В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Маргелов: Не санкции, а совместный анализ ситуации так нужно решать острые проблемы. Назад
Виталий Маргелов: Не санкции, а совместный анализ ситуации так нужно решать острые проблемы.
ВИЗИТ ЗА ОКЕАН

Не санкции, а совместный анализ ситуации так нужно решать острые проблемы.

По приглашению конгресса и госдепартамента США состоялась поездка в Вашингтон делегации представителей Федерального Собрания РФ и ряда федеральных ведомств во главе с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Виталием МАРГЕЛОВЫМ . Делегация приняла участие в работе межпарламентской группы по экспортному контролю и нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ).

Корреспондент "Парламентской газеты" встретился с руководителем делегации и попросил ответить на некоторые вопросы.

- Виталий Васильевич, межгосударственное российско-американское сотрудничество в сфере экспортного контроля и нераспространения ОМУ носит многоплановый характер, в частности по линии Правительства РФ. А какие вопросы решает межпарламентская группа?

- Экспортный контроль - один из важных элементов национальной безопасности России и любой другой страны. С июня 1999 года в России действует соответствующий федеральный закон. Совершенствование законодательства и национальной системы экспортного контроля - одна из функций законодательной и исполнительной власти в России. Российско-американское сотрудничество в этой сфере является действительно многоплановым и многоуровневым. С российской стороны в нем участвуют МИД, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Минобороны, Федеральная таможенная служба. С американской - госдепартамент, министерства торговли, обороны, энергетики, внутренней безопасности.

Традиционно и с учетом нынешних реалий глобального сотрудничества и партнерства развиваются связи между Федеральным Собранием РФ и конгрессом США. Значительный вклад в развитие этих связей вносит неформальная межпарламентская группа по экспортному контролю и связанной с ним проблематике нераспространения ОМУ. В деятельности группы принимают участие представители комитетов и аппаратов Госдумы и Совета Федерации, которые по роду своей работы занимаются вопросами законодательства в области национальной безопасности, экспортного и пограничного контроля, нераспространения ОМУ, борьбы с терроризмом, контрабандой и преступностью.

В рамках своих профессиональных интересов и задач межпарламентская группа проводит работу по ознакомлению специалистов экспортного контроля и нераспространения оружия в Федеральном Собрании и федеральных структурах России с законодательной практикой и опытом функционирования системы экспортного контроля в США и других странах. Дело в том, что США и ряд европейских стран приступили к осуществлению контроля экономики и внешней торговли с целью недопущения утечки и контрабанды ОМУ, новейших видов вооружений, продукции и технологий двойного назначения, интеллектуальной собственности значительно раньше России, сразу после окончания Второй мировой войны. Наша страна вошла в систему современного международно-правового регулирования внешнеторговых поставок в части, касающейся новейших технологий и вооружений, продукции двойного использования с начала 90-х годов. Поэтому встречи с заокеанскими партнерами являются весьма полезными, так как дают возможность глубже и предметно ознакомиться со спецификой и структурами американской системы экспортного контроля, механизмами е функционирования, законодательным и правоприменительным обеспечением.

Зарубежный опыт мы учитываем в своей законодательной деятельности, совершенствовании российской системы экспортного контроля, в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе в борьбе с терроризмом, наркомафией, преступностью. Мы полагаем, что американским коллегам также интересен экспортно-контрольный опыт России, тем более что новый американский закон об экспортном контроле находится еще в стадии проработки в конгрессе.

В ходе визита в США мы обратили внимание на то, что американские официальные ведомства и комитеты конгресса в своей работе и международной деятельности эффективно используют экспертные знания, аналитические и издательские возможности университетских центров, в частности Центра международной торговли и безопасности Университета штата Джорджия. Этот центр активно участвовал в организации приема нашей делегации в США.

- Какие вопросы обсуждались в ходе вашей поездки и насколько переговоры были продуктивными?

- У нас были обстоятельные беседы в профильных комитетах сената и палаты представителей конгресса, в государственном департаменте, а также в министерствах торговли, внутренней безопасности, в счетной палате, состоялись встречи с рядом видных бизнесменов и общественных деятелей. Мы рассматривали проблемы российско-американского взаимодействия в сфере экспортного контроля, нераспространения ОМУ; обсуждали возможные пути развития сотрудничества наших стран как на двусторонней основе, так и вместе с международным сообществом в борьбе с новыми вызовами и угрозами, прежде всего с международным терроризмом на основе последних решений СБ ООН, в частности резолюции 1540. Предметом рассмотрения также были действующие российско-американские программы по утилизации на территории России избыточного или устаревшего ОМУ, вопросы совершенствования системы безопасности их хранения, трудоустройства ученых-оружейников, специалистов в ядерной и химической отраслях в соответствии с международными обязательствами России и двусторонними договоренностями.

С нашей стороны были поставлены вопросы, касающиеся оказания материально-технической и финансовой помощи России в рамках действующей программы Совместного уменьшения угрозы ("Нанна-Лугара") и в соответствии с решениями "Большой восьмерки" в Кананаскисе, Си-Айленде, а также договоренностями президентов США и России в Братиславе в феврале этого года. Мы выразили надежду, что временные разногласия по методам осуществления программы будут преодолены в духе партнерства и взаимопонимания. В ходе бесед, естественно, не были обойдены вопросы, волнующие американскую сторону и касающиеся ситуации вокруг Ирана и КНДР в контексте их стремления осуществлять национальные ядерные программы.

- В наших взаимодействиях с Западом мы нередко сталкиваемся с так называемой "политикой двойных стандартов". А как обстоит дело в области сотрудничества по экспортному контролю и нераспространению ОМУ?

- Хотя обмен мнениями в Вашингтоне проходил в духе взаимного уважения интересов и откровенности, однако в целом сотрудничество нельзя назвать безоблачным. Американская сторона периодически высказывает опасения относительно эффективности системы экспортного контроля России. В то же время российские эксперты отмечают серьезные пробелы в экспортно-контрольной системе США, которые выражаются в многочисленных нарушениях законодательства и правил экспортного контроля американской стороной.

Соединенные Штаты до настоящего времени продолжают придерживаться политики экономических санкций в отношении российских предприятий и организаций под предлогом нарушения ими экспортного контроля и вывоза продукции и технологий двойного назначения. Недавней "жертвой" стали Омский моторный завод и ученый из МАИ М. Воробей. Практика санкций, проводимая администрацией США против России и других стран, является экстерриториальным применением внутреннего американского законодательства против наших государственных предприятий, что, по сути, является нарушением международного права и крайне негативно воспринимается у нас. Однако я бы не назвал это государственной "политикой двойных стандартов". Здесь более уместно было бы говорить об излишней подозрительности чиновников или интересах конкурирующих структур.

Решением проблемы реально могло бы быть не одностороннее применение санкций, а совместный, в духе партнерства, анализ ситуации и осуществление совместных мер в отношении предприятий, организаций и физических лиц, действия которых вызывают обоснованные сомнения в части соблюдения ими законодательства по экспортному контролю.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние российско-американского сотрудничества в рамках межпарламентской группы и каковы, на ваш взгляд, перспективы этого сотрудничества?

- Российско-американское сотрудничество в рамках межпарламентской группы по экспортному контролю и сопутствующим вопросам проблематики нераспространения ОМУ осуществляется с 2001 года. За это время представители комитетов и аппаратов Федерального Собрания, группы экспертов федеральных ведомств неоднократно посещали США. В то же время сенаторы, конгрессмены, представители аппаратов конгресса участвовали в мероприятиях группы в Москве. На октябрь запланировано участие межпарламентской группы двух стран в международной конференции по терроризму, которая пройдет в Москве под эгидой Совета Федерации. Естественно, такие встречи способствуют росту взаимопонимания и доверия, сближению наших законодательств в области экспортного контроля. Так что сотрудничество успешно развивается.

Эффективность работы межпарламентской группы могла бы быть выше. Однако пока ее деятельность носит неформальный характер. Видимо, в интересах дела следует подумать о придании ей статуса официальной консультативно-аналитической группы при одном из профильных комитетов Госдумы. Возможно, профильные комитеты Совета Федерации также сочтут нужным зафиксировать официальный статус группы. При этом, как и прежде, целесообразно продолжать использовать экспертный потенциал неправительственных организаций, таких, как московский Центр по проблемам экспортного контроля, принимавшего активное участие в организации поездки российской делегации в Вашингтон. Могло бы способствовать более тесному сотрудничеству и создание у нас системы парламентских расследований. Но это уже другой, самостоятельный вопрос.





Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 31 Мая 2005



Док. 362812
Перв. публик.: 31.05.05
Последн. ред.: 30.08.07
Число обращений: 305

  • Маргелов Виталий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``