В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стандарт не прошел Назад
Стандарт не прошел
Совет Госдумы решил перенести на весеннюю сессию несколько десятков законопроектов по социальной сфере. Среди прочих Думе четвертого созыва достанутся законы о детских пособиях, о компенсационных выплатах за питание, о льготах при поступлении в вузы для детей-сирот и о стандарте образования.

Казалось бы, именно эти законопроекты должны были в первую очередь привлечь внимание депутатов накануне выборов. Однако проправительственные фракции не намерены сейчас обсуждать острые социальные вопросы. Депутаты поступили довольно цинично: сначала, сославшись на загруженность, сняли законопроекты с повестки дня. Потом, "обнаружив", что теперь обсуждать почти нечего, исключили из ноябрьского календаря два пленарных заседания.

Формальным поводом для того, чтобы не рассматривать сейчас законопроект о стандарте, стало выступление представителя правительства Андрея Логинова. Он заявил, что у правительства есть претензии к четвертой статье законопроекта. Но не стал уточнять, какие именно.

Слова А.Логинова стали для всех полной неожиданностью: еще в июле было принято кулуарное решение вынести законопроект на второе чтение в редакции правительства. И сняты все спорные вопросы.

Теперь Министерство образования не сможет выполнить свое обещание утвердить стандарт в 2003 году. Жаль только, что это произошло не потому, что депутаты осознали: стандарт губителен для школы. А потому, что так было выгоднее поступить накануне выборов.

***

Александр ШИШЛОВ, председатель думского Комитета по образованию и науке:

- Законопроект о стандарте общего образования идет в Думе с большим трудом. Правительство никак не может понять: без финансовых норм, без материальной основы он утрачивает свою ценность.Сегодня "контрольный пакет" депутатских голосов принадлежит проправительственному большинству. И настаивать на рассмотрении законопроекта означало бы рисковать им. То, что произошло на Совете Думы, - чисто политическое решение.
Наталия ИШТРИКОВА Стандарт не прошел. // Первое сентября (Москва).- 22.11.2003.- 082.- C.1 Катафалк не резиновый. Почему ученые не могут договориться с чиновниками

На этой неделе прошло расширенное заседание комитета Госдумы по образованию и науке, посвященное обсуждению очередного варианта базисных учебных планов (БУП). Как всегда в таких случаях, на первый план вышло противоречие между разработчиком БУПов - Минобразованием и учеными мужами, методистами-предметниками, чьи интересы были ущемлены. В числе пострадавших - биологи, географы и специалисты в области технологии. В итоге, как и раньше, стороны остались при своем мнении.

Первый заместитель министра образования Виктор Болотов сравнил базисный учебный план 1998 года и БУП 2003 года. Теперь в начальной школе предлагается ввести иностранный язык; на два часа сократить преподавание "технологии" (что-то из этого предмета переместится в курс "окружающего мира", а что-то - в "изо"). В основной школе хотят добавить час на русский язык и три часа - на информатику. В блоке "обществознание" предлагается выделить 3 часа на обществоведение (за счет сокращения двух часов на географию и одного часа -на историю). А в 5-6-х классах географию и биологию решено преподавать всего 1 час в неделю. "Катафалк не резиновый!" - процитировал Виктор Болотов депутата Мосгордумы. "За счет чего вводить новые предметы, если не сокращать часы?" - вопрошал он.

Еще из нового: в 9-м классе предлагается ввести "основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Минобразование продолжает бороться с Минобороны, которое "пробивает" как отдельный школьный предмет "начальную военную подготовку". Минобразование - за то, чтобы "военная подготовка" (как это происходит сегодня) была растворена в ОБЖ.

Но тут возникает сразу несколько проблем: что делать с нагрузкой учителя младших классов, где отныне будут обучать иностранному языку, если ставка этого учителя - 20 часов (а не 18 - как у учителя основной школы)? Какими учебниками пользоваться, когда БУПы будут утверждены (новые книги появятся только через 2-3 года)? По мысли Виктора Болотова, пока придется пользоваться старыми учебниками, учителей же проконсультируют, как это сделать.

Как всегда, за свои права боролись ученые-предметники. Географ Владимир Максаковский и его коллеги-биологи утверждали, что эти дисциплины оказались наиболее ущемленными: "Сокращая "биологию" и "географию", мы снижаем уровень естественнонаучного образования в нашей стране". В кулуарах представитель Минобразования говорил: "Либо мы вводим "экономику", "право" и "информатику", но при этом сокращаем "биологию" с"географией", либо остаемся без так необходимых сегодня новых предметов, сохраняя старые - "классические". "И не нужны эти новые предметы", - говорю я. "Как не нужны? Знаете, какие прекрасные по ним разработаны "стандарты", -возражают мне. - И вообще, знаете, что ушло из программы по "биологии"? Убрали 8 различий в строении нервной системы ланцетника и кольчатого червя. А еще отказались от 8 видов и 12 подвидов лишайников. Можно подумать, что без этого рухнет все естественнонаучное образование!". Вроде действительно не должно рухнуть. "И вообще, нельзя учить по старинке", - добавляет представитель Минобразования.

Впрочем, по мнению директора Института общего среднего образования Юрия Дика, в проекте БУПов, наоборот, происходит возврат к тому, от чего школа когда-то отказалась: от одночасовых курсов по обществоведению, географии, биологии, информатике, ОБЖ, технологии и изо. Исследованиями психологов давно доказана неэффективность одночасовых предметов.И еще, недопустимо в обязательном порядке вводить интегрированный курс "естествознание" для гуманитарных профилей старшей школы - в обозримом будущем его некому будет преподавать из-за отсутствия учителей и учебников. "О каком "естествознании" можно говорить, когда за последние годы пропало 5 тысяч кабинетов физики, а кабинеты химии и биологии - в полном запустении... Систему, которая сложилась, сломать легко, но восстанавливать ее придется десятилетиями".

Глава комитета по образованию и науке Александр Шишлов сказал об очевидном противоречии между "стандартами" и часами, заложенными в базисных учебных планах. "Дума этого созыва так и не смогла принять закон о "стандартах". Правительство всячески тормозит принятие "стандартов". Причина - в деньгах. А без этого Минобразования не может принять БУПы". В то же время в БУПах очень нечетко (а иногда и анекдотично) указаны цели изучения того или иного предмета. Александр Шишлов надеется, что закон о "стандартах" удастся принять в первой половине будущего года.

А директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков считает, что все эти разговоры - не о том. Главная проблема - отсутствие системного подхода к образованию. Как можно говорить о "стандартах" и БУПах, если мы не знаем, каковы цели российской системы образования? Не сформулировано, каким должен быть выпускник каждой образовательной ступени. И это в ситуации, когда 40% выпускников ПТУ сидят без работы, а 70% выпускников вузов идут работать не по специальности! Между тем, зная запросы государства, можно будет сформулировать и требования к образованию. Необходима революция в системе переподготовки учителей, давно назрели перемены в системе педагогического образования. И самое главное: нужно наконец поднять статус учителя.




Наталия Иштрикова
22.11.2003
Первое сентября
http://www.shishlov.ru/press/index.phtml?id=425


Док. 362719
Перв. публик.: 22.11.03
Последн. ред.: 30.08.07
Число обращений: 305

  • Шишлов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``