В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шишлов. `Капитал` за школьной партой Назад
Александр Шишлов. `Капитал` за школьной партой
Первое сентября - праздник, который объединяет нас всех от мала до велика. И тех, кто впервые идет в школу, и тех, кто ее уже заканчивает, и тех, кто приводит в школу детей или внуков. Увы, встречая этот праздник, приходится признать, что и в Петербурге, и в других регионах школе сегодня трудно.

При этом за последние годы внимание общества к проблемам образования увеличилось. Если пять лет назад в крупных газетах статьи на эти темы появлялись не чаще раза в месяц, то сегодня - каждую неделю. Правительство постоянно заявляет о приоритетности образования, телевидение организует репортажи и ток-шоу по школьной тематике...

Почему же мы продолжаем говорить о кризисе в системе образования, почему, несмотря на ясную позицию президента и его многократные поручения по проблемам развития образования, положение школы остается тяжелым?

Потому, что если исходить не из телевизионных репортажей и публичных заявлений руководителей правительства, а из фактов, то приходится констатировать, что для правительства сфера образования не является приоритетной.

У нас может быть какое угодно замечательное Министерство образования. Но если Министерство финансов и правительство в целом будут исходить из бухгалтерской логики экономии на образовании, на науке, если будет сохранена нынешняя финансовая политика, то мы столкнемся с угрозой деградации системы образования. И с необратимыми последствиями для развития страны.

Убежден: наше будущее определяется не дележом нефтедолларов между олигархами - что сегодня, к сожалению, определяет российскую политику, - а тем решающим обстоятельством, какими станут люди, которые сегодня сидят за школьной партой. Нет капитала важнее, чем человеческий капитал. Именно поэтому самая важная сегодня для России политика - образовательная.

В Думе мы сталкиваемся с тем, что о важности образования говорят все. Но судить лучше не по словам, а по делам. А дела здесь у многих расходятся со словами.

Так, при утверждении бюджета нынешнего года мы с коллегами по комитету предлагали увеличить на 2 млрд руб. расходы на образование за счет уменьшения расходов на обслуживание государственного долга. Наше предложение поддержали эксперты-экономисты, поддержал думский Комитет по бюджету. Но правительство выступило против, и проправительственное большинство в Думе провалило нашу поправку.

Весной мы вносили поправки в Налоговый кодекс, чтобы дать налоговые льготы образовательным учреждениям. Наше предложение вновь было поддержано думским Комитетом по бюджету. И вновь не прошло. Потому что правительство снова выступило против. Оно сказало, что в рыночной экономике все отрасли должны быть в равных условиях. По этой логике получается, что для государства неважно - учить детей или торговать пивом.

Не удалось нам пока и распространить на городских учителей отсрочку от воинского призыва: мы вновь столкнулись с нежеланием правительства и поддерживающих его фракций в Думе защитить интересы образования.

Но есть и обнадеживающие результаты.

Мы приняли закон о двукратном увеличении стипендий уже с 1 сентября нынешнего года, хотя это решение висело на волоске перед заседанием Госдумы - нашлись в Думе фракции, которые хотели перенести принятие закона на осень. Мы вместе с профсоюзами остановили реализацию плана Министерства труда и социального развития, когда ведомство Починка пыталось отменить государственные гарантии по уровню оплаты труда. Мы убедили правительство отказаться от скоропалительного введения в школе 12-летки.

Мы приняли очень важный для большинства регионов России закон об изменении системы финансирования общего образования, сделали первый шаг по переводу финансирования общеобразовательных учреждений на принцип нормативного подушевого финансирования с учетом материально-технического состояния школы.

В законе о государственном стандарте общего образования, который уже подготовлен к принятию во втором чтении, мы создаем механизм реализации этого принципа, что позволит увязать фактическое финансирование школы с ее реальными потребностями.

В наших ближайших планах - разработка системы социальных гарантий учительским семьям.

Говорят, что школа должна давать знания. Но не менее важная функция школы и учителя - воспитание в ребенке высоких человеческих и гражданских качеств.

За последние годы мы много потеряли в духовном и нравственном развитии наших детей, в том числе и в школе. Но, для того чтобы учитель мог вкладывать свои силы не только в изложение материала учебной программы, государство должно заботиться об учителе.

С 1 октября зарплата бюджетников вырастет на 33%. Но разве этого достаточно? Ведь цены и тарифы росли быстрее. А сегодня в правительственном проекте бюджета-2004 задача дальнейшего увеличения уровня оплаты труда учителя даже не ставится! Однако экономический анализ показывает, что в бюджете есть резервы, и я считаю совершенно реальным бороться за дальнейшее повышение зарплаты преподавателей в 1,5 раза с 1 октября 2004 года. Будем вносить соответствующие поправки в бюджет 2004 года, и надеюсь, что их поддержат все, кто не на словах, а на деле болеет за образование.

Но это будет завтра, а сегодня давайте вместе поздравим всех педагогов с наступающим учебным годом, пожелаем им оптимизма, энергии и успехов в благородном труде.



Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы
31.08.2003
http://www.shishlov.ru/publications/index.phtml?id=253


Док. 362218
Перв. публик.: 31.08.03
Последн. ред.: 29.08.07
Число обращений: 300

  • Шишлов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``