На конференции министров образования европейских стран в Берлине Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию. Это позволит нашей стране встроиться в процесс международной интеграции высшего образования.
Плюсы...
Помимо России принято решение о присоединении к конвенции Андорры, Боснии и Герцеговины, Албании, Сербии и Черногории, Македонии и Ватикана. Теперь под Декларацией о европейском пространстве для высшего образования стоят подписи 40 министров образования европейских стран.
По словам главы думского комитета по образованию и науке Александра Шишлова, подписанный в Берлине документ приближает то время, когда будет принято решение о взаимном признании российских и европейских дипломов и появится возможность экспортировать российское образование. Этот шаг будет способствовать повышению качества образования в нашей стране и его конкурентоспособности в мире.
По инициативе комитета по образованию и науке в июне этого года нижняя палата парламента направила обращение к главе правительства о необходимости подписания Россией болонской декларации. Сама же идея подключения к европейскому соглашению принадлежит ректорскому сообществу Санкт-Петербурга, активно сотрудничающему с западными университетами.
Александр Шишлов считает, что участие в болонском процессе позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, давая возможность во время обучения менять страну и университет.
- Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, нам необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.
Включение России в общеевропейское образовательное сообщество вопреки прогнозам прошло без серьезных препятствий. Все спорные вопросы будет дорабатывать рабочая комиссия, созданная при Министерстве образования России. В следующей конференции министров образования европейских стран, которая состоится в мае 2005 года в норвежском городе Бергене, Россия будет участвовать уже в качестве полноправного партнера.
Все случится в 2010 году
Зачем России вступление в болонский процесс? Предполагается, что к 2010 году российская система высшего образования должна стать очень похожей на европейскую: знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Правда, прежде чем отечественную высшую школу признают соответствующей международным стандартам, придется еще много работать. Необходимо полностью перейти на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура), отказаться от зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или кредитов, распространенную в Европе (там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости). Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах. И кроме того, нам придется перейти на стобалльную систему оценки знаний (вместо пятибалльной). А еще России нужно будет выработать общие подходы к контролю качества образования с европейскими странами и сблизить программы обучения.
...И минусы
Все это замечательно, но вызывает некоторые опасения. Во-первых, существует возможность утраты самобытности российского высшего образования. Сломается сама система: наши студенты учатся в среднем 5 лет, после чего могут поступить в аспирантуру. Приняв болонскую схему, студенты смогут получить диплом о высшем образовании уже после трех лет обучения (став бакалаврами). А проучившиеся еще один год окажутся магистрами. Таким образом, учеба в вузе будет занимать не 5 лет, а 4 года. Кроме того, в Европе нет докторских диссертаций. У нас же есть давно сложившаяся научная традиция. И вообще, даже на сегодняшний день российское высшее образование - одно из самых глубоких и фундаментальных в мире. Именно эту фундаментальность оно и рискует потерять.
Впрочем, ломать - не строить...
Справка "Известий"
Что такое болонская декларация? В июне 1999 года в итальянской Болонье министры образования 29 стран Европы подписали декларацию. Ее цель - достижение единых стандартов высшего образования, основанного на двух уровнях (бакалавр и магистр). Конечной целью является взаимное признание дипломов вузов. Для этого необходимо выработать общие критерии оценки качества преподавания в вузах стран-участниц и ввести образовательные кредиты.