В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Единство, многообразие и конкурентоспособность Назад
Единство, многообразие и конкурентоспособность
На вопросы интернет-журнала "Народы России" отвечает директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский

- Александр Владимирович, сейчас все говорят о том, что нужна новая Концепция государственной национальной политики. Ваше министерство тоже занимается ее разработкой. В чем суть предлагаемых вами идей?

- Речь идет не о новой Концепции государственной национальной политики, а о внесении - в соответствии с поручением Президента Российской Федерации - необходимых корректив в действующую Концепцию. Эти коррективы обусловлены изменившейся общественно-политической и социально-экономической обстановкой в России, новыми вызовами и угрозами в сфере межнациональных отношений. Коррективы в Концепцию вырабатывало не одно наше министерство, а межведомственная рабочая группа, куда входят представители 11 министерств, эксперты. Проект Концепции получил положительную экспертную оценку Общественной палаты. Суть внесенных в Концепцию изменений можно охарактеризовать тремя ключевыми понятиями: единство, многообразие, конкурентоспособность. В этих трех категориях, по нашему мнению, раскрывается стратегическая цель государственной национальной политики - укреплении единства российской нации при сохранении её этнокультурного многообразия как потенциалов социально-экономического развития, геокультурной и геополитической конкурентоспособности страны. Отмечу, что Президент России неоднократно в своих выступлениях подчеркивал необходимость сплочения единой российской нации (нации именно в гражданском, а не в этническом смысле), состоящей из всех народов, проживающих в стране.

- По сообщениям прессы в Челябинске Общественный Совет по национальным вопросам занимается подготовкой концепции национальной политики Челябинской области. Появление в разных регионах собственной национальной политики, на ваш взгляд, позитивная тенденция или административный хаос?

- После утверждения указом Президента в 1996 году "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" в ряде субъектов были приняты собственные региональные Концепции. В них отражались региональные особенности этнокультурной ситуации субъекта Российской Федерации и специфические задачи, стоящие перед региональной властью, что не могло быть отражено в федеральной Концепции. Конечно, в ряде случаев был у этой тенденции - принимать собственные региональные концепции - и другой контекст, в логике призыва "брать столько суверенитета, сколько сможете". Но это не было доминирующей тенденцией. На сегодняшний день подобные документы действуют в 17 субъектах Российской Федерации. С учетом делегирования значительной части полномочий субъектам Российской Федерации, региональные концепции играют свою важную роль. Причем, процесс разработки и принятия региональных концепций продолжается. Так, в апреле этого года была принята концепция в Чеченской Республике, что представляется важным для восстановления мирной жизни в этом регионе, в т.ч. возвращения русского населения. В мае утверждена новая редакция Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия. И этот процесс не стихийный. Новые региональные концепции разрабатываются при методическом содействии Минрегиона России. Например, в настоящее время дорабатываются региональные концепции государственной национальной политики Иркутской и Архангельской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Карелия. Вместе с тем, в большинстве регионов придерживаются позиции, что достаточно федеральной концепции, а региональные этнокультурные особенности должны учитываться в рамках региональных целевых программ, направленных на поддержку национальных культур, формирование толерантности, культуры межнационального общения, профилактики экстремизма.

- Обеспечение финансирования государственной национальной политики из федерального бюджета - еще один вопрос, который активно обсуждается в последнее время. Насколько Министерство продвинулось в этом вопросе?

- Конечно, важнейшим механизмом реализации государственной национальной политики является её ресурсное обеспечение. В ходе рабочих переговоров с Минфином России достигнута договоренность предусмотреть выделение из федерального бюджета финансовых средств в рамках отдельной целевой статьи расходов - "мероприятия по реализации государственной национальной политики". Сюда войдут и поддержка мероприятий национальных общественных организаций, и развитие системы мониторинга и прогнозирования межнациональных конфликтов, и меры по профилактике этнического экстремизма. Отмечу, что это результат совместных усилий Министерства, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. В проекте федерального бюджете планируется на период 2008-2010 годы ежегодное выделение средств на национальную политику, в том числе на реализацию мероприятий по проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Кроме того, уже с 2007 года предусмотрены средства на формирование толерантного отношения к мигрантам в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Формируется нами и законодательная база ресурсного обеспечения государственной национальной политики. Так, совместно с депутатским корпусом Министерством были подготовлены изменения в Федеральный закон No 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" в части финансовой поддержки из федерального бюджета деятельности федеральных национально-культурных автономий, из регионального бюджета - региональных автономий, из регионального и местного бюджетов - местных автономий.

- 23 июня на Китай-городе произошла драка между кавказцами и членами ДПНИ. В чем причины подобных конфликтов и какие меры, на ваш взгляд, необходимо принимать для профилактики межнациональных отношений?

- Не буду вдаваться в те подробности, которые станут предметом расследования правоохранительных органов. События в Сальске, Воронеже, Кондопоге, Ставрополе, Москве - есть результат целого комплекса причин. Прежде всего, участники всех этих событий - молодые люди, сформировавшиеся в условиях распада СССР, социально-политических трансформаций в обществе, многочисленных конфликтов на постсоветском пространстве, а также навязчивого стремления западных и некоторых отечественных политиков, политологов и экспертов привить нам комплекс вины за сталинизм, тоталитаризм, коммунизм, империализм, колониализм и так далее. Вменялось многое. Все это делалось с одной целью - через ревизию прошлого, в котором было много великих и достойных страниц, лишить нас достойного будущего. Лишить нас стремления быть конкурентноспособным, мощным государством. В результате, мы оказались страной с непредсказуемым прошлым. Об этом, кстати, говорил Президент на недавней встрече с педагогами и историками. Другая причина, связанная с предыдущей, уход государства в 90-е годы прошлого века из сферы молодежной политики. В результате часть молодежи оказалась поражена радикальной идеологией, в значительной мере привнесенной извне. Это, касается и ваххабизма, и скинхедов. Еще одна причина - отсутствие действенных механизмов интеграции иммигрантов, часть которых прибывает из регионов, где доминирует психология силового решения конфликтных ситуаций. Часть мигрантов не знает русского языка, что снижает возможности их адаптации в социум, формирует диаспоральный тип их социализации. Но в последнее время ситуация меняется. Российское государство научилось эффективно бороться с терроризмом. При росте числа терактов во всем мире, в России число терактов в последние годы только сокращается. Это впрямую связано с созданием и работой Национального антитеррористического комитета, выстроенной системой борьбы с терроризмом. Теперь необходимо выстроить систему противодействия этническому и религиозно-политическому экстремизму, систему профилактики экстремизма. И здесь должны быть совместные усилия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

- А Ваше Министерство, как исполнительный орган власти, какие меры предпринимает для такой профилактики?

- В конце прошлого года после событий в Кондопоге, Министерством были разработаны и направлены в регионы Методические рекомендации по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, определению примерного порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и ликвидации их последствий. В настоящее время эти методические рекомендации применяются на практике во многих регионах. В Карелии, например, на основе указанных рекомендаций разработаны и направлены во все муниципальные образования рекомендации республиканского уровня, выполнение которых способствовало предотвращению в марте 2007 года в Олонецком районе перерастания бытового конфликта в межнациональный. Основываясь в том числе и на наших рекомендациях, органы исполнительной власти Ставропольского края ликвидировали конфликтную ситуацию в г. Новоалександровске.

С учетом того, что значительная часть межэтнических конфликтов происходит на местном уровне, Министерством были инициированы изменения в Федеральный закон No 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Прежде муниципалитеты не имели прав и полномочий в вопросах межнациональных отношений, профилактики экстремизма, что опять же выявили кондопожские события. С декабря прошлого года органы местного самоуправления были наделены правами по созданию условий для реализации прав местных национально-культурных автономий, по содействию национально-культурному развитию народов и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального образования.

Кроме того, весной этого года совместно с рядом министерств, Генпрокуратурой, при участии регионов, религиозных и национальных общественных организаций Министерством были подготовлены и внесены в Правительство Предложения о мерах по борьбе с этническим и религиозным экстремизмом и предупреждению межнациональных конфликтов. Действительно, с учетом происходящих событий, профилактика этнического экстремизма и предупреждение межнациональных конфликтов становится серьезным направлением нашей работы.

- Тогда возникает вопрос - как могут повлиять институты гражданского общества, национальные организации на профилактику межнациональных конфликтов? У Министерства регионального развития есть такой опыт?

- Опыт накоплен достаточно большой. При Министерстве по распоряжению Правительства создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, куда входят лидеры всех федеральных автономий (ФНКА). Совет стал действенным и авторитетным консультативным механизмом, обеспечивающим защиту интересов всего спектра национально-культурных автономий. Вместе с Консультативным советом мы наладили систему мониторинга и урегулирования предконфликтных ситуаций. Сигналы с мест через лидеров автономий поступают к нам. Вместе с руководителями ФНКА сотрудники департамента выезжают в места формирующихся конфликтных ситуаций и с участием региональных, местных властей, общественных организаций, снимают напряженность. Отработана уже практика подобного предконфликтного урегулирования почти в десятке субъектов. Национально-культурные автономии - это реальная общественная сила в профилактике экстремизма, особенно, если расширить их функции в части адаптации мигрантов, профилактике межнациональных конфликтов. Достаточно сказать, что в России насчитывается 17 федеральных, 175 региональных и 371 местная национально-культурная автономия.

В августе прошлого года с участием восьми федеральных министерств была создана при Минрегионе Межведомственная комиссия по взаимодействию с национальными общественными объединениями. 27-28 июня в Калининграде состоится выездное объединенное заседание Консультативного совета и Межведомственной комиссии с участием руководства региона и лидеров национальных организаций. Кстати, консультативные органы регионального уровня созданы в 62 субъектах России. И мы отслеживаем, а по возможности и участвуем в работе подобных структур.

Хорошее взаимодействие выстроено и с Общественной палатой, в частности, с Комиссией по вопросам толерантности и свободы совести и Комиссией по вопросам сохранения культурного и духовного наследия.

- А как складывается взаимодействие Министерства с Советом Федерации, Объединенной комиссией по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации, профильными комитетами, сенаторами? Каким образом строится это сотрудничество?

- Я уже говорил о позитивной роли той активной позиции, которую занимал Совет Федерации и лично Сергей Михайлович Миронов в вопросах финансового обеспечения национальной политики. Но взаимодействие этим вопросом, конечно, не ограничивается. На заседаниях Объединенной комиссии выступал Министр регионального развития Владимир Анатольевич Яковлев, дважды - заместитель Министра Михаил Николаевич Пономарев. Многие из наших предложений и тезисов были восприняты и поддержаны в выступлениях руководителей Совета Федерации, сенаторов. Все члены Комиссии и руководителей профильных комитетов были снабжены информационно-аналитическими материалами, в частности двумя двухтомными сборниками, изданными Министерством по результатам мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации. Кстати, Председатель Совета Федерации высоко оценил эти издания.

На Временной Комиссии Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе, которую возглавляет Александр Порфирьевич Торшин, совместно с сенаторами неоднократно рассматривали вопросы социально-экономической и общественно-политической ситуации на Юге России. Комитет Совета Федерации по делам федерации и региональной политике является профильным комитетом для нашего направления, также как Комитет Государственной Думы по делам национальностей, поэтому здесь самое тесное рабочее взаимодействие.

- Сейчас говорят, что не надо называть национальность преступника. Вы с этим согласны?

- В целом - да. Особенно опасно упоминание этничности, когда это делается сознательно - для нагнетания напряженности, формирования конфликтогенной ситуации. Ведь чаще всего национальность подозреваемого называется СМИ или общественными деятелями "по горячим следам", что сразу придает межэтнический аспект совершенному преступлению. Называется до всяких следственных действий, и, естественно, до решения суда. И в большинстве случаев называется не верно. Так, у нас благодаря СМИ появляется национальность "дагестанцы", хотя в Республике Дагестан проживает более ста народов, лица "кавказской национальности", хотя потом оказывается, что это выходцы из Закавказья или Средней Азии. Впрочем, когда это делается несознательно - тоже хорошего мало. Бездумное стремление опубликовать "сенсацию" о новом "межэтническом конфликте" - особенно в условиях "подогретого" общественного мнения - гражданская безответственность, граничащая с преступлением. Вместе с тем, нельзя доводить ситуацию до абсурда. Есть преступления, например, квалифицируемые по 282 статье Уголовного Кодекса, где состав преступления - разжигание межнациональной розни. Здесь мы едва ли избежим упоминания национальности потерпевших и преступников.

- На ваш взгляд, адекватно ли СМИ отражают ситуацию в межнациональных отношениях и допустима ли цензура при освещении межнациональных конфликтов?

- Мониторинг, проводимый нашим департаментом, показал рост внимания СМИ, а значит и общества - к национальному вопросу. За десятилетний период с 1996 по 2006 годы отмечено 15-кратное увеличение числа публикаций, посвященных состоянию межнациональных отношений, проявлениям экстремизма, ксенофобии и национализма. В 1996 году было около 10 тысяч публикаций, а в 2006 году - почти 148 тысяч. Что это как не показатель общественного интереса и сигнал всем нам - обратить более пристальное внимание на эту тему. Ведь значительная часть публикаций носит негативный характер. Вот Вы спрашиваете об адекватности освещения ситуации, но адекватность не означает объективность. Можно освещать событие адекватно редакционной политике, адекватно собственным представлениям о степени свободы в интерпретации факта. Я уже не говорю об ужасающем непрофессионализме многих из тех, кто пишет на обсуждаемую нами тему. Но ведь свобода не бывает без ответственности. И формирование ответственности за сказанное или напечатанное слово - это процесс. Постепенно журналистское сообщество осознает границы допустимого и недозволенного. Например, в отношении освещения актов терроризма СМИ, общество и государство выработали взвешенные подходы - что этично и что неэтично показывать, что не следует пропагандировать через СМИ, даже если этого требует свобода слова. Трагические события нас научили правильному выбору в дилемме - безопасность граждан или неограниченная ответственностью свобода слова. Стало понятно, что если мы хотим сохранить жизнь граждан, у террористов должно быть меньше информации и доступа к СМИ.

В отношении информационного освещения межнациональных конфликтов, проявлений этнического или религиозно-политического экстремизма взвешенный подход еще окончательно не выработан. Сами журналисты бывают излишне ангажированы, много опасных штампов, которые нужно изживать. Если "лицо", то обязательно кавказской национальности, если "русский", то - фашизм. В нашей многонациональной стране акцентирование на этничности в описании межнациональных конфликтов чревато нагнетанием напряженности и возгонкой конфликта, а не его урегулированием. В тех рекомендациях, которые были выработаны нашим Министерством, и о которых я уже упоминал, много внимания уделено взаимодействию региональных органов власти со СМИ в период конфликтов или постконфликтного урегулирования. Нельзя оставлять народ и, кстати, журналистов, наедине со слухами и спекуляциями. Необходимо формировать пресс-центр, который будет информировать, комментировать, давать разъяснения. Недопустима ситуация, как это было в мае-июне этого года в Ставрополе, когда город бурлит, несколько дней питается слухами и домыслами, а официальных комментариев нет.

- Часто в качестве одного из основных факторов конфликтогенности называется миграция. Миграционная политика в России должна ограничивать приток мигрантов или нет?

Политика - это всегда варианты. Как можно запретить трудовую иммиграцию, если в России недостаток рабочей силы? И в то же время, нельзя допускать нелегальную иммиграцию. За последний год Федеральной миграционной службой много сделано в этом отношении. Но я бы хотел уточнить, что иммигранты - это иностранные граждане, прибывающие в Россию, а мигранты - это наши граждане, прибывшие из другого региона страны. И сегодня основные проблемы лежат не столько в плоскости отношений иммигранта с гражданами России, сколько мигранта со старожильческим населением. И в этом направлении сегодня многое предпринимается органами власти всех уровней для изменения ситуации к лучшему.

- При советской власти тоже была национальная политика и не было конфликтов на национальной почве. Почему? Что это была за политика?

- В советской национальной политике, унаследовавшей элементы имперской политики, были и позитивные и негативные аспекты. Например, кадровая политика в союзных и автономных республиках строилась очень взвешенно, с учетом национального состава населения, при этом русские занимали ответственные хозяйственные и партийные позиции, были, например, вторыми секретарями республиканских комитетов партии. Существовала отлаженная система формирования региональных национальных элит, которая, сохраняя национальную самобытность элит, националистические крайности жестко пресекала, как противоречащие концепции формирования единой общности советский народ и интернационализму.

Но ведь при всем этом были и репрессии в отношении целых народов, массовые депортации. Был мощный идеологический пресс, направленный на формирование нового "советского" человека. Были и конфликты, о которых не писали газеты, но о которых историки знают. Это и межэтническая напряженность в Нагорно-карабахской автономной области, доходившая до открытых конфликтов между армянами и азербайджанцами, например, в 1965 году. И "октябрьское восстание" 1981 года в Орджоникидзе, и многие другие. Само административно-территориальное деление Советского Союза было осуществлено по национальному принципу, что заложило мощный конфликтогенный потенциал, реализовавшийся в десятках межэтнических конфликтах 1990-х годов на всем постсоветском пространстве - грузино-осетинский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский, карабахский конфликты и другие.

- И в конце нашей беседы, наверно, традиционный вопрос. Каковы ближайшие планы Вашего департамента в сфере государственной национальной политики?

- Серьезное направление - это законотворческая работа, внесение изменений в федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О национально-культурной автономии", целый блок поправок в законодательство о коренных малочисленных народов, разработка проекта Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Продолжится работа над подготовкой ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств. Кстати, в сентябре планируем совместно с Госкомнацрелигий Украины провести совместный семинар по ратификации Хартии. Важнейшее направление - формирование отечественной системы мониторинга и раннего прогнозирования межнациональных конфликтов. Большая совместная с другими министерствами работа предстоит по созданию системы профилактики этнополитического и религиозно-политического экстремизма, а также по проведению мероприятий по формированию толерантного отношения к мигрантам. Будем реализовывать мероприятий по поддержке этнокультурных проектов российских немцев в рамках соответствующей федеральной целевой программы и работы Российско-Германской межправкомиссии по вопросам российских немцев. И, конечно, важное направление - работа с регионами. Осенью планируем собрать наших коллег из регионов, занимающихся в органах исполнительной власти вопросами межнациональных отношений, усиливать взаимодействии Консультативного совета при Минрегионе с региональными консультативными структурами.

27 июня 2007

Любовь Балакирева
http://www.narodru.ru/article10911.html

Док. 361874
Перв. публик.: 27.06.07
Последн. ред.: 29.08.07
Число обращений: 351

  • Журавский Александр Владимирович
  • Балакирева Любовь Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``