В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Похоже, что за решение проблем образования наконец-то взялись всерьез Назад
Похоже, что за решение проблем образования наконец-то взялись всерьез
Лучшие, но бедные

Образование в России самое лучшее. Вот только дипломов наших о высшем образовании на Западе не признают, и приходится специалистам, получившим это самое лучшее образование, если они пытаются устроиться на работу за рубеж, либо доказывать свое право работать по профилю, либо довольствоваться скромными должностями дворников или нянек, для которых диплома не требуется.

А учителя, дающие самое лучшее в мире образование, - чуть ли не самые бедные люди в стране. Вот и работают в школах или уж прирожденные педагоги, для которых призвание важнее презренных материальных благ, либо такие сотрудники, которых больше никуда уже не берут. Директора школ страдают, но нанимают на работу и таких, а что поделаешь -выбирать-то не приходится. В вузах ситуация немногим лучше: за исключением небольшого количества престижных институтов, расположенных в основном s столице, в прочих преподаватели точно так же не процветают. Исключая, конечно, не особенно щепетильных, которые не побрезгуют при случае запустить руку в карман бесправного студента или еще более бесправного абитуриента, придумав обязательную покупку учебников собственного сочинения, обязательные для посещения платные курсы и прочее в том же роде.

А в старших классах школ дети получают все то же, самое лучшее, вот только по большей части бесполезное образование, приходя в вуз или сразу во взрослую жизнь абсолютно ни к чему не подготовленными. Право выбирать в старших классах профильное образование законодательно не закреплено, возможностей выбирать его - еще меньше.

И все это - на фоне удручающей нищеты. И речь не только о мизерных зарплатах педагогов, надо иметь в виду и нищенский бюджет государственных учебных заведений, банальную невозможность приобрести даже самые необходимые учебные пособия, а часто - даже учебники.

Но, кажется, эту ситуацию начали осознавать на самом высоком государственном уровне. У части депутатов Государственной Думы РФ нашлось время для того, чтобы приступить к комплексному решению проблем российского образования по всем направлениям - местному, федеральному и даже международному.

Окно в Европу

Да, как бы громко это ни звучало, но с сентября 2003 года Россия - полноправный участник обсуждения проблем образования общеевропейского масштаба. 19 сентября Россия подписала наконец Болонскую конвенцию. Болонская конвенция - это международный договор, который подписан практически всеми развитыми европейскими странами. Смысл его - в создании общеевропейского образовательного пространства, проще говоря - в создании законодательных и экономических возможностей, при которых диплом, полученный в одной из стран, подписавших конвенцию, признавался бы во всех прочих, студенты могли бы совершенствовать свое образование в лучших вузах не только у себя дома, но и за рубежом.

В июне этого года Комитет Госдумы по образованию, который возглавляет депутат от "Яблока" Александр Шишлов, совместно с фракцией "Яблоко" выступил с инициативой: России просто необходимо подписать Болонскую конвенцию. Для страны, которая гордится своими образовательными и научными традициями, оказаться на обочине процесса создания общеевропейского образовательного пространства - просто позор! Дума поддержала инициативу Шишлова, в правительство было направлено обращение, проведены необходимые переговоры, и вот - уже в сентябре, на Берлинской конференции, под документом появилась подпись главы Министерства образования РФ.

Это не значит, конечно, что начиная с 19 сентября любой выпускник любого российского вуза может со своим дипломом срываться в Париж или Лондон и там отправляться в отдел кадров крупнейших корпораций Европы. Предстоит долгая предварительная работа. У каждой страны -свои образовательные традиции, свои поводы для гордости, свои проблемы.

Чего-чего, а уж проблем-то хватает. Необходимо унифицировать образовательные стандарты, систему проверки знаний, образовательное законодательство. Но главное, что теперь и наша страна участвует в этом процессе. Мы не выброшены за борт общеевропейского образовательного пространства, с нашими интересами в этой сфере Европе придется считаться. Уже сейчас многие отметили - Россию приняли в сообщество стран, разрабатывающих систему общеевропейского образовательного пространства на удивление легко. Значит, не растеряли мы полностью свой международный престиж. Правда, для проработки отдельных проблемных моментов в Министерстве образования пришлось создать специальную комиссию, но это, согласитесь, уже детали.

Депутат-яблочник Шишлов оценивает факт подписания Болонской конвенции еще более оптимистично. Еще бы - ведь это и его личная победа. По его словам, участие в Болонском процессе позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, предоставляя возможность во время обучения менять страну и университет для пополнения своих знаний.

- Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того, чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, нам необходимо участвовать в построении общеевропейской системы, - отметил депутат. - В перспективе - экспорт российского образования за рубеж, а значит - деньги западных студентов за право учиться в России, которые хоть чуть-чуть облегчат финансовое положение наших вузов. Кроме того, и российскому высшему образованию, чтобы стать полноправным европейским, придется подтянуться, а это пойдет ему только на пользу.

Порядок - прежде всего

Но, заботясь о международном статусе российского образования, а значит, и престиже страны, не забывают депутаты фракции "Яблоко" и о внутрироссийских проблемах. Чтобы закончить с темой высшего образования, скажем - уже разработан и в скором времени будет внесен в Думу закон "Об университетах". Он предусматривает в первую очередь рост значимости студенческого самоуправления, но не только.

Кроме того, высшей властью вузов станут Ученые советы. Чиновники из ректоратов, поднаторевшие в разрешении административных вопросов и создании бюрократических сложностей на пути студентов и преподавателей, но зачастую смутно представляющие себе, чему и как учат в подведомственном им вузе, будут полностью подконтрольны Ученым советам, сохранив функции исполнительной власти. И вопросы выдачи дипломов будут решаться наконец-то на университетском, а не на государственном уровне. Кстати, тема эта взаимосвязана с предыдущей - все эти новшества учитывают европейский опыт и позволят российскому высшему образованию стать конкурентоспособным на международном уровне.

Проблемы средней школы также не остаются в стороне. Уже прошел первое чтение в Государственной Думе разработанный депутатами фракции "Яблоко" закон "О Госстандарте образования". Он призван покончить с хаосом, воцарившимся в школе еще со времен заката Советского Союза, когда вместе с новыми веяниями пришла мода на всевозможные, не всегда благотворные эксперименты в образовательной сфере, когда дух нонконформизма заставил разрушить единые системы требований. Понадобилось десять лет, чтобы понять, что порядок не всегда вреден, а зачастую даже полезен.

Новый закон предусматривает нормативное финансирование школ. Это означает, что деньги из бюджета будут выделяться не на школу вообще, а на каждого конкретного ученика. Большая четкость в вопросах финансирования позволит решить некоторые проблемы школы: по крайней мере денег на самые необходимые учебные пособия должно хватить.

Также проще будет выяснить, куда эти деньги исчезли, если вдруг их по-прежнему не хватает. Кроме того, законодательно будут закреплены стандарты материалов и уровень нагрузки на учащегося. То есть едва ли не впервые с советских времен, дать ребенку необходимый минимум знаний станет обязанностью учителя. Закон не отменяет творческий поиск и индивидуальный подход, скорее напротив. Однако настаивает на том, что должна существовать общая, единая для всех образовательная база. Ну и, наконец, законодательно будет закреплена 11-летка. В это трудно поверить, но до сих пор этого сделано не было.

Не экономить на мозгах

А как же главная из бед российского образования - бедность, спросит читатель? Это вопрос, на который не дашь однозначного, всех удовлетворяющего ответа в нескольких строчках. Но кое-что депутатами от фракции "Яблоко" делается и в этом направлении. Сейчас Дума обсуждает государственный бюджет на следующий год. Известно, что правительственный вариант бюджета ориентирован на урезание всех социальных трат и увеличение расходов на силовые ведомства. В "Яблоке" с таким подходом не вполне согласны. Фракция разработала альтернативный проект бюджета, где значительная часть затрат предусмотрена на решение социальных проблем. Соответственно, значительная часть средств, по мысли соратников Григория Явлинского, пойдет на повышение зарплат бюджетников и обеспечение их своевременной выплаты. Большинство учителей и преподавателей вузов - как раз бюджетники.

Самое интересное, что деньги на это изыскать можно, необходимо лишь модернизировать налоговую систему.

Стоит признать - целиком альтернативный бюджет яблочников принят не будет. Но - это признают и министр экономики Герман Греф, и советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов - с представителями фракции "Яблоко" всегда консультируются при составлении окончательного варианта бюджета, и принимают многие их поправки. Так что бюджетникам, в том числе и учителям, вполне может повезти. Особенно учитывая тот факт, что год-то предвыборный.

Проблем в образовании - очень много, но выражение "непочатый край" здесь уже не подходит: проблемы принялись решать, всерьез, комплексно и на самом высоком законодательном уровне. Остается только надеяться, что после выборов законодатели не забудут о своих инициативах. Впрочем, политикам из "Яблока", в отличие от некоторых их коллег, такая забывчивость не свойственна. Особенно если учесть, насколько важен на самом деле вопрос образования. Ведь это - вопрос нашего будущего, вопрос того, сумеет ли Россия подтвердить собственные претензии на статус развитой европейской державы, или, игнорируя образовательные проблемы, опустится до уровня стран третьего мира.



Николай Матвеев
Янтарный караван
07.10.2003
http://www.shishlov.ru/press/index.phtml?id=323





Док. 362936
Перв. публик.: 07.10.03
Последн. ред.: 30.08.07
Число обращений: 283

  • Шишлов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``