В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гамза: Инновационное развитие - наша бедность в нашем богатстве Назад
Владимир Гамза: Инновационное развитие - наша бедность в нашем богатстве
Совершенно очевидно, что мир вступил в новую - инновационную - стадию постиндустриального развития. Только инновационная модель развития позволит развивающимся странам вскочить в последний вагон уходящего поезда современной экономической цивилизации. Никто с этим сейчас не спорит и в России. Более того, все понимают, что наша бедность в нашем богатстве - именно наличие несметного количества дешевого природного сырья, востребованного по высоким ценам на мировых рынках, препятствует формированию инновационной экономики. В этой связи возникает сакраментальный вопрос: кто виноват и что делать?

Сложившаяся ситуация возникла в результате наложения двух обстоятельств: во-первых, некомпетентных действий власти в 90-е годы прошлого века, повлекших не только остановку инновационного процесса на 15 лет, но и разрушение имевшегося технико-технологического уровня экономики, а во-вторых, внезапно свалившейся на власть в начале этого века возможности получать сверхвысокую сырьевую ренту, позволяющую успешно решать бюджетные проблемы и без развития инновационного процесса.

Что же делать? А делать надо то, что делает весь цивилизованный мир, - сконцентрировать все имеющиеся денежные ресурсы в целях финансового обеспечения построения инновационной модели социально-экономического развития. Тем более, что Россия обладает сегодня уникальной возможностью воспользоваться колоссальными национальными инвестиционными ресурсами, накопленными государством. Об этом четко свидетельствует анализ денежной сферы.

Основные проблемы нашей денежной сферы - это уровень монетизации и структура денежной базы. В чем финансовый смысл денежной базы?

Надо отличать всю национальную денежную базу (НДБ) и денежную базу в широком определении (ДБШО), которая состоит из наличных в обращении и средств кредитных организаций в ЦБ. Но в ЦБ, помимо средств кредитных организаций, находится также огромный объем средств правительства и иных не кредитных организаций, а также счета предприятий. Получается, что ЦБ сегодня представляет собой суперрасчетную кредитную организацию. Но ведь средства, которые находятся на счетах в ЦБ - они не работают в экономике. И первая проблема нашей национальной денежной базы в том, что та часть, которая не работает в экономике, все время увеличивается (см. на графике 1 красная линия, средства правительства в ЦБ/ДБШО, которые вышли сегодня на первое место по отношению к ДБШО). В это же время отношение ДБШО ко всей НДБ (график 1, зеленого цвета) - падает. ДБШО от всей НДБ - уменьшается, то есть во всей НДБ средства, работающие в экономике, все время падают.

В самой ДБШО наличные деньги (которые не приводят к мультипликации, они не создают денежную массу) в обращении растут. Это означает, что средства кредитных организаций в ДБШО номинально растут, но если брать всю НДБ, то получается, что во всей НДБ растут средства правительства и иных не кредитных организаций в ЦБ, и растут наличные средства в обращении. Это означает, что сжимаются во всей НДБ средства кредитных организаций, то есть сжимается база цивилизованного формирования денежной массы.

В чем фундаментальная ошибка денежных властей? В том, что они либо не понимают, либо игнорируют то обстоятельство, что банки не являются субъектами потребительского рынка. И от того, сколько денег находится в банковской системе - инфляция не зависит. Более того, если денег мало, то инфляция высокая, так как скорость обращения денег увеличивается. Но, если денег много в банковской системе, то инфляция от этого не увеличивается, а, наоборот, скорость обращения денег уменьшается, стоимость денег уменьшается, эффективность экономики повышается и инфляция снижается.

Правительство в принципе делает правильно, что изымает избыточную ренту из экономики, это - не заработанные хозяйствующими субъектами деньги, и их, эту избыточную ренту, надо изымать из экономики. Но ее надо не "складировать" на счетах в ЦБ или в резервах, эти деньги должны продолжать работать в экономике через кредитные механизмы. Они должны быть на счетах в банковской системе! И тогда банковская система была бы способна кредитовать экономику, и, прежде всего, в национальной валюте. На сегодняшний день есть огромный объем средств в национальной валюте у правительства, но они не работают в экономике. И возникает дефицит ресурсов у кредитных организаций для полномасштабного кредитования экономики для опережающего развития.

Что при этом вынуждены делать хозяйствующие субъекты? Они все равно добывают эти деньги, но они их добывают на Западе. У нас и так большой перекос между валютой, предложением валюты и спросом на нее на рынке. Но, в связи с тем, что хозяйствующие субъекты не могут получить кредиты в рублях, они получают их в валюте, которая еще больше приходит на рынок, что еще сильнее ухудшает соотношение спроса и предложения валюты. Это ведет к укреплению рубля и получается, что у ЦБ нет другого выхода, кроме того, что он вынужден укреплять рубль. Потому что иначе, за счет притока валюты, ЦБ должен выпускать огромные объемы средств. А укрепление национальной валюты приводит к стагнации в экономике, к потере конкурентоспособности наших товаров. Это значит, что тогда растет импорт.

"Банковское дело", 2007, No 6, с. 6-9.

viperson.ru

Док. 361833
Перв. публик.: 29.08.07
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 373

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``