В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Отыщем ли в себе отвагу?` Интервью Наталии Нарочницкой корреспонденту `Красной звезды` Назад
`Отыщем ли в себе отвагу?` Интервью Наталии Нарочницкой корреспонденту `Красной звезды`
- Наталия Алексеевна, считалось хорошим тоном цитировать восточную сентенцию: "Мир боится времени, а время - седых пирамид". Но незыблемость прежних символов поколеблена, и современный мир, учитывая эпатажные зигзаги развития, нередко игнорирует спокойствие древнего повелителя времени Хроноса... - Если вести речь о российской истории, то в минувшем веке ее безжалостно "растаптывали" сначала в двадцатые годы, затем, с большей жестокостью, - в начале 1990-х. Так варварски со своим прошлым не поступала ни одна нация. Помните горькие стихи Максимилиана Волошина: "Не надо ли кому земли, республик да свобод? И Родину народ сам выволок на гноище как падаль..." Видимо, у русских неистребимо ложное ощущение огромности своей страны и вечности ее истории, что бы с ней ни творил самонадеянный экспериментатор. Собственно, уже названием своей книги "Россия и русские в мировой истории" я попыталась проанализировать путь России к геополитической катастрофе, проследить духовный кризис сознания, который и стал ее основной причиной.

- Были ли, на ваш взгляд, грозные предвестники? - Разрушение общенационального самосознания произошло задолго до событий 1990-х. Под флагом прощания с прошлым постсоветские "западники", выпестованные в демократической платформе КПСС, усвоившие все русофобские и космополитические аспекты марксизма, выбросили на свалку истории отеческие гробы вовсе не советской, а трехсотлетней русской истории. Я с коммунизмом расставалась без сожаления, но меня потрясло, насколько же люди слепы или "ленивы и нелюбопытны" к собственной истории. Историческое государство Российское было собрано не большевиками, и, уходя от коммунизма, надо было бы это вспомнить. Наши "западники" возродили все штампы о России: "тюрьма народов", "колониальная империя". Но какая же это колониальная империя, если русские поклонялись как национальному герою грузину - князю Багратиону, а он отдал жизнь за Москву? Какая тюрьма народов, если дочь кабардинского князя Темрюка стала женой русского царя - Иоанна Грозного, если бакинская нефть принадлежала армянам Манташевым и Лианозовым, министром был Лорис-Меликов, татарские мурзы, полностью приравненные к дворянству, имели русских крепостных... Это собор народов. Вы можете себе представить индуса в качестве британского министра?

Пока мы упивались инфантильным сахаровско-горбачевским "новым мышлением", алчный мир воспользовался старым, прибирая к рукам все. По-моему, ключ к постижению кризисных явлений лежит в области национального самосознания, в социологии нового всплеска нигилизма к собственному историческому пути. И это, я думаю, крах не только Ялты и Потсдама... Это цена за мнимое место в мировой олигархии нашей "элиты", считавшей постыдным даже слабо возражать Западу. Мол, всякое сопротивление - проявление "тоталитаризма и русского фашизма". Но лишь слепец не увидит за этим клише извечные фобии в отношении православной России. Рядившиеся в разные одежды, они едины для папского Рима и для безбожника Вольтера, для маркиза де Кюстина и Маркса, Ленина, Троцкого. Да и для кумира московских либералов Сахарова - это "русский империализм", византийская схизма, варварство, любовь к рабству.

Надежда лишь в том, что русская почва в итоге перемалывает все чуждое ее природе. Нынче идет отрезвление, оздоровление национального, государственного сознания.

- Можно соглашаться или отвергать давний тезис, что "на Западе у России друзей нет", а ее история требует иной мысли, иной формулы. Но не растеряем ли мы в новом проекте глобализации свои уникальные духовно-нравственные ценности? -У классика социологии культуры Николая Данилевского, автора знаменитой книги "Россия и Европа", есть меткая характеристика противостояния России и Европы в XIX веке. Ее можно слегка перефразировать. Пока между Россией и Западом "стояла коммунистическая фантасмагория", истинных причин холодной войны можно было и не заметить. Когда же "призрак рассеялся", "нам ничего не остается, как взглянуть действительности прямо в глаза". Давление на некоммунистическую Россию лишь увеличилось. Как и прежде, главным инструментом ее разрушения является манипуляция нашим историческим и национальным самосознанием. Что касается "глобализации", то она подменена "идеологией глобализма". Сама по себе глобализация - процесс естественный, имеющий как позитивные, так и негативные последствия для стран. В мире не остановить миграцию ресурсов, идей, технологий. Но это не лишает нации права защищать себя правовыми методами от ущерба и обезличивания народов.

- В чем же сущность идеологии глобализма? - Это аспект идеологии "холодной войны", соперничества двух глобалистских проектов мировой истории в ХХ веке. Но в то время как Россия отказалась от этого, Америка лишь усилила идеологизацию своей внешней политики, являясь главным проводником глобализма. Даже на государственной печати США запечатлено: "Novus Ordo Seclorum" - "новый порядок на века". Вы знаете подобную доктрину откровенного притязания на мировое господство?

Идеология глобализма и униформации мира навязывается повсюду, хотя на Земле существуют разные представления о Творце и твари, о конечности или бесконечности человеческой жизни, о смысле и назначении человеческого бытия. Мир вовсе не единообразен и трагически не един. Бездна между "золотым миллиардом" и остальными "нерентабельными" странами увеличивается. Кстати, если применить рационалистические глобалистские критерии, то жизнь на двух третях территории России нерентабельна. И что же, поставить крест на тысячелетней истории? Принять перспективу обезлюдения Сибири и образования "гонконгов" в южных портах с процветающей контрабандой? Тогда уж точно можно говорить о конце России. Нам принципиально важно в глобализации вовремя разглядеть все, что она нам сулит.

- Вы утверждаете, что у русского народа должно восстановиться чувство самодостаточности. Без этого нет страны, нет нации. А как прикажете расценивать модные тезы "антиплеменной" концепции: Россия - цивилизация, которую не втиснуть в рамки этнонациональной государственности?

- Что бы ни писали, без внутреннего ощущения самодостаточности, желания продолжать быть русским у каждого из нас нет державы, нет национальных интересов. Сейчас вера в способность к историческому бытию у народа поколеблена. Но придет день, когда он прозреет. Россия - удивительная страна. Раскинувшаяся на полсвета, она единственная построила большие города и промышленность в широтах, где никто не жил. Здесь всегда плодотворно уживались разные народы, цивилизации. Россия, если хотите, уникальная модель мира. А США - апломб, сочетающийся с узостью, инфантильностью мышления среднего американца. Я прожила там 8 лет, работая в Секретариате ООН, и стала убежденным славянофилом. За эти годы я убедилась, что США, бесспорно, лидер культурной дебилизации человечества. Не хочу чернить всех и вся. Американцы в основном приветливые, честные люди. Кстати, нам стоит поучиться у них патриотизму. Выполнению воинского долга, как основы гражданского служения стране. Однако это иной мир. Россия - море граней, оттенков, где переплелись гениальные достижения в науке, культуре и потрясающая архаика. Примеры несметного богатства и удручающего обнищания, из-за чего мы справедливо сокрушаемся. Ибо оно нетерпимо в государстве XXI века. Но в историческом, философском плане - это неизмеримое многообразие опыта. А Великая Победа?! Вся Европа пала, а мы выстояли. Наша Армия разгромила фашизм. Ради Победы люди пошли на невиданное самоотречение. Были готовы надеть древние лапти, вернуться к домотканому полотну... Вопрос в том, как этот бесценный опыт и уроки осмыслить, сделать созидательными.

- Поговорим о нравственном обновлении России. Нередко эту проблему рассматривают в контексте синтеза двух великих культур. Евразийский соблазн, желание некой "усредненной" Шамбалы...

- Евразийство - это путь к окончательному растворению России и русских как главного геополитического и духовного субъекта. Хотя в Европе немало представителей интеллектуальной, культурной элиты как раз с надеждой смотрят на Россию, поскольку она, "замороженная марксизмом", не прошла период полного разложения. И способна дать духовный ответ на вызовы "нового мира". Русские возвращаются к православной вере, к истокам своей духовности и смысла исторической жизни. По опросам ВЦИОМ более 50 процентов отождествляют себя с Православием. Но с другой стороны, перед нами криминализация, в которой "западники" спешат обвинить народ. Мол, варвар он. Однако пусть вспомнят свою роль в разнуздывании под видом свободы низменных инстинктов. Как обрушивались на любые моральные табу в культуре, образовании, в СМИ! А без духовно-нравственного оздоровления нации у страны нет будущего ни в экономическом смысле, ни в смысле сохранения России и русских как явления мировой истории и культуры.

- Листая фолианты о великих цивилизациях, многие люди задумываются о России. Какую строку в мировой Книге Бытия оставит она, сегодняшняя, где в угоду временным потокам так перемешано племен и народов, где распыление интересов может достигать критической массы? Не сбудется ли прорицание, и юный потомок помянет нас "презрительной улыбкою обманутого сына"?

- Если Россия, как пытаются нас убедить некоторые наши "теоретики", так ничтожна, то почему в мире не прекращается дискуссия о выборе ею исторического пути? Что так пристально следят за ней? Дилемма "Россия и Европа" не изжита Западом, который уже добился всего - построил свой рай на земле, но так и не избавился от чувства тревоги и неуверенности перед нашей страной. Перед громадностью, потенциальной самодостаточностью России, перед ее вечно независимым поиском смысла вселенского бытия, необычайной устойчивостью в испытаниях.

В нашей стране идет медленное, запоздалое, но зримое восстановление национального сознания. Этому пытаются препятствовать. Предлагают строить будущее на пресловутом кредо: "Где хорошо, там и Отечество". Да и свободу трактуют как вольницу предпринимательства, лозунг ростовщика Французской революции. С такой третьесословной философией истории уготовано стать клеточкой на шахматной доске Бжезинского, строящего "американскую либеральную империю".

- Не только знаменитый русский премьер Петр Столыпин мечтал об эпохе покоя. Скажите, имеется ли у России возможность сменить "шифр истории", убавить враждебность окружающей среды? Или судьба немилостива, и на мировом "зеленом сукне" нам всегда будет мучительно недоставать козырей?

- Главный враг России - наше безволие и безверие. В современной макроэкономике есть слагаемые "устойчивого развития". Полная обеспеченность ресурсами, военная сила, достаточная для защиты этих ресурсов от посягательств (более чем актуально!), и т.д. Так вот, в мире есть одна такая страна - это наша Россия! Упомянутый вами Петр Аркадьевич Столыпин мечтал о двадцати годах без войн, революций. Темпы производства, книгопечатания, количество студентов на душу населения к 1912 году были таковы, что не случись первой мировой войны и революции, через 15-20 лет Россия опережала бы страны мира примерно, как сейчас США. Причем наша экономика развивалась не "по Марксу". Но Западу и сегодня такая страна не нужна. И мы должны понимать, почему нас пытаются потеснить от Балтики до Черного моря. Проливы, незамерзающие порты одинаково нужны монархии XVIII века и республике, "правовому" государству ХХI века. Ибо по ним проходят не только имперские пушки, но и танкеры с нефтью, и "гуманитарный конвой"...

- Наталия Алексеевна, несмотря на возникавшие "роковые рубежи", люди все же начинают прозревать: не так мыслили, не туда шли. Блудными сынами нынче припадаем к истокам, чтобы окрепнуть умом-разумом.

- Слава Богу! В начале XX века произошло первое радикальное попрание национального. И потом история мстила, наслав полчища убийц, "братьев по классу" в военной форме.

- Вот когда вождь вспомнил Александра Невского, Кутузова...

- Это вовсе не парадокс. Внешняя агрессия востребовала национальный дух, пробудила любовь к вечному Отечеству, а не к государству - институту несовершенному всегда. Жертвенная гибель за Родину очистила от скверны братоубийственной гражданской войны, восстановила, казалось, навек разорванную связь русской и советской истории.

- Даже Иван Бунин, с его "Окаянными днями", обратился взволнованными письмами к Москве.

- А Рахманинов, который эмигрировал и никогда не принимал революцию? Он до изнеможения выступал с концертами по США и все средства пересылал Сталину, в Фонд обороны. Вот подлинное национальное самосознание! Отечество любят не по признакам: капиталистическое или коммунистическое. А потому, что оно - дар Божий, данный нам для непрестанного созидания. И где, конечно, неизбежны взлеты, падения, грехи, заблуждения.

- В ряду актуальных становится проблема: армия и религия. Об особенности веры русского народа, определившей культуру и самобытность, говорить не приходится. Почему же с появлением в частях православных священников группа циников с невразумительной символикой разыграла скандал?

- В повести Куприна "Поединок" есть сцена приведения к присяге полка русской армии. Православный священник приводит к присяге православных, потом ксендз - поляков, "за неимением пастора штабс-капитан Дитц" приводит нескольких лютеран, затем мулла - магометан, потом язычнику-марийцу на шпаге подносят хлеб, и он клянется солнцем и луной в верности Государю... Но не хотят наши "западники" одухотворения воинств, обливают грязью армию - институт сохранения государства. И еще. Как серьезный аналитик, я с большим скепсисом отношусь к идее быстрого перехода к профессиональной армии, которую пропагандируют как наемную в стране с сухопутной границей в треть экватора. Разумеется, в силу экономических, демографических, других социо-культурных причин в российском обществе зреет потребность в профессиональной армии. Процесс болезненный и финансово не подкрепленный. Но дело и в другом. Автор знаменитой книги "Демократия в Америке" А. Де Токвиль написал: "В "демократических" странах (в отличие от сословных) элита не желает служить в армии, ибо это становится "не престижно". Но "не престижно" как раз потому, что элита не служит! В русской армии и крестьянин, и князь царской крови вместе проливали кровь за Отечество. Армия была срезом нации, подлинно народной. Мой дед Иван Демьянович Подолякин - полный Георгиевский кавалер. О нем, кстати, рассказывала и "Красная звезда". Родом из крестьян, произведен в офицеры. Ему обязаны были отдавать (и отдавали!) воинскую честь даже генералы.

Народной армия становится тогда, когда народ чувствует кровную сопричастность к ней, где представлены все слои общества... Конечно, перелом в сознании уже наступает. И тот сигнал, который подает высшее руководство страны: великой державе - достойную армию, обязано воспринять общество.

- Продолжаются споры: должна ли Россия играть на трансатлантических противоречиях? Насколько такой подход продуктивен да и безопасен ли в мире, где предпочитают вульгарную теорию Гоббса о "приоритетах насилия"?

- В Европе растут настроения антиамериканизма. Неслучаен скандал в "благородном семействе" накануне войны в Ираке, демарш Франции, Германии - союзников по блоку. А у России, бесспорно, есть возможности для тактического маневра. Нужна тонкая игра на противоречиях. На этот счет обретен хороший опыт в период разрядки, "новой восточной политики". Мы немалого достигли на тактическом поле. Это важно и теперь. Союз Западная Европа - Америка уже прошел "точку невозврата"...

- Истинно счастливым человеком Карамзин считал "патриота среднего возраста". Это из былого. А сейчас? Каким богам должна молиться молодежь, и что за национальная идея может всколыхнуть всех россиян?

- Без объединяющего начала народ не имеет будущего. Давно созрела тяга к восстановлению великодержавия. Поэтому нужны цели, которые опять из народонаселения сделают нацию. Меньше всего будут способствовать этому те, кто цепляется за безнациональные догмы, экономическую архаику. Или "реформаторы", которые в начале 1990-х, выходя из-за железного занавеса, лишь сумели пробормотать: "Рынок, пепси-кола". А ведь весь мир ждал, что скажет загадочная Россия, страна Достоевского.

"Русская идея" никогда не была доктриной для прокламации. Процветание России я связываю с возращением к православной вере, к тысячелетней культурной традиции.

- Обычно вспоминают о 20 млн. мусульман. И вообще, не слетим ли мы "с парохода современности"? Цивилизацию не остановишь, а людям простительно совершенствовать свой быт, как, впрочем, и мироощущение...

- Материальный прогресс сам по себе нейтрален. Но наполнить его нравственным заданием - вот вызов современному индивиду, не имеющему абсолютной морали, потому что не верующему! А в том, что мы должны идти вперед и модернизироваться, нет противоречия. Я была бы ханжой, если бы призывала затвориться в курной избе. Сама вожу машину, пользуюсь Интернетом... Речь о высших ценностях. А вот тезис о мусульманах используют наши постсоветские "западники". Это ложный постулат: возрождение православной веры и культуры якобы породит конфликты в "многоконфессиональной" стране. К какому государству присоединялись многие народы добровольно? Они стремились в русское православное царство, зная, что найдут место и свободу совести. Во времена Смуты еще были в Казани старейшины, пережившие покорение Ивана Грозного. Они не провозгласили суверенитет, а собрали помощь деньгами и людьми для Минина и Пожарского. Исторический опыт православной империи в национальном отношении очень позитивный. Его надо изучать.

- Известно, до какого "сжатия сердца" волновала судьба России Федора Тютчева. "Главное и самое трудное для нас, - писал поэт и дипломат императору, - поверить в собственные силы, дерзнуть признаться самим себе в грандиозности нашего предназначения..." (курсив мой - В.С.). Теперь мы вновь задаемся сакраментальным вопросом: отыщем ли в себе веру и отвагу?

- Русское задание по Достоевскому: жить так, как если бы от тебя зависела судьба мира. Нравственный поиск каждой личности имеет вселенское значение. Вопрос в том, как его пробудить? Не стесняйтесь любить свою Родину, ведь мы и мать именно свою любим, а не мать соседа, хотя та, может быть, моложе, красивее и "успешнее", как модно говорить. Державотворящая нация - это единое целое, связанное верой, миросозерцанием, историческими переживаниями, общими представлениями о добре и зле. Все успешные государства созданы не на основе "общечеловеческого" и не "гражданами мира". А идеалами и национальными героями, одержимыми любовью к своим Отечествам: "прекрасной Франции", "доброй старой Англии", "святой Руси".

Духовное состояние нации, нигилизм угрожают больше, чем болезненный аспект "относительного и абсолютного обнищания". Нация утрачивает смысл продолжения рода, когда ее вытесняют на обочину истории. Депопуляция России грозит обессмыслить все, о чем мы с вами беседуем сейчас. Если не переломить тенденцию, через полвека будем вынуждены говорить о перерождении культурно-исторического типа государства и о грядущем геополитическом переделе России, учитывая межцивилизационное соперничество, динамизм ислама и экспансию китайцев. Но, признаться, у меня нет апокалиптических оценок. Не спешите, господа, судить "о конце России". Она еще не сказала своего слова миру. Именно осознание целей и ценностей национального бытия наполняет смыслом жизнь, делает страну единым организмом, наделяет ролью на планете. Ни громадная территория, ни экономика, военная мощь и даже ядерное оружие, как показали недавние унижения, мало чего стоят сами по себе. Ибо материя без духа не способна творить историю.




Василий СЕМЕНОВ
Красная звезда
23 / 12 / 03 http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin/main.cgi?item=1r300r031223111857




Док. 362138
Перв. публик.: 23.12.03
Последн. ред.: 29.08.07
Число обращений: 392

  • Нарочницкая Наталия Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``