В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Бударагин: Партийная недоросль Назад
Михаил Бударагин: Партийная недоросль

Новость вчерашнего дня - громкий переход жириновца Алексея Митрофанова в "Справедливую Россию" Миронова, - самое смешное начало политического сезона из всех возможных. Куда там Фонвизину с его Митрофанушкой.

Школьная (а значит, и всеми накрепко позабытая) пьеса "Недоросль" замечательна прежде всего тем, что "плохих" героев, равно как и "хороших", в ней нет. Все персонажи драмы нравоучительны (на дворе - все еще Просвещение) и забавны одновременно. Но Фонвизин, будучи квалифицированным мастером своего дела, писал вовсе не комедию для школьников среднего возраста, а именно драму - все серьезно, дальше некуда. И вовсе не вина автора в том, что над героями пьесы принято беззлобно потешаться: так распорядилась с "Недорослем" история русской литературы, не всегда справедливая к своим лучшим образцам.


Митрофанушка, главный герой пьесы, тот самый "недоросль", действительно, как учит нас школа, самонадеян и глуп. Но он вместе с тем, как и его матушка Простакова, - живой, настоящий, таков, каков есть, без напудренных изысков.


"Куда там правильному и скучному, как Правдин, спикеру Совфеда до известных мастеров художественных плясок в телевизоре" Все "положительные" герои пьесы, а в особенности Милон и Правдин, слишком карикатурно "правильны". До пошлости, до отвращения. Они и друг с другом говорят, как будто речь перед благородным собранием произносят, а уж на публику - и подавно. С Митрофанушкой, может быть, каши и не сваришь, но если уж "идти в разведку", то с кем угодно, но только не с его антагонистами. Сдохнешь со скуки в первом же окопе.


Из учеников часто получаются Митрофанушки, Правдины же - почти никогда. Оттого и политика сама требует подобных персонажей. Чтобы не "речь с трибуны", а пляски и песни. Персонажи эти, разумеется, никогда не будут властью в собственном смысле этого слова - принимать решения они не умеют и не хотят уметь, да и как им доверишь, - но без них публичная политика становится совсем уж пресной.


Митрофанов, как и его теперь уже бывший патрон Жириновский, - из числа подобных персонажей, надобных для того, чтобы приглашать в партию Машу Малиновскую, выговаривать Саддаму Хусейну и раздавать заинтересованным бизнесменам депутатские мандаты в регионах. Не бескорыстно, разумеется. Никакого криминала в подобной раздаче, конечно же, нет: ЛДПР - партия Жириновского, он волен делать с ней что угодно, хоть "либерально-демократической" называть. Казус Жириновского состоит именно в том, что ни президентом, ни даже лидером крупнейшей фракции в парламенте он не мог быть никогда, даже в лучшие свои годы. Сегодня - и подавно. Большинство, которое всегда разумно нечеловеческой рациональностью, может сочувствовать Митрофанушке, умиляться его искренности (очень скоро в нашем случае поставленной на конвейер), но оно никогда не пойдет за него голосовать. Большинство - единственный хранитель здравого смысла, которым и Жириновский, и Митрофанов так любили пренебрегать. Здесь они не заходили слишком далеко, как какой-нибудь Брынцалов, но до конца разумным их развязное шоуменство назвать не поворачивается язык. Даже если цирк под названием ЛДПР в действительности все это время продумывался и просчитывался со звериной серьезностью, стихия все равно брала свое.



Громкий переход жириновца Алексея Митрофанова в "Справедливую Россию" Миронова, - самое смешное начало политического сезона из всех возможных

На самом деле все рассказы о том, что "Жириновский Митрофанова обижал" и что "Митрофанов умнее Жириновского" (как и обратное, кстати), - в пользу бедных, промышляющих скучнейшей подковерной "аналитикой".


В том, что Алексей Митрофанов подался к Сергею Миронову, видится другой сюжет. За последние сутки достаточно было сказано о том, что ЛДПР "потеряла", а "Справедливая Россия" "приобрела" - шутки шутками, но проигравшими выглядят именно эсеры, которые собирают с бору по сосенке улыбающихся Митрофанушек, чтобы хоть как-то поправить свое весьма унылое положение. Миронов и сам пробовал себя в роли трикстера, одно его заявление об отмене подоходного налога в Сибири дорогого стоит, но куда там правильному и скучному, как Правдин, спикеру Совфеда до известных мастеров художественных плясок в телевизоре.


Миронов, будучи эдаким классическим человеком-в-футляре, всеми силами пытается оживить имидж партии, от которой постепенно откалываются региональные отделения (особенно хороша история со Ставропольем, где справедливороссы победили на мартовских выборах - теперь уже точно не победят. Получается это у него ровно так же плохо, как и все остальное.


Митрофанов, призванный "ракету запустить и смех произвести", будет теперь распугивать жаждущий социальной справедливости электорат Миронова, а спикер Совфеда, этот вечный русский тип картонного правдолюба, станет осуждающее грозить Митрофанушке пальцем. Лидер "Справедливой России" в этой истории - персонаж скорее страдательный: приход Митрофанова с его порнофильмами о "Юле", радостной недалекостью и замашками Жириновского придется объяснять и спонсорам, и избирателям, и однопартийцам. Это будет презабавное зрелище. Жаль, что, как и у Фонвизина, хороших героев не предвидится.


А вы говорите, пьеса для школьников.

http://www.vz.ru/2007/8/30/

Док. 362834
Опублик.: 30.08.07
Число обращений: 705

  • Бударагин Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``