченность взаимоотношений государственных структур и бизнеса, особенно, на региональном уровне, сопровождающаяся избыточным административным давлением на бизнес.

· В 2008-2009 гг. повышается вероятность финансового кризиса вследствие:
· возможной конъюнктурной дестабилизации мировой финансовой системы (циклическая волна дефолтов и снижений кредитных рейтингов на рынках высокорискованных и высокодоходных инструментов),

· роста "финансового пузыря" вследствие притока краткосрочных спекулятивных капиталов на российские рынки в предшествующий период (2005-2007 гг.).

Узел 2011-2012 гг.
Второй кризисный узел может стать критическим в развитии страны. В нем одновременно достигают пика многие риски социального и экономического характера.

· Ожидается, что своего пика достигнут процессы, связанные с институциональной перестройкой мировой экономической системы, в частности - финансов. Будет развертываться формирование региональных валютных зон, подкрепляемое экономическим и силовым ресурсом ведущих мировых центров. Вероятно существенное изменение правил, регулирующих инвестиции и капитализацию национальных активов на открытом мировом рынке.

Для России в этой связи настанет "момент истины" в формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) и рублевой валютной зоны. Если к этому времени интеграционные процессы не наберут критической силы, то в начале следующего десятилетия следует ожидать усиления дезинтеграции ЕЭП и переориентации стран "ближнего зарубежья" на иные экономические центры силы.
· Возникнет новая макроэкономическая ситуация, способная, при негативном варианте развития, вызвать финансовый кризис и экономический спад:

- вследствие устойчивого роста импорта в случае падения мировых цен на нефть сальдо торгового баланса снизится до критического уровня, делающего вероятным новую девальвацию рубля;

- к концу текущего десятилетия будет исчерпан запас ценовых конкурентных преимуществ значительной части перерабатывающих производств, ориентированных на внутренний рынок;

- в случае, если не будет осуществлен переход к новой модели инвестиций, основанной на заимствовании ресурсов, высока вероятность резкого замедления роста капиталовложений и обновления основных фондов;

- поиск новых товарных рынков и финансовых ресурсов будет стимулировать успешные компании к выведению активов на зарубежные финансовые рынки за пределы национальной юрисдикции.

· Проявятся ограничения, связанные с сокращением трудовых ресурсов в связи со снижением численности трудоспособного населения.

Дефицит трудовых ресурсов будет усиливаться возможным ростом эмиграционной активности среднего класса в связи с ожидаемой нехваткой квалифицированной рабочей силы в странах ЕС. В то же время, масштабная иммиграция инокультурного населения с целью компенсации недостатка трудовых ресурсов в сжатые сроки может создать условия для дестабилизации социальной обстановки.

· После 2010 г. резко обострится проблема устойчивости пенсионного обеспечения и других социальных программ в связи с ростом демографической нагрузки со стороны пожилого населения. <...>

· В высокотехнологичном секторе в случае замедления темпов его технического развития ожидается исчерпание имеющихся технологических заделов и резкое снижение экспортного потенциала. В этом случае произойдет вытеснение России с традиционных рынков вооружений и военной техники при отсутствии возможности проникновения на новые рынки. <...>

· В инфраструктурных отраслях начало следующего десятилетия - пик модернизации, связанной с замещением выбывающих мощностей в электроэнергетике и на транспорте. В случае недостатка инвестиций, эти отрасли станут одним из главных ограничителей экономического роста.

Если в период 2006-2010 гг. не будут найдены решения, обеспечивающие инвестиционную привлекательность инфраструктурных компаний, то следует ожидать, что преодоление ими "инвестиционного барьера" будет сопровождаться взлетом цен на услуги инфраструктурных монополий.

· В сельском хозяйстве 2011-2012 гг. - период возможного кризиса, обусловленного:
потерями части внутренних продовольственных рынков в связи с усилением давления импорта из развитых и средне-развитых стран;

- масштабным выбытием устаревшей и изношенной мобильной техники <...>, что приведет к сокращению посевных площадей;

- ухудшением социально-демографической ситуации в сельских районах страны.
· В социальной сфере значимым негативным фактором может стать жилищный кризис. В неблагоприятном варианте фонд ветхого и аварийного жилья увеличится почти на четверть к уровню 2005 г. <...>

· Вероятно обострение проблемы ухудшения здоровья населения, прежде всего, в связи с ростом социальных болезней - наркомании и СПИДа. При неблагоприятном варианте, рост числа ВИЧ-инфицированных удвоится за пять лет и достигнет к началу следующего десятилетия 2-2.5 млн. чел.

· Существенным фактором может стать ухудшение состояния систем общего образования и здравоохранения в депрессивных регионах, в малых городах и в сельской местности. Проявятся кадровые ограничения - выбытие квалифицированных кадров пенсионных возрастов без соответствующего замещения молодыми кадрами.

Узел 2015-2017 гг.
Кризисный узел середины следующего десятилетия связан, в основном, с долгосрочными стратегическими угрозами в сферах управления, демографии и здоровья населения, технологий и регионализации страны.

· Станет ощутимым снижение эффективности существующих механизмов государственного управления, которые будут размываться с двух сторон:

глобальных бизнес-структур и неправительственных организаций;
крупных регионов, политическая и экономическая самостоятельность которых будет возрастать.

Одновременно высока вероятность появления качественно новых угроз безопасности - со стороны терроризма, международной и внутрироссийской миграции, гуманитарной и экономической внешней экспансии - объективно требующих усиления регулирующих и силовых функций государства.

Если не удастся найти эффективные формы разрешения этого противоречия, то вероятен кризис государственности, сопровождаемый снижением национального суверенитета, в частности - национального контроля за стратегически важными сферами деятельности и ресурсами.

· Определяющим с точки зрения развития страны станут медико-демографические тенденции. При реализации пессимистичного прогноза к середине следующего десятилетия население страны сократится до 135 млн. чел.

Ситуация может осложниться в связи с ухудшением здоровья населения. К середине следующего десятилетия количество употребляющих наркотики может достичь 7-8 млн. чел.,[2] ВИЧ-инфицированных - более 4 млн. чел.

Данные тенденции вызовут одновременно:

- ухудшение социальной обстановки в стране - рост смертности, преимущественно за счет лиц в трудоспособном возрасте, распространение бедности, рост социальной напряженности и преступности;

- негативные экономические последствия, связанные с ухудшением качества трудовых ресурсов (при их нарастающем дефиците) и с вынужденным резким увеличением государственных социальных затрат.

· В сфере технологического развития проявятся риски, вызванные отставанием в распространении новых цифровых технологий, средств коммуникации, экологически чистых производств, а также современных медицинских технологий. <...>

· В середине следующего десятилетия ожидается исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов ряда природных ресурсов - нефти и цветных металлов (медь, цинк, свинец, олово, вольфрам и др.). <...>

· Одна из ключевых угроз 2015-2017 гг. - формирование территориального пояса застойной бедности, где доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет составлять 35 и более процентов. В этот пояс могут войти ряд центральных старопромышленных и сельскохозяйственных регионов, южные национальные республики, ряд регионов Приволжья, Сибири и Дальнего Востока. <...>

-------------------------------------------------------------------------
[1] Базель-I и Базель-II - соглашения по оценке достаточности капитала, принятые в 1988 и 2005 гг. соответственно. Они устанавливают международно признанное определение банковского капитала и его минимальную величину. - Прим. "РЭО".
[2] По данным Федеральной службы по наркоконтролю, на сегодняшний день в России насчитывается от 3 до 8 млн человек, в той или иной форме употребляющих наркотики. Официально на учете в наркологических диспансерах состоят 0,5 млн. человек. - Прим. "РЭО".


No 2, 2005

http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=1007&ids=117

Док. 363146
Перв. публик.: 31.01.05
Последн. ред.: 31.08.07
Число обращений: 411

  • Белоусов Андрей Рэмович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``