В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шишлов: Платное образование - кузница кадров или имитация образованности? Назад
Александр Шишлов: Платное образование - кузница кадров или имитация образованности?
Александр Шишлов и министр образования РФ Владимир Филиппов - главные участники ток-шоу "Народ хочет знать" на канале ТВЦ. В программе: проблема платного и бесплатного образования, что лучше? Ведущие: Матвей Ганапольский и Андрей Дементьев.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые телезрители. Вот решили вы, например, отдать свое любимое чадо куда-то учиться. Вот есть платные вузы, есть бесплатные. Вот куда в платный или бесплатный, вот думаете. Вроде бы платный вуз, деньги платишь, вроде образование лучше. Бесплатный - как-то дешевле и вот в этих сомнениях мы с вами-то вместе пришли сюда на эту передачу. Что такое платное образование и бесплатное сейчас. Не является ли одно подменой другого, и наш самый главный вопрос: платное образование - кузница кадров или имитация образованности. Это программа "Народ хочет знать". Уникальная программа, где семьи представителей народов напрямую задают вопросы представителям властей. Я представляю наших гостей. Владимир Михайлович Филиппов, министр образования РФ, доктор физико-математических наук, профессор, академик. Родился в апреле 1951 года в городе Урюпинске Волгоградской области. В 1973 году окончил с отличием университет дружбы народов. Уже в 36 лет защитил докторскую диссертацию по специальности математический анализ. Женат, имеет сына и дочь.
Александр Владимирович Шишлов, автор ряда законопроектов по вопросам образования. Родился в июле 1955 года, окончил математико-механический и юридический факультеты Санкт-Петербургского университета. Кандидат физико-математических наук. В 1999 году был избран депутатом Госдумы, где возглавлял комитет по образованию и науке.

АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: Как всегда у нас сегодня семьи представлены разными людьми разного возраста, разного уровня образования, разных профессий. Надо сказать, что большинство представителей старшего поколения учились, конечно, в советское время бесплатно. Сегодня они озабочены тем, что их детям придется учиться уже в платных вузах и надо находить деньги, чтобы обеспечить это образование, и этих денег у многих нет. Но даже те, кто находит такие деньги, чтобы платить за образование своих детей, они озабочены другим вопросам, а адекватно ли это образование, его глубина, степень той плате, которую они вносят за это обучение. К нам присоединяются полторы тысячи семей опрошенных компанией "РОМИР-мониторинг". Вопрос был задан такой, в какой степени вы поддерживаете утверждение, что образование в нашей стране должно быть бесплатным и общедоступным.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас с вами посмотрим интересный сюжет, внимание на экран.

КОРР.: По российским законам стать счастливым создателем нового вуза под силу любому желающему. Для этого необходимо походить по длинным коридорам Минобразования и уладить все формальности. Процедура получения лицензии особой сложностью не отличается. А вот закрыть проштрафившейся вуз гораздо сложнее.

МУЖЧИНА: Согласно закону об образовании отозвать лицензию можно черед суд. А в наших полномочиях это приостановить действие лицензии.

КОРР.: Ежегодно закрываются не более 3-5 вузов. В прошлом году в печальный список попал Воронежский экономико-правовой институт.

СТУДЕНТКА: Закрывают институт и выгоняют на улицу 12 тысяч человек. Без распределения в другие институты.

КОРР.: Ирина оказалась в числе этих 12 тысяч обманутых студентов. Два года учебы на лингвиста-переводчика и 1000 долларов коту под хвост. Помыкавшись еще почти год, с трудом перевелась в другой коммерческий вуз вновь на первый курс и хотя плата здесь в два раза выше она довольна.

ИРИНА: Естественно есть страх, что и с этим институтом может что-то случиться. Просто у меня не было выбора, мне надо было быстро куда-то поступать, чтобы не потерять вообще много лет учебы.

КОРР.: Загнанной в угол девушке понятно уже не до претензий к качеству образования. Хотя сомнениям есть место. Лекции по менеджменту, например, читает бывший ракетчик.

МУЖЧИНА: Все открытия делаются на смежных отраслях знаний и вот смежные отрасли знания дают наиболее продуктивный выход.

КОРР.: Тем не менее, большинство своей жизнью довольны, меньше чем через 5 лет они получат заветную корочку. Что касается работы, об этом они предпочитают пока не думать.

Немножко детский вопрос, а кем ты хочешь быть вообще?

СТУДЕНТ: Я еще не решил.

КОРР.: Поступить в вуз за деньги без нервотрепки на экзаменах очень заманчивая идея. Этим во многом объясняется успешное развитие коммерческого образования в нашей стране. Хотя страстной мечтой каждого студента-платника остается учеба в государственном вузе.

ВЕДУЩИЙ: Наша передача посвящена адекватности денег, которые заплатили тому результату, который получили. Это очень важно и это я говорю как нашим гостям представителям власти, так и вам, чтобы мы не смешивали эти понятия. Приступаем к первой части нашей программы. Это блиц, мы с Андреем Дмитриевич зададим короткие очень вопросы и просим вас на все это три минуты, очень сжато ответить. Первый вопрос, следует ли на ваш взгляд значительно ужесточить требования к выдаче лицензии к коммерческим высшим и средним учебным заведениям?

ФИЛИППОВ: Следует ужесточить требования, но не только к коммерческим, а ко всем вузам. Потому что очень многие государственные вузы открывают свои филиалы тоже по стране, по райцентрам, не обеспеченные кадрами, не обеспеченные материальной базой. Поэтому надо требования ужесточать, но подчеркиваю и для государственных, и для негосударственных вызов.

АЛЕКСАНДР ШИШЛОВ: Думаю, что просто ужесточать требования этого недостаточно. Потому что ужесточим требования, будут, грубо говоря, больше взятки платить чиновникам. Нужно чтобы профессиональное сообщество участвовало в процессе лицензирования, в процессе аккредитации. Потому что люди, которые работают в высшей школе, и дорожат своей репутацией, будут принимать ответственные решения.

АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: Скажите, пожалуйста, существуют сегодня четкие критерии и механизмы оценки обучения в вузах.

ФИЛИППОВ: Есть показатели и их очень много, но это оценка процесса, а не результата. Механизма более объективной оценки на выходе пока не создано. Мы оцениваем процесс, а надо оценивать результат.

ШИШЛОВ: Думаю, что и в процессе нужно оценивать не только наличие технической обеспеченности, но и то, как сам идет процесс. И здесь нужно, чтобы потребители, мы с вами, те, для кого высшая школа и работает, могли дать свою оценку.

ВЕДУЩИЙ: Гарантирует ли поступление на бюджетные места полностью бесплатное образование в нынешних условиях?

ФИЛИППОВ: Бесплатного фактически образования уже нет. Другое дело, что вы говорите о незаконных вещах, когда в процессе обучения пытаются за несданные зачеты, несданные экзамены собирать деньги. Вот это незаконно. Другое дело, что здесь очень трудно провести грань.

ВЕДУЩИЙ: И как эту грань провести. Вот это самое главное ведь.

ФИЛИППОВ: Если мы говорим о качестве, то систему контроля учебного процесса у нас кто контролирует, кто преподает деканат, ректорат, преподаватели, они и контролируют сами себя. Надо чтобы качество учебного процесса контролировали студенческие комитеты студентов. На курсе, факультеты.

ВЕДУЩИЙ: Страшный вопрос министру, вот министр, например, поддержит акцию протеста студенческого комитета, который выйдет перед вузом, если он видит, что там творится безобразие?

ФИЛИППОВ: Не только в данном конкретном случае. Я каждую неделю получаю на сайт, когда я такой сайт сделал для студентов, вы журналисты написали, что, вот министр образования открыл свой сайт, чтобы студенты стучали на преподавателей. Они мне стучат. Правда, журналисты для смеха приклеили, сфотографировали и потом опубликовали картинку, написанную на моей двери: входная дверь, министр образования Филиппов и написано "без стука не входить".

ШИШЛОВ: На самом деле нет сегодня такой гарантии. Студент может поступить на бюджетное отделение формально бесплатное, а потом будет вынужден платить деньги. Вот совсем недавно был скандал в очень известном вузе, московском лингвистическом университете, к сожалению, до сих пор не нашлось инструментов у Минобразования, чтобы навести там порядок, чтобы защитить права студентов.

АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: Согласны ли вы, что платное обучение в государственных вузах это способ поправить материальное положение преподавателей?

ФИЛИППОВ: Как всегда говорят зарплата у нас хорошая, но маленькая. В данном случае можно было бы так рассуждать, что преподаватели и частные вузы созданы якобы для того, чтобы преподаватель бегал по пяти вузам и зарабатывал себе зарплату. Но можно было бы сделать в начале 90-х годов и по-другому. Можно было бы ввести платное образование, но в государственных вузах. Тогда бы мы отвечали действительно за качество образования.

ВЕДУЩИЙ: Как это на государственном, на бюджетном крутится маленький бизнес этого вуза. Это честно или нет?

ШИШЛОВ: Это не бизнес, это дополнительные деньги, которые вуз привлекает. Но другое дело, что государство должно давать больше денег на образование. Потому что в основе должно лежать соблюдение принципа доступности и бесплатности образования. В России другого быть не может.

ВЕДУЩИЙ: Ходят слухи, что, несмотря на растопыренные пальцы некоторых коммерческих вузов, тем не менее, солидные фирмы предпочитают брать выпускников бюджетных вузов. Правда, это или нет?

ФИЛИППОВ: Вы абсолютно правы. Хорошие работодатели с удовольствием возьмут к себе на работу хорошего юриста и хорошего менеджера. То есть речь идет о выпускниках хороших вузов. Как правило, это, конечно, те вузы, которые существуют десятилетиями, а не последние 5-7 лет.

ВЕДУЩИЙ: Большое спасибо. Это был наш блиц. Закончилась первая часть нашей передачи. Мы вернемся сюда в студию сразу после рекламы. Вторая часть программы "Народ хочет знать". Представители исполнительной и законодательной власти, это чрезвычайно интересно и мы говорим о ваших кошельках. Платное образование, вот платишь за ребенка, стоит ли платить эти деньги или нет? Кто компетентнее этих людей может ответить на этот вопрос? Вторая часть как вы знаете, это вопросы народа, собственно семей, которые здесь сидят, который являются представителями народа.

АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: Прежде чем прозвучат эти вопросы, я хотел бы подчеркнуть, что так называемое бесплатное образование это не бесплатное, это бюджетное, и мы его всегда оплачивали своими налогами. А платное образование это внебюджетные. В этом случае мы за эти дополнительные средства, которые мы вкладываем, мы должны дополнительно что-то иметь и, прежде всего, качество образования. Пожалуйста, задавайте вопросы.

СЕМЬЯ ПОВИЛЬЧУК: У нас такая история, дочь у нас училась на третьем курсе московского гуманитарного университета, это коммерческий институт. С третьего курса ее отчислили за неуплату, мы вовремя не внесли деньги. Сейчас, когда мы спустя год стали восстанавливаться, платить пришлось уже по другому тарифу, на 1000 долларов дороже. Это понятно, это мы согласны, это оговорено в пунктах договора. Но у нее на момент отчисления осталось несколько зачетов, которые она не успела сдать. Так вот за пересдачу каждого зачета с нас потребовали дополнительную плату. Какую бы вы думали, вот сколько можно запросить за пересдачу? 200 евро за каждый пересданный зачет. Это я считаю беспредел. Кто-нибудь этот беспредел контролирует?

ФИЛИППОВ: Если мы говорим про то, что мы платим за что-то, мы находимся с вами на рынке образовательных услуг, и здесь вступают в силу договорные отношения. Если вы эти условия прописали в договоре.

СЕМЬЯ ПОВИЛЬЧУК: Этого не было!

ФИЛИППОВ: Если не было, тогда вуз имеет право решать, как он хочет. Не хотите, туда идите в другой вуз.

ВЕДУЩИЙ: Государство в это не должно или не может вмешаться?

ФИЛИППОВ: Государство никоим образом не вмешивается в стоимость обучения. 15 тысяч долларов в месяц требует вуз или в год 15 тысяч долларов или 1.5 тысячи долларов. Вузы сами решают, какую установить стоимость.

ШИШЛОВ: По цене да, государство не будет вмешиваться, но государство должно защищать права участников образовательного процесса. Если государство дает вузу аккредитацию, дает вузу лицензию, то государство имеет право потребовать чтобы в договоре, который заключает вуз со студентом, все было прописано предельно подробно.

ВЕДУЩИЙ: Послушайте меня, может быть, чтобы не было такого кошмара, тем более что вы говорите, что там любую можно ставить, может сделать нормальный типовой договор, чтобы в нем было прописано, Бог знает, что. Потому что у меня ощущение, чтобы разрулить эту историю и вообще нормально поступить в ВУЗ нужно нанимать лучших юристов страны, которые с тобой вместе будут подписывать этот договор. Ведь все предусмотреть невозможно, а они будут назначать любую цену.

ФИЛИППОВ: Мы можем, действительно вы правильно сказали фразу, рекомендовать примерный договор, но заставить, что именно такой договор для всех действует, и вы по этому договору продавали эти образовательные услуги, мы не можем пока.

ВЕДУЩИЙ: То есть образование, по сути, это я телезрителям говорю, вот министр, по сути, я так его трактую, если не так, скажете что не так. Образование стало абсолютно таким же товаром как стиральная машина в магазине с гарантийным сроком и с покупкой запчастей и с нарушением гарантийного срока. Или как картошка на рынке.

ФИЛИППОВ: Не надо путать образовательные услуги и торговлю помидорами. У нас есть аккредитационные требования на качество. Они другие. Но принципы подхода, лицензия на право продавать, аккредитация на знак качества. Все.

ВЕДУЩИЙ: Все, ответ дан. Вот молодой человек.

СЕМЬЯ ШПУНКОВЫХ: У меня такой вопрос, как узнать плачу ли я за образование или за что-то другое. Я являюсь студентом государственного вуза, но платного факультета как бы. И при вопросе моем, за что я отдаю деньги, мне дали довольно странный ответ: ну как, ты же здесь учишься. Возникает другой вопрос, те люди, которые заплатили при поступлении, то есть взятка была, они тоже учатся. Так что же получается моя оплата это легализованная взятка?

ФИЛИППОВ: В контракте, который вы должны были подписать написаны обязанности сторон. Ваша обязанность раз в семестр вносить такую-то плату. Обязанность вуза написано обеспечить обучение по государственным образовательным стандартам. То есть все предметы, которые есть для обычного бюджетного студента, надо дать вам. И обеспечить соответствующие условия.

СЕМЬЯ ШПУНКОВЫХ: Куда идут мои деньги. Я плачу за образование, но я не уверен, что они идут именно на образование. В европейской системе, там такая система, есть определенный перечень предметов, и я точно знаю, что такую-то сумму я плачу за право, такую-то сумму плачу за что-то еще. А у нас такого нет.

ШИШЛОВ: Очень правильный вопрос. Любой человек, который платит деньги, хочет знать, как они тратятся, на что они тратятся. И более того, что и министр хотел бы знать, как расходуются бюджетные деньги.

ВЕДУЩИЙ: Мне кажется, он хочет знать, дали ли ему тот объем знаний, и в той форме необходимой, которая прописана у него в договоре. Следующий вопрос.

СЕМЬЯ ШАЛИМОВЫХ: Владимир Михайлович, могли бы вы оценить качество образования по 5-ти бальной школьной
системе в бюджетных вузах и коммерческих?

ФИЛИППОВ: Вы спросили бы меня, какая сегодня средняя температура по РФ воздуха? Как я могу одинаково сказать, потому что оно разное.

ВЕДУЩИЙ: А у меня тогда вопрос к Александру Владимировичу. Вот ваше личное мнение, есть брать некий уровень, суммировать, гуманитарные, точные науки, мы упали, остались на уровне или стали выше за эти 15 лет?

ШИШЛОВ: Я думаю, что мы находимся в очень опасном моменте. Если государство не изменит своей политики в отношении образования, если не изменит бюджетной политики, налоговой политики...

ВЕДУЩИЙ: Идем дальше, пожалуйста.

СЕМЬЯ РЕКОВСКИХ: Нет ли проблемы с качеством образования в том, что его стало слишком много?

Насколько я знаю, у нас набор и выпуск в вузах за время постсоветское увеличилось в несколько раз. А не много ли нам высшего образования в стране?

ФИЛИППОВ: Не в несколько раз. Могу назвать некоторые цифры. Если 90-ые года брать, когда Россия переходила в новую Россию, то у нас было в России 2.8 миллиона студентов, сейчас у нас 5.2 миллиона студентов. Это первое. Второе, в мире во всем есть такое понятие массовое высшее образование. Весь мир переходит к категории массового высшего образования. Когда что-то становится массовым, костюм, обувь, образование все одинаково элитарным высокого качества не бывает. Оно становится разным образование.

СЕМЬЯ ШКУНКОВЫХ: У меня супруга педагог, придя домой она, иногда чуть не плачет. Она много знает, и хотела бы дать студентам, но посещаемость очень низках. К
сессии приходят студенты и начинают давить, я плачу - ставьте зачет. Когда она отмечает и показывает журнал посещаемости, что его не было, администрация уже давит. Если не было, з начит что надо выгонять? И как вам зарплату получить. Вот вопрос, что отвечать жене?

ФИЛИППОВ: Это болячки, с которыми мы должны бороться, потому что когда мы спрашиваем себя мы лучшие в мире или не лучшие в Европе, если у нас такие факты будут в некоторых вузах, что можно вот так халтурить, не будет внутривузовской системы контроля качества, мы в европейскую систему единого высшего образования не попадем. Нас туда не примут.

ВЕДУЩИЙ: Это же непобедимо, это же гениальный пример. Вдумайтесь, заканчивается первый курс, этот студент не ходит. После этого он приходит и они в деканате или у ректора решают, перед ними дилемма, либо выгнать его к чертовой матери, но тогда нужно отдать деньги, он даже первое полугодие не ходил. Тогда принимается гениальное решение, в конце концов, ему жить, ты купил образование, все равно жизнь его потом выкинет на мусорку.

ШИШЛОВ: Вот и ответ. Через какое-то количество лет и очень небольшое дипломы этого вуза никому не будут нужны, к ним просто никто не придет. Они обанкротятся.

ВЕДУЩИЙ: Ну что это за ответ. То есть вы выдаете индульгенцию вот так вот штамповать любому вузу.

ШИШЛОВ: Сегодня с этим бороться действительно невозможно. Это исправит жизнь.

ВЕДУЩИЙ: В 90% вузов это происходит на первых курсах.

ФИЛИППОВ: Я хочу ответственно заявить, что абсолютное большинство ведущих вузов страны и в Бауманке есть платные студенты, и в МГУ, и в других, они все-таки дорожат своей репутацией и если такие факты становятся известны, это сильным образом подрывает репутацию вуза. Семестр проучился, деньги заплатил. До свидания. Я всегда говорю своим деканам на факультете, пусть платят деньги, и чем быстрее вы его выгоните, тем лучше. Потому что он за год заплатил. Поэтому требуйте качество, пусть учится лучше. Зачем ждать января месяца, когда видно, что он тупица, что он спрятался от армии за деньги. Давайте к 1 октября, к 1 ноября на рубежной аттестации ставьте двойку и выгоняйте.

ВЕДУЩИЙ: Хорошие советы дает министр.

СЕМЬЯ МАСЛАКОВЫХ: Я философ, доцент, причем в разных бесплатных государственных вузах я работаю с начала 80-ых. Понимаете реальный контроль осуществляется только там, где действительно хотят знать, каково качество образования.

ФИЛИППОВ: Я по многим вузам могу назвать, где создана очень интересная система контроля качества со стороны студентов. Когда по итогам каждого семестра проводится обязательное анонимное анкетирование студентов. Причем тогда когда они с этого семестра ушли, с этой кафедры ушли. С этого преподавателя ушли. И я таких только вузов знаю десятки, а специальностей сотни. Поэтому существуют разные системы контроля качества.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, идем дальше.

СЕМЬЯ ЗАЯЦ: В негосударственных школах есть официальная такая позиция, дети педагога учатся бесплатно. И у меня сложилась впечатление, что в вузах сейчас точно та же ситуация. То есть когда студенты начинают раскрывать, когда они учатся не первый год, открывается, кто учится бесплатно. Папа декан, мама близко дружит и так далее. И от этого становится страшно. Потому что я как раз общаюсь с талантливыми детьми, у которых папа не декан, а которым надо бы учиться для страны.

ФИЛИППОВ: Я так мягко скажу, что во многом вы правы.

ВЕДУЩИЙ: Вот короткий и точный ответ, кроме того, не нарушайте конституционное право сына декана учиться в этом же вузе бесплатно. Он имеет те же возможности, а может он гений, этот сын.

СЕМЬЯ ЩЕПИЛОВЫХ: Ребенок, у которого оба родителя и мать и отец инвалиды второй нерабочей группы. Финансовые возможности такой семьи понятно, безумно ограничены. Пользуется ли такой абитуриент какими-то льготами при поступлении в государственный вуз на бюджетные места.

ФИЛИППОВ: У нас пользуются следующие категории: если сам ребенок инвалид 1-2 группы. Или если он является ребенком, у которого один родитель инвалид первой группы. Если он ребенок инвалид первой группы, то он пользуется льготой на внеконкурсное поступление. Потому что просто так его брать, потому что он не знает совершенно математику. Он должен знать хотя бы на троечку. На все тройки сдать экзамен и мы берем его вне конкурса.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо идем дальше.

СЕМЬЯ АНЧИХРОВЫХ: Я преподаватель школы, я веду математику в старших классах. У меня вопрос такой, у меня сейчас дети 11 класс выпускной. И я беседую с детьми и с родителями. Очень многие говорят, мы бы с удовольствием попали на бюджетное образование, но во многих институтах таких мест настолько мало, что туда берут либо круглых отличников, либо гениев каких-то. Поэтому я хотела бы спросить вас, а нет ли такой возможности у правительства, нет ли такой возможности увеличить число бюджетных мест для тех, кто хочет заниматься именно бесплатно и не может платить те деньги в платных вузах.

ВЕДУЩИЙ: К этому вопросу, наверное, присоединилось бы девять десятых населения нашей замечательной страны.

ФИЛИППОВ: Вы знаете, вопрос не в том, чтобы было больше бюджетных мест. Их сейчас у нас бесплатных бюджетных мест в России больше, чем было в любой год советской власти, населения стало меньше. Число бесплатных бюджетных мест последние 5 лет пока я министр, каждый год становится все больше. Но коррупция на вступительных экзаменах закрывает для простого населения это бесплатные бюджетные места. Почему? Потому что при каждом вузе есть свои платные курсы, свои репетиторы. Есть свои договорные школы. Есть целевой прием. И чего там осталось стремиться на эти оставшиеся места какие-то? И вот эта система единых государственных экзаменов, против которой борются те, кто связан со вступительными экзаменами, кто не хочет отдавать кормушку, система единых государственных экзаменов, когда ты сдаешь независимой комиссии у себя в школе и посылаешь в 10-15 вузов страны свои данным и вузы просто по баллам располагает, какие баллы вы получили на единых экзаменах, разрушает эту коррупционную систему. Коррупционную потому что она затрагивает интересы репетиторов, членов приемных комиссий, руководство вузов и так далее.

ШИШЛОВ: Вернемся к вопросу о том можно ли увеличить число бюджетных мест. Нам нужно бы их не уменьшить. Мы в прошлом году внесли закон о том, чтобы не уменьшать число бюджетных мест. Потому что я знаю, что есть такая идея уменьшить это число и, к сожалению, до сих пор этот закон не принят.

ДЕМЕНТЬЕВ: Владимир Михайлович, скажите, в некоторых американских университетах существует такая практика, у меня есть друзья, у которых сын учится, он платит за год 21 тысячу долларов, но он так хорошо учится там, что он за этот год учебы 8 тысяч долларов как бы снял с этой оплаты. У нас такое возможно?

ФИЛИППОВ: На самом деле наше платное образование сегодня дикое и несправедливое. Как ты учился в школе неважно, вуз назначает 2000 долларов в год и ты студент. Ты недобрал на вступительных экзаменах 1 балл или 7 баллов недобрал, 2000 долларов и ты студент. Твоя мама учительница может платить только 500-700 долларов, а не 2000, никого не волнует. Нынешнее платное образование никак не связано с академической предшествующей успеваемостью, ни с материальным положением семьи. Поэтому мы сейчас разрабатываем новую систему на основе единого государственного экзамена. Дети, которые, я условно назову пока все цифры, условно. Дети которые наберут, например, более 70 баллов на каждом экзамене по 100 бальной системе, они принимаются в вузы бесплатно. Те, кто недоберет 10% баллов, платит 10% стоимости. Ты недоберешь 20% баллов, ты платишь 20% стоимости. Во-первых, это стимулирует тебя в старших классах учиться лучше и ты не будешь платить по 50-70% каждый год и во-вторых это расширяет социально слои, которые могут доплачивать 20-30%, но 100% они не тянут. Вот эту новую системы мы пытаемся сейчас внедрить взамен нынешнего дикого платного образования.

ВЕДУЩИЙ: Я напомню, что Александр Владимирович Шишлов он был председателем комитета по образованию и науке, и вы подвергали, господин Шишлов, жесткой критике Минобразования. Меня интересует простой вопрос, Минобразования, рядом стоящий с вами чиновник это чиновничье содружество, что оно не делает. Чего оно не сделало принципиального, для того чтобы среднее и высшее образование было нормальным.

ШИШЛОВ: Раз уж вы на меня как говорят, наехали, так я вам отвечу. Я и сейчас очень критически отношусь к тому, что делало Минобразования, например, поддерживая инициативу о введении НВП и обязательному обучению православию в школе. Я думаю, это были неразумные инициативы. Но в том, что касается привлечения общества в образование мы с Владимиром Михайловичем единомышленники.

ВЕДУЩИЙ: В общем, ответ дан. Давайте поблагодарим Владимира Михайловича Филиппова и Александра Владимировича Шишлова за ответы на вопросы. Сразу после рекламы мы возвращаемся сюда в студию для голосования.

Это программа "Народ хочет знать". Третья часть. Она абсолютно секретная, мы удалили Филиппова и Шишлова из зала, они вышли, они не знают, как сейчас будет проходить голосование. Момент истины здесь, внимание вопрос. Гарантирует ли сегодня на ваш взгляд высокая плата за высшее образование его высокое качество. Пожалуйста, семья.

СЕМЬЯ АНЧИХРОВЫХ: Я считаю, что в настоящее время в большей степени не гарантирует.

СЕМЬЯ РЕКОВСКИХ: Я здесь, наверное, единственный представитель работодателя, то есть потребителя этого продукта, и я с полной ответственность могу сказать, нет, не гарантирует.

СЕМЬЯ ЗАЯЦ: Не гарантирует точно. Личность людей руководящих процессом образовательным.

СЕМЬЯ КУЛИКОВЫХ: Я считаю, что не гарантирует, потому что как уже сказали, нет системы контроля качества образования, и большинство туда идет для корочки, а не для образования.

СЕМЬЯ ПЕТРУХИНЫХ: Я считаю, что не гарантирует, убеждаюсь в этом на собственном примере.

СЕМЬЯ ЖИЛЯЕВЫХ: Я считаю, что не гарантирует, потому что в нашей стране мы еще к этому не пришли.

СЕМЬЯ ШКУНКОВЫХ: Считаю, категорически не гарантирует. Став образование товаром, который невозможно в нынешних условиях хорошо проконтролировать товар идет некачественный. Во имя золотого тельца.

ВЕДУЩИЙ: Понял. Идем дальше.

- Семья Заиченко. Нет не гарантирует. Это зависит только от студента. И от того, как он будет учиться.

- Семья Щипиловых. Я считаю, что не гарантируют. Гарантию, как мне кажется, дают только марки Вузов, МГУ, Бауманский, это уже само за себя говорит.

- Семья Павенчук. Я тоже считаю, что не гарантируют. Все зависит от самого студента.

- Семьи Жипиловых и Добровольских. Конечно, не гарантируют. Гарантируют только качество Вуза, которое в вузе существует.

- Семья Шалимовых. Я считаю, не гарантируют. Гарантом может быть только государство. Необходимо государственное обеспечение образования. То есть для потребителей оно должно быть только бесплатным.

- Не гарантирует. Вот здесь было упоминание или сравнение со стиральной машиной. Значит, на стиральную машину мы имеем гарантию 3 года. А после получения диплома никакой
гарантии практически нет.

- Семья Мослаковых, Тулиных. Да, я считаю, что платный вуз может гарантировать высокое качество образования, если вуз этот вопрос заботит. Потому что, первое, этот вуз может, взят лучших, в прямом смысле, преподавателей. Второе, может обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту. И третье. Вуз имеет не только возможность, но и повод развивать творческие способности студента.

- Семья Марковых, Потемкиных. Я считаю, что не гарантирует. Потому что в большой степени среди студентов расходует и бытует мнение "за все уплачено, и чего учиться".

- Семья Цветковых. Не гарантируют. И в большинстве своем и нет возможности дать хорошее образование, примером чему служит отказ большинства коммерческих вузов от государственной аккредитации.

- Семья Карешевых. Нет, я думаю, не гарантируют, потому что самые нерадивые ученики получают именно платное образование. И мне жаль нас всех, как будущих клиентов этих специалистов, горе специалистов.

ВЕДУЩИЙ: Понял.

- Семья Шевченко. Я считаю, что не оплачивается достойной платой, и то качество, которое нам могут дать.

ВЕДУЩИЙ: Я благодарю вас. Я прошу пригасить наших гостей. А до того, как их приглашать, хочу назвать вам кое-какие цифры. Андрей Дмитриевич уже упоминал, что вместе с нами, как бы виртуально участвует в этой программе группа "РОМИР"-мониторинг. Там был задан вопрос, "в какой степени вы согласны с утверждением, что высшее образование должно быть бесплатным и общедоступным, с какой степенью вы согласны с этим утверждением". Естественно 78% полностью согласны. 18 - скорее согласны.
2 - скорее не согласны, полностью не согласны только 1%, я думал, будет хотя бы 2. и 1 - затрудняюсь ответить. 1500 респандентов со всех регионов России.

Снова появляется здесь Владимир Михайлович Филиппов, министр образования Российской Федерации. И один из наших известных законодателей Александр Владимирович Шишлов. Значит, друзья дорогие, мы задавали вопрос "гарантирует ли высокая стоимость платного образования высокий уровень этого образования?" голосование закончено. У меня вопрос "как вы считаете, как проголосовали?" Владимир Михайлович.

ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ, министр образования РФ, доктор физико-математических наук: Ну, ответ очевидный абсолютно. Я думаю, что даже ни в одной стране мира нельзя говорить, что чем выше плата за обучение в каком-то вузе, тем там лучше образование. Другое дело, что есть в целом средняя тенденция, что если в этом вузе, то о чем Александр Владимирович говорил, берут стоимость цен, назначая там 300-400 долларов в год, что чем ниже стоимость обучения в частном, платном учебном заведении, вот там уж точно нет никакой гарантии.

ВЕДУЩИЙ: Тот же вопрос у меня к Александру Владимировичу Шишлову. Как проголосовали?

АЛЕКСАНДР ШИШЛОВ, автор ряда законопроектов по вопросам образования: Ну, вы знаете, я думаю, вопрос действительно риторический. Конечно, не гарантируют. Сегодня в России, к сожалению не гарантируют. А что может гарантировать качественное образование - это другое отношение государства. Государство должно лицом к образованию повернуться. Нужно увеличивать бюджетные расходы на образование, давать нормальную зарплату нашим преподавателям, давать налоговые льготы университетам. Вот тогда будет гарантировано качество образования. Наша с вами задача - заставить сделать так государство.

ВЕДУЩИЙ: Это по сути дела ваши же комментарии. Сейчас вот мне моя уважаемая коллега покажет результаты голосования уже точно. Спасибо вам большое. "Нет" (всего 18 семей). "Нет" - 17 семей, и "да" - одна семья. Вот такой результат голосования. Я хотел бы попросить моего коллегу Андрея Дмитриевича Дементьева сказать по этому поводу.

АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: Будущее страны, как известно, оно зависит ведь не от полезных ископаемых, которых у нас много, потому что они тоже когда-то кончатся. Все-таки будущее страны зависит от интеллекта и образованности граждан. Мы были одной из самых образованных наций в мире, и самой читающей страной, что тоже примыкает к этому. И система нашего образования, наверно, была признана самой эффективной. Что-то произошло. Вот не знаю, почему это происходит. Вот есть такой оптимистический все-таки момент. Понимаете, самое главное сейчас вот это стремление молодежи к учебе, к образованию, чтобы оно как-то поддерживалось, стимулировалось и обеспечивалось. И здесь многое зависит от государства, от правительства и, в частности, от вашего министерства. Вот то, что вы рассказали насчет 70-ти %, 40-ка и так далее - это очень обнадеживает.

ВЕДУЩИЙ: Чем хочется закончить? Субъективным. Все-таки мы говорим "образование - товар". Но если это товар, да, у него есть разная стоимость, об этом сегодня говорил министр. Но у обычного товара есть паспорт - это наш договор с учебным заведением, но есть гарантия и гарантийный срок, что за эти деньги мы получим нечто достойное, за что заплатили, вот уж если мы сравниваем образование с товаром, то давайте сравнивать по полной программе. В нашей программе принимали участие: министр образования Российской Федерации Владимир Михайлович Филиппов и председатель комитета по образованию Госдумы третьего созыва, автор проектов по вопросам образования Александр Владимирович Шишлов. Мой соведущий Андрей Дмитриевич Дементьев и Матвей Гонопольский прощаются с вами. До встречи в следующем выпуске программы "Народ хочет знать". До свидания.



ТВЦ
"Народ хочет знать"
30.01.2004
http://www.tvc.ru/v2/index/id/40105000040008-2004-01-30.html

Док. 362656
Перв. публик.: 30.01.04
Последн. ред.: 30.08.07
Число обращений: 339

  • Шишлов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``