В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гамза: Коррупция и ее тень Назад
Владимир Гамза: Коррупция и ее тень
Очередная попытка государства легализовать "серый" рынок забуксовала: объявленная с 1 марта 2007 года налоговая амнистия не приносит желаемых результатов. Возможностью вывести свой капитал из тени воспользовалась лишь ничтожная часть участников "серого" рынка. Почему действия федеральной власти не находят отклика у "теневиков"? На этот и другие вопросы отвечает президент Института проблем безопасности, член экспертных советов Государственной Думы и Совета Федерации РФ, зам. председателя КРК РСПП, член совета Ассоциации российских банков, кандидат экономических и юридических наук Владимир Гамза.

-- Владимир Андреевич, почему у нас возник серый рынок, какое место он занимает в экономике России и есть ли у него будущее?

-- Нынешнюю экономику вместе с огромным объемом теневого сектора мы получили из 90-х годов. То было время крушения государства, вместе с которым была разрушена и вся существовавшая система экономических отношений. Люди оказались на грани обнищания. Они вынуждены были как-то выживать. Чтобы не погибнуть, они занялись тем, что мы сегодня называем "серой экономикой". Если помните, именно в 90-е годы массово появились "челноки", многочисленные частные услуги, появился сектор продуктов питания с приусадебных участков и многое другое. По сути, это могло стать временным явлением, если бы государство сразу же начало решать экономические проблемы. Но оно занималось другими делами - делило национальное богатство между олигархами. Между тем, временный "сектор выживания" стал складываться как постоянный сектор экономики. Он развивался, втягивал в оборот все больше людей и хозяйствующих субъектов. Сегодня "теневой сектор", по экспертным оценкам, составляет 40-50% всей отечественной экономики.

-- Огромная цифра.

-- Вообще не надо себя пугать теневой экономикой. Далеко не вся она строго криминальна. Теневой сектор состоит из трех частей. Первая часть - это формальная экономика, когда предприятие нормально работает и выпускает официальную продукцию. Но при этом оно производит еще и дополнительную продукцию, которую документально не показывает. Потому что, показав ее, предприниматель вынужден будет заплатить такие налоги, при которых его бизнес станет нерентабельным. Таким образом, сложилась система: предприятия, выпускающие одну и ту же продукцию, не платят примерно половину налогов, и в этих рамках живут. Более того, со временем в условиях массовой неуплаты налогов возникла конкуренция, основанная на экономии именно за счет неуплаты налогов. И если сегодня кто-то из них и захочет полностью выйти на "белый" рынок, он не сможет этого сделать, не разорившись. Это, кстати, касается всех участников теневого рынка.

Вторая часть - неформальный сектор. Это "индивидуальные" предприниматели, те же "челноки", частные парикмахеры, врачи, строительные и ремонтные артели, огородники и так далее. Эти лица в целом занимаются общественно полезным трудом, но не платят налоги, полагая, что поступают правильно, восстанавливая социальную справедливость, нарушенную во времена большой приватизации.

И только третья часть теневой экономики относится к разряду криминальной. Это та часть бизнеса, которая опасна для экономики и для общества сама по себе, - здесь сами действия, предметы и инструменты "бизнеса" являются преступными: мошенничества, контрабанда, наркотики, оружие, организованная проституция и т.д. Именно с этой частью теневого рынка государство должно бороться всеми имеющимися у него средствами, в том числе и силовыми. Вместе с тем, надо помнить, что криминальный бизнес в теневом секторе занимает не самую большую долю.

"Трибуна": М., 2007, No 21, с. 4.

viperson.ru

Док. 361787
Перв. публик.: 29.08.07
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 631

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``