В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По древней земле Абхазии Назад
По древней земле Абхазии
Посвящается визиту православно-патриотической делегации в Абхазию возглавляемой Депутатом Государственной Думы России, членом Комитета по безопасности Николаем Владимировичем Курьяновичем в связи с юбилеем управляющего Абхазо-Сухумской епархии Православной Церкви Абхазии - протоиерея отца Виссариона (Аплиа). И с наилучшими пожеланиями его духовному собрату протоиерею Петру, настоятелю храма в Лыхнах.

По древней земле Абхазии
Записки Русского паломника о путешествии в Абхазию

Всего лишь два часа полета отделяют Москву от благодатных солнечных мест Северного Кавказа и особенно Абхазии, где мне довелось не раз побывать в еще "доперестроечных" 80-х годах уже прошлого ХХ века...
Мог ли пишущий эти строки представить, что побывает здесь вновь, да еще с Иерусалимским Благодатным Огнем, в составе церковной делегации от древнего московского храма Св. Троицы в Листах?
Раскрыв наугад страницу походного томика замечательной поэтессы Русского Зарубежья Елены Полуэктовой, обнаружил:
"Исчезли границы, разлука, пространства,

вечным исканием правды маня,
Встает предо мной несказанное царство,
Пресветлое царство - Россия моя..."

Словно в подтверждение только что прочитанного, в иллюминаторе, показались переливающееся всеми цветами радуги, бескрайнее и величественное в своем спокойствии море и Сочи, окруженный причудливыми горами. Они окончательно и уже "в реале", дали понять о близкой встрече с "Царским Югом". А точнее - "Российским Императорским Домом Отдыха", впоследствии (после государственного переворота 1917 г.) переделанным дорвавшейся до власти бандой коммисаров в "мировую советскую здравницу"...

Ныне путь в Абхазию лежит через российско-абхазскую границу, о переходе которой чуть позже. Пока же - несколько строк о новейшей истории Абхазии из изданной в 2000 году книги А.Е.Козаренко "Абхазия сегодня". "Черная, как деготь вода ласково, с легким шелестом омывала галечниковый гудаутский берег Абхазии. Черное море будто бы дремало. Изредка на поверхности волн холодным светом вспыхивали загадочные фосфоресцирующие огни. Темное южное небо раскинулось огромным шатром с мириадами звезд. Обтекаемый густым горячим воздухом, я стоял и смотрел на далекие огни ночного Сухума, наслаждаясь убаюкивающим покоем, знакомыми с детства запахами и шумом Черного моря. Казалось, ничто не напоминало о том, что ровно семь лет назад, 14 августа, в Абхазии началась война. Звуки моря внезапно прорезала далекая пулеметная очередь.

...Вспоминаю жаркий август далекого 1992 года. Высоко в лесистых горах Абхазии у подножья Главного Кавказского хребта затерялось село Псху, в котором каждое лето у бабушек и дедушек отдыхали внуки и внучки из разных концов Советского Союза. Спокойный ритм жизни этого села был нарушен войной. Со стороны Сухума слышались звуки орудий, напоминающие громовые раскаты. Из-за гор появилась пелена дымов. Тишину очередного вечера внезапно нарушил пугающий гул боевых вертолетов, летевших в сторону села. Мы все, хватая детей, попрятались где попало. В тот же вечер решили уходить пешком через перевалы Главного Кавказского хребта в Карачаево-Черкесию.

В сумерках раннего горного утра дети, женщины и сопровождавшие их мужчины медленно поднимались по крутому склону через густой буковый лес, постепенно сменившийся криволесьем и субальпийскими лугами с морем цветов. Синее безоблачное небо, горы до горизонта, голубые окна озер и белых снежников запомнились нам навсегда. Казалось, что Бог дал нам последний раз полюбоваться горной Абхазией.

Абхазия расположена в западном Закавказье, омывается Черным морем, занимает территорию 8664 кв. км, граничит с Краснодарским краем и Карачаево-Черкесской республикой Российской Федерации. По реке Ингури и Кодорскому хребту проходит граница с Грузией. 4 марта 1921 г. образована Абхазская ССР, в 1931 г. преобразованная в автономную республику в составе Грузии.
Столица Абхазии - город Сухум (в грузинской транскрипции - Сухуми) расположен на берегу Черного моря в обрамлении чудесных, с мягкими очертаниями лесистых холмов. Этот город, как поется в одной из песен о нем, можно по праву назвать городом-сказкой. Население города к девяностым годам нашего столетия составляло около 130 тыс. человек. В Сухуме располагалось множество курортно-оздоровительных учреждений, Абхазский государственный университет, Институт субтропического хозяйства, Институт экспериментальной патологии и терапии АМН СССР, при котором находился (и находится) обезьяний питомник, Сухумский ботанический сад с уникальной коллекцией растений со всего мира (основан в 1840 г.), прекрасный краеведческий музей, институт языка им. Д.И. Гулиа, промышленные предприятия: машиностроительный завод "Сухумприбор", завод газовой аппаратуры, асфальто-бетонный, химический заводы, домостроительный комбинат, табачная, кондитерская фабрики, рыбоконсервный, молочный комбинаты, мелькомбинат и пивзавод.

Довоенная Абхазия
В 80-е годы численность населения Абхазии равнялась примерно 540 тыс. человек, из которых грузины составляли около 200 тыс., русские - 110 тыс., абхазы - около 100 тыс., армяне - 80 тыс., остальное - другие народы. Наибольшее количество абхазов (самоназвание апсуа) проживало в Гудаутском и Очамчирском районах. Подавляющее большинство грузин располагалось в Гальском, Гульрипшском и Сухумском районах Абхазии. Русское население относительно компактно проживало в городах - Сухум, Гагра, Ткварчал (Ткварчели), Новый Афон. Армянское население было наиболее характерно для сельской местности Гагринского, Гудаутского, Сухумского и Гульрипшского районов. В столице Абхазии русские составляли 37%, грузины - 31, армяне - 10, абхазы - 6, представители других народов - 16%. Максимальная плотность населения Абхазии характерна для прибрежной части республики. В горных районах население распределено спорадически.

Промышленность довоенной Абхазии была представлена преимущественно разными отраслями пищевой (чайной, табачной, винодельческой, рыбо- и плодоовощеконсервной), легкой (обувной, швейной и трикотажной), деревообрабатывающей, машиностроительной, топливной (угольной). Топливная и энергетическая промышленность Абхазии опиралась на каменный уголь Ткварчели до середины 80-х годов, когда добыча угля сильно упала из-за истощения Ткварчельского месторождения. В Ткварчале функционировала ГРЭС, работавшая на местном и привозном из Донбасса угле. Работали гидроэлектростанции: Сухумская, Дурипшская и крупная Ингурская, занимающая пограничное положение с Грузией.

Из машиностроительных предприятий в Абхазии имелись ремонтные мастерские в Сухуме, Ткварчале и Гудауте. В Сухуме работал завод "Сухумприбор", выпускавший электротехнические изделия, шарики для ручек и т. п. В городах имелись предприятия по производству извести, кирпичей, железобетонных изделий.

Относительно крупной отраслью была деревообрабатывающая промышленность. Лесопильные предприятия, использующие местное сырье (бук, пихту, ель) располагались в Сухуме, Новом Афоне, Гагре, Гульрипше и других населенных пунктах. Мебельные производства существовали в Гагре, Сухуме, Гульрипше, Кодоре.

Легкая промышленность наиболее полно была представлена в столице Абхазии Сухуме, где работали обувная и хлопчатобумажная фабрики, швейные предприятия. Сухумская обувная фабрика выпускала до 2,5 млн пар обуви в год.

Пищевая промышленность - крупнейшая в Абхазии. Чайные фабрики расположены в Гудауте, Дранде, Кочаре, Очамчире, Гали и в целом ряде поселков. Чайный лист поступал с окружающих плантаций в мае-июне и в сентябре. Чайные фабрики ежегодно выпускали до 25 тыс. т готового чайного листа. Табачные предприятия имеются в Сухуме, Очамчире, Гудауте. В Сухуме выпускались различные сорта папирос и сигарет (в том числе Marlboro по лицензии). Переработка рыбы и мяса имелась в Сухуме и Гагре, а винзаводы - в Гагре, Гудауте и Сухуме. Производство виноградного вина в 1987 г. составляло около 900 тыс. декалитров. В Сухуме производилась молочная и безалкогольная продукция (пепси-кола, лимонад).

В сельском хозяйстве Абхазии важнейшими культурами являлись табак (сбор табачного листа в 1987 г. составил 7 тыс. т), чайный куст, эфиромасличные, цитрусовые культуры (ежегодный сбор около 70 тыс. т), виноград, плодовые (хурма, инжир, фейхоа, фундук, груши, яблоки). Из зерновых преобладали посевы кукурузы - традиционной культуры, используемой для приготовления национального блюда мамалыги, заменяющей хлеб. Общее поголовье скота достигало 150 тыс. гол. при преобладании крупного рогатого скота с выпасом на летних высокогорных пастбищах.
Абхазия была крупным курортным регионом Советского Союза. Прекрасны приморские курорты Сухума, Нового Афона со знаменитой Новоафонской пещерой, монастырем, курорты Пицунды, Гагры... Великолепен изумительный высокогорный курорт озера Рица и урочище Авадхары с минеральными источниками.

Продовольствие поступало преимущественно из Краснодарского и Ставропольского краев РСФСР. Основной доход Абхазии приносило курортное хозяйство, а незначительную часть средств давали сельское хозяйство и пищевая промышленность".

...Сойдя с трапа самолета в Сочи с большим церковным фонарем, в котором горел Благодатный Огонь (этот огонь чудесным образом нисходит на иерусалимский храм Гроба Господня накануне Пасхи), мы с м. Наталией Мезенцевой - руководителем Международного паломнического центра храма Св.Троицы в Листах (супруга настоятеля храма) - стали ожидать встречающих, которые должны были отвезти нас и, конечно, Благодатный Огонь в Ново-Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, где его встречали верующие, члены правительства Абхазии, братия монастыря с наместником.

Прибыли мы в Абхазию по приглашению главы епархиального совета Сухумской епархии протоиерея Виссариона Плиа нашего давнего знакомца и духовного друга. В бывшей митрополии, входящей раннее (до войны с Грузией) в состав Грузинской Православной Церкви, ныне особый "Абхазский статус", ибо грузинский митрополит, как и все грузинское духовенствоЮ покинули Абхазию, а нового митрополита, которого абхазы видят представителем своей национальности, пока нет. Во всех церквах за богослужениями поминается Патриарх Московский и всея Руси, чем по сути дается понять православному миру о вхождении православной Абхазии в Русскую Православную Церковь, у которой берется миро и которая, хотя и неформально, но признает вхождение приходов Абхазии в РПЦ МП.

Мы были радушно встречены в аэропорту группой абхазов во главе с начальником Гагрской автоинспекции Омаром Агрба. Отправляясь в путь, который должен был занять менее трех часов, мы и не предполагали, что безнадежно опоздаем к окончанию литургии и прибудем в Новый-Афон лишь к завершению торжественной трапезы. Рассказав по просьбе наших добрых друзей о том, как был доставлен Благодатный Огонь из Иерусалима в древний московский храм Св. Троицы в Листах, мы от души любовались из скоростного авто красотами Абхазии и вскоре оказались уже на российско-абхазской границе, которую миновали явно в ускоренном режиме. На прощание поведав пограничникам о нашей миссии, мы подарили им множество церковных календарей и прочих московских сувениров, которые были приняты с огромной радостью. Уже на территории Абхазии мы посетили один небольшой сельский домовой храмво имя св. Иоанна Кронштадтского, прихожане которого встретили нас как самых дорогих гостей, настояв на угощении и задушевной беседе. Отказать им было невозможно и уже тогда стало ясно, что опаздаем мы изрядно.

Они зажгли свечи от Благодатного Огня и затеплили лампады пред особо чтимыми образами св. Иоанна Кронштадтского и святителя Николая Чудотворца. Были это преимущественно простые люди Русские и Абхазы , посему это незапланированное посещение осталось в памяти, как посещение Русского дома.

Попросив передать поклон настоятелю храма сего и распрощавшись с его прихожанами, мы двинулись дальше, невольно подумав, приведет ли Господь еще сюда... На всем пути следования к Новому Афону, на многих домах и особенно над тоннелями и мостами, мы видели надписи "Свобода или смерть", как отзвук и память о войне 1992 года. Тогда здесь были кровопролитные сражения, но маленький абхазский народ так и не удалось победить - режиму шеварнадзе . Последствия войны оказались трагичными - прибавилось вдов и сирот, Абхазии был нанесен огромный экономический ущерб; произошел массовый исход из республики представителей многих национальностей, впрочем, республику покинули лишь те, кто помогал напавшей стороне .

Во время путешествия по Абхазии мы встречали и греков, и грузин, и болгар. Абхазы недоумевают по поводу распространенного мнения о криминализации их курортов. В отличие от Сочи криминальная напряженность в Абхазии почти отсутствует, транспортных проблем, как в Москве, нет, низкие цены на все товары и услуги - все это должно привлекать туристов и паломников. Но, к сожалению, заполнены комфортабельные пансионаты и отели лишь на 30 %.

...Но вот мы прибыли на Новый Афон. С высоты его пещер открылся дивный вид на величественный монастырь. Очутившись на территории обители, мы увидели, что нас никто не встречает. Братия была, в основном, на трапезе. Однако, уворот трапезного храма нас по-братски встретили отец Виссарион и наместник монастыря отец Андрей. Сразу же, при большом скоплении верующих, был отслужен торжественный молебен, а Благодатный Огонь, привезенный нами, был торжественно перенесен братией обители в алтарь главного монастырского храма.
Отец Виссарион в слове к народу выразил благодарность РПЦ МП и нам, грешным, прибывшим в сии святые места, сказав: "Трудное время пережил и переживает доныне народ Абхазии - воин и землепашец, созидатель и творец! В нашем крае живут представители разных национальностей, и враждовать им нет никакого смысла. Господь завещал нам любить друг друга, и мы будем верны Его святому завету!"

В обители мы встретили Николая Державина, референта Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Николай прибыл сюда для награждения от лица главы РПЦ МП отца Виссариона орденом Преподобного Сергия Радонежского. Увы, при этом событии нам не удалось присутствовать. Поздравляли мы именитого протоиерея уже за братской трапезой, затянувшейся на несколько часов.

Игумен Андрей, на вид, лет 35, аскетично-ходощавый, рассказал, что братии в монастыре более 20 человек, жизнь в обители нелегкая, потребность в средствах на реставрацию очень большая. Спасает лишь южный климат и трудолюбие монахов, которые своим трудом добывают хлеб насущный, по возможности помогая малоимущим и болящим прихожанам. Так следуют они тем традициям, которые были заложены здесь монашествующими еще в начале ХХ века. Средний возраст братии - 30 лет, национальный состав весьма разнообразен - русские, греки, абхазы и т.д. Паломников немного, в основном прибывают группы туристов из Сочи, которые хоть как-то пополняют скудный бюджет монастыря, приобретая в иконной лавке монастырские поделки и литературу. Посетив Святой источник Симона Канонита, находящийся близ монастыря, и попрощавшись с братией и о. Андреем, мы отправились в Гагры.

Остановились в отеле "Самшитовая роща". Нас сразу же пригласили на трапезу в честь закладки нового дома в селе близ Гагр. Хозяин торжества Михаил рассказал, что прежде, чем заложить фундамент нового дома, освящается "очаг". Точнее, небольшая пристройка к дому, в котором на цепи разогревается пища. Эта цепь, как правило, передается по наследству. Она - символ мощного фундамента дома, семьи и честного добывания хлеба насущного.

Для трапезы были при нас забиты коза, несколько петухов и другая живность. Состав присутствующих на трапезе оказался весьма разнообразен - от министров до простого милиционера - ведь все здесь друзья и родственники. Тамада, блистая остроумием и тактом, провозглашал тост за тостом. Если гость не хочет или не может осилить обилие тостов, то ему лучше сразу предупредить тамаду, иначе отказ выпить вина, например, за родителей, может считаться оскорблением и уж точно не будет способствовать комфортному нахождению в данном обществе. На таких застольях не бывает скандалов и выяснения отношений, и это есть образец культуры пития. "Пейте вино, яко оно сердце ублажает, но разум не теряйте".

А на следующий день нам уже надо было отправляться в Сочи. По этой причине мы не смогли посетить Сухуми и поселок Лыхны (известен одноименным вином), где находится древнейший храм раннехристианского периода. Настоятелем служит там уже более 30 лет наш
соотечественник о. Петр. Повидаться с ним тоже было не суждено.

Есть в Абхазских горах и уединенная русская монашеская община. В 1960-х "хрущевских" годах ее обитателей выискивали с вертолетов и устраивали "чистки", но по Божией милости наши братья-аскеты живы и здоровы, продолжают свой молитвенный подвиг, трудясь и моля Господа о нашем спасении. Мы переправили туда свои записки о здравии родных и близких.

С Божией помощью мы добрались до абхазо-российской границы на реке Псоу, которую миновали лишь после часового ожидания. Длинная очередь на российской таможне наводила на мысли об острой необходимости ликвидации границы.

Грустно было расставаться с этим замечательным краем и его мирными , но верными свободе
людьми - настоящими(увы в отличии от нынешней Грузии , а точнее ее руководства ) союзниками
России . Дай Бог понять сие и в полной мере, нынешнему правительству
нашему и не смотреть на "международные мнения " - а всячески способствовать Российско -
Абхазским отношениям и оказывать помощь - Абхазии !

Менее часа от границы мы провели в пути к Сочи. Остановились в фешенебельном отеле с причудливым заморским названием "Radisson SAS Lazurnaya", окруженные вниманием вышколенной обслуги. Выйдя из гостиницы, мы без труда нашли здесь же, на Курортном проспекте, близ сочинского порта, храм во имя Святого Архистратига Божия Михаила. Перезвон его колоколов, звал к службе: "Приидите ко Мне!". Подумалось, почаще бы его слышать и спешить к Нему!...



Юрий Агещев,Православный Публицист, Москва,
РУССКИЙ ВЕСТНИК 22 (624) 2003 г.

25.05.2007
http://kuriyanovich.ru/news/?id=734&n_action=read

Док. 362255
Перв. публик.: 25.05.07
Последн. ред.: 29.08.07
Число обращений: 423

  • Курьянович Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``