В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на встрече с ведущими специалистами медицинских учреждений Москвы Назад
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на встрече с ведущими специалистами медицинских учреждений Москвы
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги.
У нас встреча без какой-то жесткой повестки дня. Я бы хотел поговорить с вами и услышать ваши точки зрения по проблемам развития здравоохранения в Москве, в стране в целом на примере нашей столицы. Потому что это совершенно очевидно, что Москва является не только столицей страны, но и столицей здравоохранения. И дай Бог, конечно, чтобы здравоохранение развивалось по всем регионам с такой же степенью интенсивности и с такими же инвестициями, как это происходит в столице. Поэтому ваш опыт и очень богатый, и востребованный. Те клиники, которые есть в Москве, и те больницы, которые есть в Москве, имеют историю очень серьезную и обширную клиническую практику, именно потому что сюда стекаются больные не только живущие в Москве и прилегающих регионах, но и по сути со всей страны.

Мы находимся на территории нашей больницы им. Боткина, которая гостеприимно пригласила нас провести совещание, посмотреть новый блок, новый корпус, который был недавно введен в эксплуатацию. Конечно, он производит очень серьезное впечатление. Это уже крупное, многопрофильное лечебное учреждение. Которое и было таким и 20, 30 лет тому назад, и вообще с момента его возникновения в начале XX века. Но ничего не бывает вечного, и очевидно, что если бы не переоснащение, то таких возможностей, которые есть сегодня в больнице им. Боткина, не было бы.

Здесь все очень современное: и научная база, и учебная база, уникальные методики. И, конечно, все это очень важно для развития здравоохранения в столице, для развития здравоохранения в стране. Мы уже (вы знаете) почти 2 года занимаемся модернизацией здравоохранения. В рамках национального проекта было положено начало этой работе. Вы, профессионалы, отлично понимаете, что такие процессы идут не так просто, как хотелось бы, наверное всем, кто был причастен к началу этой работы. Кое-что сделано. Это и оборудование для нашего первичного звена, и те доплаты, которые существуют по определенным категориям медицинских работников, и высокотехнологичная медицинская помощь. На этом, наверное, мы могли бы более подробно остановиться. Потому что это как раз та клиника, в которой мы находимся, и те лечебные учреждения, которые представляете вы. Как раз это - высокотехнологичные медицинские учреждения, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь.

В этом плане мы очень серьезно отстали. К сожалению, у нас очень пестрая ситуация по стране. Хотя за последние годы кое-что было сделано. Я во всяком случае говорю не только о Москве, а в целом по стране выделяются деньги на соответствующие виды медицинских услуг. По этому году 17,5 млрд. При этом традиционно деньги выделялись по федеральному направлению. Но в этом году было принять решение выделить часть средств для того, чтобы соответствующие виды помощи могли оказываться и субъектовыми лечебными учреждениями. Здесь, к сожалению, у нас Минздрав немножко запоздал с подготовкой нормативной базы и с разверсткой денег. Но, тем не менее, часть средств еще не использована. И я думаю, что ряд лечебных учреждений, которые здесь представлены, могли бы войти в эту программу, о которой я говорил месяца полтора назад. Я приглашаю поучаствовать в этих мероприятиях присутствующих. По тому как людям по большому счету все равно, какая клиника - федеральная или субъекта Федерации, или районная больница. Потому что помощь должна оказываться на других принципах.

По национальному проекту финансируются три направления. Это - нейрохирургическое направление, сердечно-сосудистая хирургия и травматология и ортопедия. При этом мы исходим из трех базовых моментов. Первое, мы должны существенно снизить транспортные издержки, соответственно, финансовые затраты людей для того, чтобы они получили доступ к высокотехнологичной медицинской помощи. Во-вторых, мы должны радикально расширить перечень лечебных учреждений, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь по максимуму. В данном случае я, естественно, имею в виду не только Москву, а вообще в масштабах всей страны. Потому что с количеством лечебных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, естественно, связано и количество случаев, которые могут пройти через эти учреждения. Но и третья задача крайне важная в масштабах страны для нас: это ликвидация диспропорций между регионами. В этом смысле опыт Москвы имеет уникальный характер, и мне бы хотелось, чтобы мы об этом тоже поговорили.

И, наконец, еще одна тема, которую мы могли бы обсудить, - тема более общая, более глобальная. Это вообще в целом новые принципы организации управления медициной и новые принципы организации финансирования в здравоохранении. Иными словами - новая модель здравоохранения, то, о чем сейчас говорят на всех этажах медицинской вертикали. И то, что вызывает самые разные оценки. Мы могли бы здесь на примере Москвы, с учетом, конечно, специфики Москвы и уникального положения Москвы, уникальных возможностей Москвы поговорить о том, в каком направлении нам дальше двигать в этом плане работу.
Вот - повестка дня.
...
Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Юрий Михайлович [Лужков, мэр Москвы] сказал ключевую вещь по поводу медицины московской, ее огромного потенциала и достоинств. "Это не мы создавали". Это, действительно, создавали поколения и поколения наших граждан. По решениям царя, по решениям Центрального Комитета КПСС и по современным решениям, это не мы создавали. Но мы не должны уничтожить тот уровень, который достигли. Или нивелировать, то есть растворить его в том весьма посредственном уровне, который присутствует в различных местах нашей страны. Вот с этим я могу полностью согласиться, под этим подписаться.

Теперь еще одна вещь - по поводу деления медицинских учреждений. Мы же с вами прекрасно понимаем, что все это не от хорошей жизни. Если бы бюджетная обеспеченность в нашей стране была более или менее равномерна... Я не говорю - такая, как в Европе. Конечно, мы от такого рода деления должны уходить. Потому что медицинская услуга - понятие универсальное. Ее определение, содержание, контроль за ее качеством - это совершенно универсальное понятие, которое не имеет отношения к тому, кто является услугодателем и кто эту услугу получает. Поэтому очевидно, что в будущем мы должны думать о том, чтобы никаких "китайских стен" между медицинскими учреждениями не возводилось. В ряде случаев это просто рудимент. В ряде случаев это сохраняется из-за известной разницы в бюджетном обеспечении. Более того, наша задача - всемерно развивать муниципальное звено. Именно там основные проблемы. Не в Москве, конечно, в других местах. Именно туда и должен быть направлен основной удар работ.

Вот этот вопрос, о котором Юрий Михайлович говорил. Он, действительно, портит всех. Чье это - да? Известно, что квартирный вопрос очень серьезно людей портит, и вообще вопрос деления вещей на свои и чужие всегда создает проблемы. Но в то же время, конечно, мы должны находиться в русле современного бюджетного законодательства. При этом я считаю, что мы не должны его догматизировать.
...
Бюджетное законодательство создано для его успешного применения, а не ради того, чтобы удовлетворить амбиции отдельных чиновников - будь то федеральных или региональных. Если вы считаете, что оно работает против интересов людей, его нужно править.

Очень важно использовать опыт Москвы. Потому что это объективно есть и очень еще долго будет так: московская медицина одна из лучших в стране. И тиражирование опыта Москвы - это задача не только москвичей, не только правительства Москвы, но и задача федеральная. И в этом смысле те трудности во взаимоотношениях, которые существуют между Министерством здравоохранения с одной стороны и московским правительством с другой стороны, они, конечно, вредят делу. Это - плохо. И все эти настроения нужно снимать. Здесь не должно быть поводов ни для ревности, ни для каких-то подозрений, упреков. В конце концов мы все общим делом занимаемся. Я считаю, что как обычно, при возникновении какой-то проблемы она должна решаться с двух сторон. И совещания такого плана, как сейчас проходят, на площадке московского здравоохранения, - это как раз шаг для того, чтобы какие-то разногласия, которые существуют, просто снимать, урегулировать.

Очень важная тема, которую тоже поднимали и коллеги, поднимал и Юрий Михайлович, - вопрос о кадрах. Совершенно очевидно, что у нас не так много центров по подготовке квалифицированных специалистов, квалифицированных врачей. И с учетом того, что мы сейчас затеяли огромную программу. Это и центры высоких медицинских технологий федеральные, и в дальнейшем другие центры медицинские, которые мы будем либо реанимировать, либо создавать заново. В том числе и демографические программы без кадровой помощи, без кадрового обеспечения из столицы и из других ведущих центров нам ситуацию никак не разрешить. Но здесь я уже просто обращаюсь ко всем присутствующим: помогите в этом плане. Мы готовы соответствующие предложения сформулировать и просили бы тоже и правительство московское посмотреть и откликнуться на федеральные нужды. Потому что это тоже совместная задача.
...
Так было всегда в российской истории, так, наверное, будет. У нас страна огромная и очень разная. Мы ее ни за день, ни за десятилетие не сможем изменить. Если у какого-то крупного специалиста, который взращен в московских условиях, московской школой, появляется возможность создать какой-то свой центр где-то в провинции, я считаю, что это - та счастливая возможность, которую не надо игнорировать.
...
А Москва, при том, что это огромный мегаполис, она все равно маленькая, страна у нас - большая. Такие идеи возникают, и мне кажется, что ряд крупных ученых молодых ученых, которые сформировались в условиях Москвы, могли бы попробовать свои силы и в провинции. Это необязательно делать всю жизнь. Но если, допустим, 3-5 лет поработать, создать уже там школу. Без этого уже никак не обойтись. Вот эти центры, которые мы создаем, мы прекрасно понимаем, что без этой поддержки не получится.

Я бы хотел и всецело поддержать и еще одну тему, которая здесь в технологическом смысле звучала, в смысле развития высокотехнологичной медицинской помощи. Это уже проблема скорее профессиональная, но крайне важная. Она касается запуска технологий в круглосуточном режиме. Это исключительно важно для решения всех тех задач, которые стоят перед государством. И по сердечно-сосудистой патологии, по онкологическим заболеваниям, по всем заболеваниям, которые сегодня представлены, это исключительно важная вещь. Конечно, это зависит от финансовых возможностей, но в Москве существует очень грамотная система управления здравоохранением. Такие задачи могут быть вполне решены.

И, может быть, самое последнее, что я хотел бы сказать. Я хотел бы всех присутствующих поблагодарить за большую работу, которую вы ведете. Это заблуждение, что в Москве работать легче, чем работать в провинции. Везде трудно работать, если люди качественно выполняют свои задачи. И, к сожалению, Москва еще достаточно долгое время будет отличаться по своим возможностям. Мы бы хотели, чтобы возможности всей страны подтянулись как можно быстрее. Но есть объективные сложности. И те огромные возможности, которые имеет Москва, я уверен, что мы можем их использовать как в интересах москвичей, так и в интересах всех граждан, которые живут в нашей большой стране.

Поэтому спасибо вам большое за участие в совещании. И еще одна вещь, о которой я бы хотел сказать, чтобы завершить на радостных мгновениях. У нас, хотя и существуют отдельные разногласия внутри здравоохранения между Министерством здравоохранения и правительством Москвы, тем не менее мы все работаем в одном пространстве.

28 августа 2007 года
Москва
www.rost.ru



Док. 361802
Опублик.: 29.08.07
Число обращений: 1616

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``