В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Маргелов: Пришёл в кино и увидел на экране отца Назад
Виталий Маргелов: Пришёл в кино и увидел на экране отца
В его кабинете множество фотографий, но среди них есть одна, на которую сразу же обращаешь внимание. Со старого, коричнево-белого снимка доброжелательно смотрят бравый военный и красивая брюнетка.

- Это мои родители. Но на самом деле на этой фотографии запечатлены не двое, а трое, - заметил Виталий Васильевич. - Здесь уже присутствую и я. Снимок сделали перед самым началом войны - в мае 1941-го, а я родился 1 декабря того же года.

- Получается, вы дитя войны. Ваша жизнь началась в это суровое время. Вам что-то запомнилось из раннего детства?

- Перед самым началом войны мой отец командовал батальоном в Муравь вских казармах, которые находились на западной границе. Естественно, отец сразу ушел на фронт, а мама - с моим старшим, в то время трехлетним братом Анатолием в одной руке и с узелком пожитков в другой - во время бомбежек эвакуировалась. В сложнейших условиях она добралась до Урала и осталась в городе Молотов, где жила ее младшая сестра. В 1944 году мы перебрались в Таганрог. Так что остаток своего детства я провел в Таганроге и окончил там школу, в которой в свое время учился Чехов.

- Наверняка отец-фронтовик рассказывал о войне своим сыновьям. О чем он вспоминал?

- Да, рассказывал он много. Но всегда говорил больше о других, чем о себе. Храбростью наших воинов всегда восхищался. Но больше всего отец рассказывал не о командирах, а о простых солдатах, о своих подчиненных. К солдатам у него было очень бережное отношение. И, может быть, то, что за войну отец не так много орденов получил, объясняется тем, что он очень берег солдат. Военных операций, которые проводились ценой большой крови и огромных потерь личного состава, он, как правило, старался избегать. Отец очень тщательно готовил операции и стремился, одерживая победу, обойтись минимальными жертвами. Сам он был человеком исключительной отваги. Но как-то я у него спросил: "Бать, а на войне бывали ситуации, когда тебе становилось страшно?" А он ответил: "Да всегда было страшно. Ведь убить могут. Если кто-то тебе говорит, что он не боялся, - не верь ему, этот человек врет".

Так получилось, что на фронте у отца появилась другая семья. В те годы такое случалось нередко. Поэтому после войны мы не жили вместе. Отец в это время учился в Академии Генерального штаба, но в 1946 году он приехал на несколько дней в Таганрог, чтобы побыть с нами. И вот входит отец, а у него на груди звезда Героя. Я смотрел на золотую награду как загипнотизированный. А он спрашивает: "Что? Поносить, небось, хочешь?" Отцепляет звезду и дает ее мне. Я нацепил награду на рубашку и вышел во двор. Вся пацанва сбежалась. Всем хотелось поглядеть и потрогать настоящую звезду Героя.

- Жертвами той страшной войны стали миллионы людей. Из ваших родственников она кого-то забрала?

- Конечно. Моя мама родом из Белоруссии, а там каждый третий на этой войне погиб. У моей мамы было шесть или семь братьев, двое из них на фронте погибли, еще двое были партизанами и их тоже убили. А у маминого отца, моего деда Ефрема Ивановича, в комнате фотография висела, на которой - мой папа в военной форме с матерью. А раз родственник - командир, да еще и кто-то из полицейских донес, что несколько его сыновей в партизанах, деда фашисты решили повесить. И вот повели его на виселицу зимой босиком, в одном исподнем. Однако партизаны как-то об этом узнали и отбили его у немцев, забрали с собой в леса. Корни отца тоже в Беларуси, а потому и по его линии та же картина - погибли братья. А еще один его младший брат - Николай - был убит уже после войны. Он служил в Западной Украине и погиб в борьбе с бандеровцами.

- Я понимаю, что вы тогда были очень маленьким, но не могу не спросить: вы тот самый, первый День Победы помните?

- 9 Мая 1945 года мы были в Таганроге, но этот день помню очень смутно. Все жители города вывалили на улицы. Было всеобщее ликование и бурное веселье. Ракетницы, крики, стрельба. Я хорошо помню другой эпизод. Это было летом или осенью 45-го. Мы пошли в кинотеатр, а тогда перед началом каждого художественного фильма показывали документальную хронику, своеобразный новостной журнал дня. В этот раз в выпуске показывали Парад Победы на Красной площади. Я смотрю на экран и вдруг вижу своего отца в парадной форме, при всех орденах и медалях. Он командовал на Параде Победы сводным батальоном 2-го Украинского фронта. Я закричал: "Папа! Папа!" И в зале, где до этого царила тишина, раздался гром аплодисментов.





Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 5 Мая 2005


Док. 362816
Перв. публик.: 05.05.05
Последн. ред.: 30.08.07
Число обращений: 309

  • Маргелов Виталий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``