В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Третьяк: Разговор о развитии спорта сегодня имеет огромное значение. Назад
Владислав Третьяк: Разговор о развитии спорта сегодня имеет огромное значение.
Спорт: от единичных рекордов к массовым достижениям

Сегодня все понимают, что физкультуре и спорту невозможно обойтись без совершенного законодательства. Но о том, каким это законодательство должно стать, нет единой точки зрения.

Владислав ТРЕТЬЯК председатель Комитета ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи, заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион

Разговор о развитии спорта сегодня имеет огромное значение. Есть много проблем, требующих решения. Путь к успеху заложен в совершенствовании спортивного законодательства.

Увы, многие федерации и союзы по видам спорта часто не выполняют функции, четко прописанные в их уставах, в частности по развитию массовости, детско-юношеского спорта, обобщению и распространению передового методического опыта. Они не несут ответственность за качество учебно-тренировочной работы и итоги выступления на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы.

Расходы по развитию видов спорта, подготовке сборных, а также научно-методическому, медицинскому и материально-техническому обеспечению осуществляет Росспорт. И его руководитель несет персональную ответственность за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. С целью выстраивания вертикали в управлении спортом, необходимой для координации работы на всех уровнях, возможно преобразование спортивных федераций в общественно-государственные. Статья 51 Федерального закона "Об общественных объединениях" допускает это, и работа в этом направлении в нашем комитете ведется.

Следующий вопрос, который требует самого безотлагательного решения, - внесение изменений в федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступающий в действие с 1 января 2006 года. В нем в перечне вопросов местного значения муниципальных районов отсутствуют полномочия по развитию физической культуры и спорта. Это значит, что с 1 января 2006 года в стране ликвидируются районные спорткомитеты, работавшие даже в период Великой Отечественной войны.

Это упущение разработчиков ломает структуру управления физкультурой и спортом. Ведь именно на районные спорткомитеты ложится основной объем работы в коллективах физкультуры, спортклубах, детских спортшколах, за проведение районных спартакиад и соревнований по различным видам спорта, детских турниров "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Белая ладья" и других. В связи с этим комитетом подготовлен проект по внесению изменений в принятый Федеральный закон в части включения в перечень вопросов муниципального образования, физической культуры и спорта, а также проблем молодежной политики.

Есть и еще одна проблема - организация управления российским спортом. За последние чуть более десятка лет федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта реорганизовывался 14 раз. То же самое происходило и в регионах. Сегодня в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят 15 министерств, 6 государственных комитетов, 48 комитетов, 11 департаментов и 9 управлений. Из них более половины решают вопросы туризма, образования, здравоохранения, молодежи и т.д. Очевидно, что необходимо принять единую структуру управления физической культурой и спортом и решить вопрос об обязательном согласовании кандидатур руководителей на местах с Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

Одним из главных вопросов является необходимость скорейшего принятия новой редакции Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Подготовка и принятие действующего закона от 29 апреля 1999 года велись в острых дискуссиях сторонников двух альтернативных подходов. Первый исходил из тезиса о прогрессивности ослабления роли государства в управлении физической культурой и спортом, передаче более широких полномочий физкультурно-спортивным общественным объединениям, прежде всего Олимпийскому комитету России, но с финансированием в основном из государственных источников. "Государственники" придерживались противоположной точки зрения, выдвигая концепцию усиления собственного регулирования.

В действующем законе в основном содержатся нормы, закрепляющие ослабление роли государства в регулировании отрасли физической культуры и спорта. Однако опыт показал, что такой подход во многом себя не оправдал. Он был принят Государственной Думой вопреки президентскому вето. Его правовая незавершенность и несогласованность с другими нормативными правовыми актами предопределили противоречивость российского законодательства в области физической культуры и спорта, а декларативность содержания многих положений закона вылилась в низкую эффективность, а в ряде случаев и отсутствие реальных правовых механизмов регулирования отношений в области физкультуры и спорта.

Проводимая в стране административная реформа также наложила отпечаток на правовые отношения в области физкультуры и спорта. Вскрылись многочисленные дополнительные противоречия в действующем законе. Достаточно сказать, что его правовая экспертиза выявила необходимость пересмотра более половины из 44 статей. Так что необходимость пересмотра базового Закона "О физической культуре и спорте в РФ" очевидна.

Работа над новой редакцией закона по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина ведется с активным участием министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, общественных физкультурно-спортивных объединений и научных организаций.

Вместе с тем в связи с порядком внесения законопроектов Российской Федерации в проект не включен ряд важных законоположений и правовых норм. Их отсутствие затрудняет достижение целей, поставленных в области физической культуры и спорта Президентом Российской Федерации. Прежде всего это касается налогового, таможенного, бюджетного и трудового законодательства.

В этой связи наш комитет считает необходимым параллельно с подготовкой нового проекта закона в установленном порядке вносить в Государственную Думу изменения и дополнения в действующие Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс и Трудовой кодекс, а также действующий Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

В первую очередь речь должна идти о проекте федерального закона "О детско-юношеском спорте". Он обсуждается почти десять лет, тем не менее дело с мертвой точки не сдвинулось. Здесь важно правильно расставить акценты. Основным смыслом этого закона должно стать правовое закрепление статуса физкультурно-спортивных учреждений - тех учреждений, которые занимаются подготовкой спортивного резерва.

Практика последнего десятилетия показала, что необходимо законодательно закрепить обязательное страхование спортсменов на время проведения спортивных мероприятий. Так же остро стоит вопрос о нормативном акте, регулирующем правила обеспечения безопасности зрителей и участников во время проведения спортивных мероприятий. В настоящее время мы вынуждены пользоваться документом 1983 г.

В связи с изменением системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и принятием положений о новых федеральных органах исполнительной власти остались незакрепленными в законодательном порядке такие функции государственного органа в области спорта, как признание новых видов спорта и спортивных дисциплин, а также утверждение Положения о присвоении почетных спортивных званий.

Правовое регулирование вообще и отношений в сфере физической культуры в частности невозможно без четкой регламентации ответственности сторон. Этот вопрос на сегодняшний день также остается открытым. В действующем законодательстве такие механизмы отсутствуют. Речь должна идти в первую очередь об ответственности федераций по видам спорта перед государством за подготовку спортсменов к соревнованиям.

И принятие указанных правовых актов позволит создать юридическую базу для регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Приведет в стройную систему весь массив нормативных правовых актов о спорте, создаст такую правовую базу, на которой будет реализовываться государственная политика в области физической культуры и спорта.

В последние годы в России наблюдается тенденция к повышению социальной роли физкультуры и спорта, позволяющая считать физическую культуру и спорт базовыми общенациональными ценностями, формирующими личность и общество, определяющими образ страны. Об этом идет речь в Послании Президента России Федеральному Собранию.

Во многом успех решения важнейших общенациональных задач зависит от развития физической культуры и спорта в стране, от эффективного использования их возможностей в социально-экономическом развитии страны.

Физическая культура и спорт органически связаны с фундаментальными основами общественного устройства и развития общества. Поэтому одна из главных задач в масштабах государства - возрождение массового спорта, массовой физической культуры. По мнению Владимира Путина, этого надо добиться в связи с тем, что физическая культура и спорт - одна из сфер, прямо влияющих на формирование здорового образа жизни. Ибо развитие физической культуры и спорта в стране - это не только улучшение здоровья населения и достижение высоких спортивных результатов, но и решение проблем, связанных с качеством жизни населения.

Мировой и отечественный опыт показывает, что физическая культура и спорт обладают способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе. Безусловно, физкультура и спорт не только средство поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важный фактор предупреждения асоциального поведения молодежи и, в частности, распространения наркомании.

Убежден, что без четко обозначенной государственной программы в этой сфере добиться ощутимых результатов невозможно. Поэтому, выражая мнение фракции "Единая Россия" в Государственной Думе, считаю необходимым в самое ближайшее время разработать и принять специальную, может быть, даже президентскую программу, направленную на оздоровление общества, на формирование у граждан устойчивого стремления быть здоровыми. При этом необходимо определить, сколько средств государство готово вкладывать в приобщение своих граждан к здоровому образу жизни.

Сегодня в стране организованно занимаются физической культурой и спортом только 16,5 млн. человек - это 11,6 процента от всего населения. В наиболее развитых странах спортом для всех занимается от 40 до 60 процентов. Причем основной акцент при решении этой задачи надо сделать на вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность женщин. Если физической культурой и спортом в стране занимается каждый шестой мужчина, то среди женщин - лишь каждая пятнадцатая! Лишь 6,6 процента женщин вовлечены в занятия спортом.

Путь к решению проблемы повышения массовости - развитие материально-технической базы, строительство и реконструкция комплексных спортсооружений различного масштаба, в том числе и для отдыха населения. Необходимы нам при производственных предприятиях физкультурно-оздоровительные и восстановительные центры, обеспечение учебных заведений в соответствии с нормативными требованиями спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием.

К сожалению, наметившаяся за последние четыре года положительная тенденция роста количества спортивных сооружений в Российской Федерации недостаточна для кардинального изменения крайне низкого уровня обеспеченности населения России спортивными сооружениями, используемыми для оздоровительной работы и спорта высших достижений. Так, уровень обеспеченности населения спортивными залами составляет 43,1 процента, бассейнами - 4,6 процента, плоскостными сооружениями - 25,8 процента от норматива обеспеченности спортсооружениями по их видам, что по количественным показателям ниже уровня 1990 года.

У нас серьезные задачи. Согласно стратегическому плану до 2007 года мы должны создать эффективную правовую нормативную базу физической культуры и спорта, принять ряд законов, стимулирующих развитие в России здорового общества, массового спорта и спорта высших достижений.



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 20 Сентября 2005



Док. 362151
Перв. публик.: 20.09.05
Последн. ред.: 29.08.07
Число обращений: 327

  • Третьяк Владислав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``