В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гарегин Тосунян: Нужно сделать так, чтобы было максимально понятно, но вместе с тем не доведено до абсурда Назад
Гарегин Тосунян: Нужно сделать так, чтобы было максимально понятно, но вместе с тем не доведено до абсурда
В эфире СИТИ-FM президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян высказал мнение о компромиссе между оглашением банком условий кредита и пониманием этих условий заемщиком.

Минфин не поддерживает предложение Центробанка ввести ограничения на размер комиссии по кредитам, не связанным с основным погашением долга.

В ведомстве подчеркивают, что это сугубо рыночный механизм. Определить же корректно эффективную ставку, как это нужно потребителю, очень сложно, считают в Минфине.

В министерстве сообщили, что законопроект о потребкредитовании планируется внести в Госдуму в течение месяца. В документе не будет обязательства раскрывать кредитным организациям эффективную ставку по кредиту.

Напомним, что главным разработчиком данного проекта назначен Минфин, а соисполнителями - Банк России и Минэкономразвития.

Предыдущая редакция законопроекта предусматривала, что банки обязаны раскрывать эффективную ставку по кредитам одной цифрой, причем до заключения договора потребительского кредитования. Сейчас, по данным Центробанка, реальная стоимость кредитов часто отличается от заявленной банками.

Сейчас у нас на связи президент Ассоциации российских банков - Гарегин Тосунян.

Эти изменения с чем связаны?

- С тем вопросом, который уже давно обсуждается и который имеет под собой серьезную основу. То есть, с одной стороны, нужно, чтобы потребитель банковских услуг знал, сколько ему придется заплатить. Учитывая, что не все граждане хорошо подвинуты в части понимания всех нюансов условий договора. С другой стороны, нельзя вдаваться в другую крайность, когда мы будем по советскому методу ограничительные меры, устанавливать соответствующие границы по процентам и по процентам кредитования или комиссионных процентам. Это не компетенция государственных органов регулирования, это рыночные вопросы, и на уровне конкуренции они должны решаться. Если кто-то предлагает более высокие ставки, значит, рядом найдется банк, который предложит более приемлемые ставки. Так что замечание Минфина в части того, что негоже вводить ограничения по процентам, мы поддерживаем. Но мы также является союзниками ЦБ в части того, чтобы урегулировать вопрос о доступности и понимании со стороны заемщика суммы, которую ему придется выплачивать. Другое дело, что одной цифрой это определить не всегда удастся. Это не так легко, особенно тогда, когда речь идет о кредитных картах, о сложных схемах кредитования. Поэтому здесь не будем упрощать до наивности и в то же время не будем забывать, что нужно двигаться навстречу клиентам, особенно тем, которые только-только начинают проявлять свою активность на рынке кредитования.

Не получится, что сохранится статус кво: потребителю в итоге будет сложно рассчитать эффективную ставку?

- Это зависит от тех, кто будет принимать участие в разработке и в утверждении закона. Нужно сделать так, чтобы было максимально понятно, но вместе с тем не доведено до абсурда, когда ограничительные меры, устанавливающие цены и процентные ставки. Поэтому мы заинтересованы, чтобы наш клиент все-таки с большим доверием относился к тем договорам и условиям, которые мы предлагаем. Хочу отметить, что в этом заинтересовано подавляющее число банков. Потому что те банки, к которым эти упреки были обращены, дозрели до того, что неправильно, когда они играют на непонимании клиентов. Это сегодня боком оборачивается. И не надо делать вид, что сами банки вообще не заинтересованы в понятности со стороны клиента условий договора. Сами банки готовы разъяснять и делать это доступным. А как это сделать - мы за две минуты не расшифруем. Но над этим мы работаем.

Должен ли этот закон иметь обратную силу, то есть люди, которые брали кредиты по прежним законам, могут ли потребовать пересмотра?

- Закон обратной силы, ухудшающий условия одного из участников рынка, не должен иметь обратной силы, потому что правила игры формулируются и начинают действовать с момента его принятия. Поэтому очевидно, что не должен, и сегодня надо пресечь спекуляции тех заемщиков, которые что-то услышали про то, что где-то есть соответствующие нарушения прав потребителей, и начинают исходить из логики - раз так, за кредит можно не рассчитываться, давайте во всем обвиним банки и не будем платить.

Может ли заемщик попросить банк пересмотреть проценты?

- Это уже не обратная сила. Попросить он может и сегодня, когда закон еще не вступил в силу. Он может сказать, что я условия договора лучше понял, давайте мы их пересмотрим. Но когда будет принят закон, с этого момента он не имеет права требовать изменения условий закона, он имеет право требовать их только вперед, а что касается изменений уже подписанных условий, то он в переговорном процессе должен... Банки во многих случаях вперед клиента многие замечания учитывают.


http://city-fm.ru/news/?id=210918

02.04.2007

Док. 361739
Перв. публик.: 02.04.07
Последн. ред.: 29.08.07
Число обращений: 267

  • Тосунян Гарегин Ашотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``