В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социально опасный бизнес. `Одноруким бандитам` место в резервациях Назад
Социально опасный бизнес. `Одноруким бандитам` место в резервациях
Если мы боремся с алкоголизмом и табакокурением, то почему мы не должны замечать еще один такой же порок - страсть к игре? О том, что игровые автоматы должны быть изгнаны из всех "непрофильных" помещений, заявил "ПЖ" депутат Государственной думы Владимир МЕДИНСКИЙ.

- Перед парламентскими каникулами депутаты приняли поправки в закон о рекламе, серьезно ограничивающие пропаганду казино и "одноруких бандитов". Причем говорили, что наступление на игорный бизнес будет продолжаться. А почему было решено вначале ударить по СМИ, лишив их части доходов от прибыльной рекламы, а не по собственно игорным заведениям, разоряющим миллионы азартных россиян?

- Это простое совпадение по времени. Поправки в закон о рекламе, приравнивающие рекламу игорного бизнеса к рекламе алкоголя и табака, были год назад внесены всеми депутатами ГД от Москвы, включая Бооса и Драганова, и двумя руководителями "Единой России": Богомоловым и Волковым. Работа над ними шла долго, много было замечаний, в том числе от правительства и президента. Сейчас закон принят и уже одобрен Советом Федерации. Единодушие, с которым депутаты и сенаторы голосовали за этот закон, показывает, что игорный бизнес у нас уже вышел за все рамки разумного. Принятие поправок совпало с новыми законодательными инициативами Мосгордумы, Юрия Лужкова и ряда депутатов Госдумы, которые намерены сократить и сам игорный бизнес, выведя его из крупных городов или сконцентрировав в специально отведенных для этого местах.

- Вы верите, что отсутствие рекламы заставит хотя бы часть игроков отказаться от привычного времяпрепровождения?

- Реклама является лишь одним из факторов продаж, причем зачастую не определяющим. Нельзя запретить рекламу легального вида деятельности. Но ее можно ограничить. Но даже такое серьезное ограничение рекламы не может остановить развитие игорного бизнеса, хотя может снизить ее пропагандистский эффект. Ведь такая реклама - это пропаганда определенного образа жизни.

- Можно ли сказать, что это чуждый нам образ жизни?

- К сожалению, он нам не чужд. Это одна из предпосылок успешного развития игорного бизнеса. Исконное стремление русского человека к халяве заставляет его лежать на печи до 33 лет в надежде стать Ильей Муромцем. Или Емелей, который на той же печи потом катается к царевне в гости. Увы, это национальная черта, связанная то ли с отсутствием у нас протестантской культуры, то ли с забитостью народа, который ждет, что приедет барин и всех рассудит.

- Какова ваша основная цель: сократить число лиц, выбрасывающих на ветер свои деньги, которые можно было бы потратить более разумно, или все-таки сократить число лиц, получающих свои доходы благодаря низменным страстям миллионов игроков?

- Прежде чем ответить на ваш вопрос, нужно понять, что у нас сейчас происходит с игорным бизнесом. Сейчас в Москве 56 казино. Я не могу сказать, что казино - это очень плохо. Это наркотик для богатых. Для того, чтобы войти в казино, нужно иметь в кармане хотя бы от 50 до 200 долларов. Ни бабушка, ни студент, ни идущий с работы человек туда не зайдет. К тому же в казино запрещен доступ несовершеннолетних.

Потом стали развиваться игровые автоматы. Пик их развития наступил в тот момент, когда вопросы лицензирования были переданы от субъектов Федерации Госкомспорту. А лицензия стоит всего 50 долларов, что вообще не укладывается в рамки здравого смысла. Да и оформление всех документов было облегчено до предела. В Думе говорят, что лицензию можно было получить даже почти без взяток. Поэтому они расплодились как грибы.

Сейчас залы игровых автоматов размещаются везде. В зал игровых автоматов может зайти любой, даже школьник. Эти точки аккумулируют негативную эмоциональную энергию. С ними по доходности не может конкурировать никакой другой бизнес. Практически ни один ресторан не может платить арендную ставку выше 500 долларов за квадратный метр, ни одна парикмахерская не может платить выше 100 долларов. А здесь деньги падают с неба. И игорный бизнес в Москве легко платит аренду 1500-2000 долларов за квадратный метр в год. Получается, что этот бизнес социально опасен не только для простых людей, но и для малого, среднего бизнеса.

- Однако государство получает налог с каждого автомата.

- Он смехотворно мал. Кажется, до 1998 года они вообще облагались стандартным налогом на прибыль. И у нас не было более "убыточного" бизнеса, чем содержание игорных заведений. Разве что бензоколонки! Потом у законодателя хватило мозгов перевести их на вмененный налог. Ситуация несколько упорядочилась, но налоги настолько отстают от реалий, что для покрытия налога иногда достаточно 15-минутного сбора со стола. И Лужков абсолютно прав: налоги надо повышать во много раз. Это и будет нормальным экономическим стимулом для сокращения числа этих заведений.

- Но московские депутаты предлагают ограничить их число одним росчерком пера.

- Я считаю, что направление этого закона правильное, только концепция неверна. Механически сократить до 30 число казино, а число залов игровых автоматов до трех в районе (а в центральном округе до пяти) - это порочный подход.

Это будет невероятно коррупционно и криминально емкий проект. Кто будет решать, какие залы оставить? Специально созданный мэрией орган? Я не позавидую главе этого органа. В Орджоникидзе стреляли дважды, когда он только пытался взяться за игорный бизнес в Москве.

- А если точное число будет устанавливать не закон субъекта РФ - г. Москвы, а столичное правительство?

- Это еще хуже - тогда чиновник даже не сможет сослаться на установленные в законе безусловные лимиты. Что он будет объяснять очередным "просителям"? Что "тех" смог включить в список, а "этих" не сможет? А ведь резать ему придется по-живому, фактически ликвидируя действующий доходный бизнес... Так что такой кавалерийский подход также опасен и по сути порочен.

- Какой же путь альтернативен порочному?

- Постепенный. Чтобы не было перестрелки и повальной коррупции. Надо не кромсать ножом эту раковую опухоль, а локализовать ее. Не допускать прямых запретов, загоняющих бизнес в подполье, а упорядочивать его в общих интересах. Должна быть принята поэтапная и конкретная программа реорганизации, перепрофилирования и переезда игровых заведений.

Во главу угла должно быть поставлено постепенное, но абсолютно системное экономическое давление на этот бизнес. Вообще постепенность - это главное в этом деле. Тогда выживут только те предприятия, которые оказывают лучшие услуги. Налоги надо увеличивать, притом в несколько этапов, например по графику ежегодно. Чтобы владельцы игровых залов представляли, с какого момента уже они сами могут не выдержать конкуренции с кафе и магазинами.

Должны быть запрещены контрабандные автоматы, не прошедшие лицензирование и "перенастроенные" , а их у нас 90 %. Затем надо убрать все автоматы из некапитальных строений и неприспособленных помещений. Следующий шаг - поэтапно вывести их из жилых помещений и пристроек к жилым домам, метро, вокзалов, магазинов и т. д.

Наконец, необходим постепенный переход к районированию данного вида бизнеса как социально опасного. Что касается "приличных" игорных заведений - то, будучи сконцентрированными в одном месте, они скорее только выиграют. Так выигрывают, например, рестораны на одной улице или в food court в большом мегамолле. Человек приходит "на точку" поесть и выбирает себе заведение по вкусу, обстановке и по карману уже на месте. Зато в одном месте, на закрытой территории проще решать вопросы и налогового администрирования, и борьбы с криминалом и недопущения к игре несовершеннолетних и т. п.

- Так что же все-таки лучше: вывести все казино за черту города, как предлагают депутаты Лебедев и Самошин, или сосредоточить их в одном районе?

- Оба варианта теоретически приемлемы. Можно вывести их из Москвы, если город договорится с областью о системе налоговых поступлений (то же касается и Питера). В других регионах это еще проще - там, где расположение компаний-налогоплательщиков внутри или снаружи городской черты не влияет на структуру налоговых платежей и бюджеты субъектов ничего не теряют.

Но также можно определить и район внутри Москвы и Санкт-Петербурга и предложить игорному бизнесу создать там своеобразный Лас-Вегас. Но не с наскока, не за один год. На это потребуется длительный срок, лет пять или шесть. В итоге крупные казино, поверьте, сделают там за свой счет вместо пустыря или промзоны город-сад. И сами постепенно перепрофилируют свои здания в центре под рестораны и дорогие магазины.

***

ДОСЬЕ

Владимир МЕДИНСКИЙ родился 18 июля 1970 г. В 1992 г. закончил с отличием МГИМО МИД России, в 1997 г. - аспирантуру МГИМО. Доктор политических наук, с 1998 г. профессор МГИМО, кафедра связей с общественностью. Владеет английским и чешским языками.

Занимался журналистикой, предпринимательской деятельностью, руководил департаментом по информационной политике Министерства РФ по налогам и сборам, у декабря 2003 г. избран депутатом Госдумы по общефедеральному списку "Единой России". Заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму. Член президиума генерального совета партии "Единая Россия".

http://medinskiy.ru/
viperson.ru

Док. 362897
Перв. публик.: 31.07.05
Последн. ред.: 21.08.12
Число обращений: 381

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Боос Георгий Валентинович
  • Драганов Валерий Гаврилович
  • Мединский Владимир Ростиславович
  • Богомолов Валерий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``