В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интеллектуальная собственность - основа подъема экономики Москвы. Назад
Интеллектуальная собственность - основа подъема экономики Москвы.
Глобализация мирового рынка, исчезновение геополитических рубежей и развитие коммуникаций сделали мировую систему открытой и доступной человеку. Громадную роль в создании единого цивилизованного пространства мира сыграл творческий труд, создавший основу современного мира - информационно-технологическую систему.

В этих процессах, разумеется, величайшая роль принадлежит человеческому интеллекту, который в общем и создает тот интеллектуальный товар, который немедленно вводится в оборот мировой цивилизации.

Москва представляет чрезвычайно науконасыщенный район, что создает определенные позитивные перспективы в его развитии. Безусловно, реализация интеллектуального потенциала Москвы состоит не только в раскрытии и наращивании этого потенциала. Так известно, насколько важно для функционирования современного гражданского общества его правовое обеспечение. Вот один пример. В Москве, более 90% продукции видео рынка представляют собой "пиратские" изделия, т.е. только 10% всего потенциального объема является налогооблагаемым. Остальная часть питает "теневую" экономику Москвы.

И дело не только в состоянии видео рынка. Интеллектуальная продукция в Москве, в силу науконасыщенности города, имеет широчайший спектр. И несовершенство правового механизма охраны объектов интеллектуальной собственности привело к массовому незаконному использованию в коммерческих целях аудио-, видеокассет, компакт-дисков, произведений науки, литературы, искусства, объектов смежных прав (фонограмм; передач радио и телевидения), промышленной собственности (изобретений, товарных знаков и т.д.) и в конечном итоге к возникновению преступности в этой сфере.

Другое негативное последствие заключается в том, что прилавки рынков завалены некачественной продукцией, изготовленной кустарно. Это все делается со злостным нарушением авторских прав, где собственник и государство, которое получает налоги, обворовываются на миллиарды долларов США ежегодно.

По различным оценкам ущерб Российской Федерации от "пиратства" оценивается в 5 миллиардов долларов США ежегодно. В этой сумме, разумеется, доля Москвы наиболее представительна, т.е. эти деньги через разного рода бюджетные механизмы могли бы вернуться к москвичам в виде льгот, дотаций и т.д.

Это положение требует серьезной проработки, в том числе формулирования ряда правовых норм в более точном и полном виде. Так, например, не достаточная ясность существующих норм не дает МВД России в полной мере применять санкции против нарушителей прав на интеллектуальную собственность.

Кроме своего народохозяйственного значения интеллектуальная собственность представляет собой вид ресурсов общества, что делает ее прямым средством геополитической борьбы в глобальной расстановке политических сил. Таким образом, интеллектуальная собственность представляет, с одной стороны, потенциальные финансы, а с другой - ресурсы, что в сложной системе мировой конкуренции ведет к появлению особого вида борьбы - борьбы за интеллект.

Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики, который я возглавляю, подготовил ряд правовых норм, в том числе по внесению изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации по уточнению формулировок и расширению прав НВД с незаконными производителями и потребителями интеллектуальной собственности.

У нас традиционно, т.е. от прежней государственной системы власти осталась организация, патронирующая защиту прав авторства в промышленности. Это - Роспатент. А что касается других отраслей авторского права, то таких органов нет. Поэтому вся нагрузки в этой сфере ложится на МВД, хотя более перспективным представляется организация федерального органа по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатента, но в других отраслях человеческого творчества, где имеет место быть продукт творчества и его коммерциализация с выходом на широкий рынок. Эта тема возникает, когда мы от Москвы перейдет к правовой картине в этой сфере, особенно в провинции, где нет Роспатента и приравненных к нему органов субъектов федерации. Поэтому в провинции дела с охраной интеллектуальной собственности много хуже, чем в Москве.

Однако существуют и, так сказать, объективные причины функционирования "пиратского рынка". Легальный бизнес в этой сфере имеет рентабельность 4-5%, тогда как у "пиратов рентабельность - 80-90%. Разрешение этого противоречия представляет серьезную задачу для исполнительной власти. Все-таки положительные примеры есть, например, у наших соседей. В Польше где объем "пиратского" рынка составлял 95%, удалось за четыре года сократить его до 15%. Владельцы этой собственности и государство уничтожили "пиратов" за этот период. Действительно, весь реальный объем рынка крадут пираты. Крадут у Стинга, у Майкла Джексона, у нас всех, поскольку государство не добирает гигантские, миллиардные суммы.

Но ущерб намного выше. Ведь если тиражирование копий поставить на легальную основу, то в Москве, в России прибавится огромное количество рабочих мест. Не секрет, что "отечественные пираты" изготовляют свою продукцию не в России, а в соседних государствах. В Москве, например, при ее насыщенности наукоемких производств не составило бы труда наладить производство качественных лазерных дисков. Здесь гигантские возможности заложены в существующих производствах лазерной, полупроводниковой промышленности, материаловедения и материалообработки. И дело - за организацией их в единый холдинг и за продуманным правовым обеспечением. А емкость рынка, даже одного лишь московского, колоссальна - десятки миллиардов рублей.

Представляется, что эффективное решение проблем коммерциализации авторских прав и интеллектуальной собственности затрагивает не только федеральный и региональные уровни. Оно касается и уровня муниципальных властей, поскольку дало бы им в руки мощный экономический рычаг в деле организации новых рабочих мест по фактам внедрения интеллектуальной собственности и, как следствие, дополнительные финансовые источники для расширения социальных задач районов или муниципальных округов.


А.В.Митрофанов

30.08.2007
http://www.duma.gov.ru/mitrofanov/public/economy.htm

Док. 363097
Опублик.: 30.08.07
Число обращений: 389

  • Митрофанов Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``