В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Иванова: Цена трудового ресурса Назад
Валентина Иванова: Цена трудового ресурса
Во многих российских регионах сегодня ощущается дефицит рабочих. Причем не хватает прежде всего молодых, профессионально подготовленных кадров. В 2001 году профессионально-техническими училищами было выпущено 759 тысяч квалифицированных рабочих, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1991 годом. Нетрудно предположить, что будет завтра, если всерьез не заняться начальным и средним профессиональным образованием молодежи. "Только восстановив практически умершую систему профессионально-технической подготовки, можно с уверенностью прогнозировать и успешную модернизацию экономики, и выполнение задачи удвоения ВВП", - считает наш собеседник, председатель подкомитета Государственной думы по профессиональному образованию, член Центрального политсовета партии "Единая Россия" Валентина Иванова.

- Валентина Николаевна, как вы относитесь к идее передать учреждения начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Федерации? Какие последствия можно прогнозировать?

- Сама идея, безусловно, имеет право на поддержку, ведь это связано с повышением эффективности использования бюджетных средств и совершенствованием федерально-региональной структуры управления начальным и средним профессиональным образованием. В самом деле, городские и региональные власти лучше знают потребности местных предприятий и финансовые возможности своего бюджета. И им виднее, каким образом поддерживать и на какие специальности ориентировать профтехучилища и техникумы. Но понятно, что мы говорим о регионах-донорах. В остальных субъектах такая передача будет идти не просто. Пока ПТУ и техникумы финансируются из федерального бюджета: Министерство образования составляет и оформляет общую заявку. Если же они перейдут на уровень субъекта РФ, то финансы из федерального будут переданы в региональный бюджет, и только губернатор решит, сколько денег отдать на ПТУ, сколько на ЖКХ и другие объекты. Следовательно, из-за нехватки средств кое-где профессиональное образование может вообще оказаться "свернутым", ведь и так его сегодняшнее положение незавидно. Обеспеченность училищ даже устаревшим оборудованием - менее 40 процентов. Учащимся ПТУ часто негде проходить практику: предприятия не хотят платить стажерам зарплату, предоставлять льготы как несовершеннолетним. Поэтому, передавая учреждения профобразования на уровень субъекта Федерации вместе с финансовыми потоками, нужно быть уверенными, что деньги дойдут по прямому назначению.

- Другими словами, не исключен вариант, что профтехобразование по-прежнему останется в роли просителя. Или все-таки возможен иной сценарий?

- Возможен. Но давайте сначала обратимся к цифрам. В 2002 году не получили направление на работу почти 41 тысяча выпускников средних специальных учебных заведений, из них - половина! - из-за отсутствия заявок. В рамках целевой контрактной подготовки получили направление на работу только 20 процентов выпускников. А ведь картина могла быть иной, если бы образование активно взаимодействовало с крупным и малым бизнесом различных отраслей промышленности, строительства, связи.

Бизнес должен сформировать социально-экономический заказ на подготовку специалистов и финансировать его выполнение. Именно бизнес целевым выделением рабочих мест должен оказать первую помощь молодому человеку, взявшему старт.

В настоящее время подготовка специалистов для частных и акционерных предприятий осуществляется за счет бюджетных средств. Разве это правильно в условиях рыночной экономики? Предприятия могут и должны инвестировать создание учебно-лабораторной базы для образовательных заведений, предоставлять им свою производственную базу. Будущее, на мой взгляд, за формированием единых холдингов, в которых предприятие и ПТУ функционируют как один организм. Предприятие в этом случае будет инвестором, заказчиком и потребителем подготовленных рабочих кадров. Требует развития также и институт социального партнерства.

- У социального партнерства много серьезных препятствий. К примеру, законодательно не обеспечен механизм внешнего контроля процесса обучения со стороны тех, кто затем будет предоставлять рабочие места. Сегодня работодатель "получает" рабочего, которого часто нужно полностью переучивать. Происходит это потому, что обучение в ПТУ ведется по устаревшим учебным программам. Работодатель и рад бы предложить свою программу или внести свои изменения, но вмешаться в процесс обучения он не имеет права...

- Действительно, законодательством не предусмотрено участие предприятий-заказчиков в процессе обучения будущих специалистов. Правда, три года назад Министерством образования был заявлен законопроект об общественном управлении в сфере образования, который хотя бы частично мог решить проблему, но этот закон остался "без движения". Сегодня стало очевидным, что к нему надо снова вернуться.

- Возлагая на социальное партнерство очень большие надежды, связывая с ним повышение качества начального и среднего профобразования, вероятно, следует обеспечить равные права и равные возможности всем участникам этого процесса, а также сделать выгодным партнерство не только для ПТУ и техникумов, но и для предприятий. Что по этому поводу думают законодатели?

- Государство и общество должны стимулировать бизнес вкладывать средства в сферу образования. Этим стимулом должно стать реформирование налоговой системы. В частности, необходимо поставить вопрос о возвращении налоговых льгот для предприятий, оказывающих помощь образовательным учреждениям. Раньше такая льгота была, но по новому Налоговому кодексу РФ она отменена. Теперь, если предприятие решит передать или закупить ПТУ или техникуму новое оборудование, оно должно платить налог на прибыль с его стоимости. Неудивительно, что в результате помощь учреждениям профобразования со стороны предприятий практически сошла на нет.

Ну и само собой разумеется, нужно законодательно определить и закрепить статус социального партнера, образовательных учреждений, разработать меры по стимулированию бизнеса, Назрела необходимость принять нормативно-правовые акты по восстановлению понятия базового предприятия для конкретного ПТУ.

- Насколько остро стоит проблема дефицита рабочих кадров в вашем родном Петербурге?

- Сегодня главная проблема петербургского рынка труда - дефицит квалифицированных рабочих. Около 80 процентов всех вакансий приходится именно на рабочие специальности: станочники, сварщики, сантехники... В основе проблемы - затянувшийся кризис системы профессионального образования. На протяжении всего пореформенного десятилетия она пребывала в застойном состоянии, и только сейчас наметились пути эффективного развития ее в новых рыночных условиях. Спасение, как я уже сказала, в социальном партнерстве, в совместных действиях частного бизнеса, сферы образования и государства. Кстати, по инициативе партии "Единая Россия" именно в Санкт-Петербурге проходил конгресс общественности "Бизнес и образование: на пути к стратегическому партнерству", Участники конгресса обратились к предпринимателям Санкт-Петербурга с предложением объединить усилия для создания современной системы образования, достойной города с мировым именем. Петербургу нужна сегодня городская программа развития профтехобразования, включающая и создание базовых предприятий, и определение взаимоотношений предприятий и ПТУ. И инициатором, и соавтором такой программы вполне может выступить промышленное сообщество. Вообще, на современном этапе абсолютно неприемлема пассивная позиция работодателей, устраняющихся от решения кадровых проблем, от подготовки рабочих для своего же предприятия.

- В период зарождения и расцвета советской системы подготовки профессиональных кадров путь от рабочего до руководителя подразделения был гордостью любой биографии. А в конце 90-х профтехучилища стали считаться "социальными отстойниками" и в рабочих стало ходить как-то стыдно... Как нам сегодня поднять престиж рабочего труда, а значит, и рабочей профессии?

- Особая роль в этом принадлежит СМИ, рекламе, кинематографу. Сегодня с экранов телевизоров нам пропагандируют, с одной стороны, культ роскоши и непомерного дохода, а с другой - насилие, убийства, грабежи. Имя рабочего сегодня даже не слышно, обычная трудовая жизнь человека со всеми ее повседневными радостями перестала быть примером. А учащиеся ПТУ если и мелькают в средствах массовой информации, то в основном в списках правонарушителей. Это большой пробел, и это большая комплексная проблема, которую решать надо всем миром. Тем более что профессионально-техническое образование президент России Владимир Владимирович Путин назвал одним из приоритетов в образовательной политике государства.

БЕСЕДУ ВЕЛА ГАЛИНА БЕЛОУС



НЕВСКОЕ ВРЕМЯ, Город: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Дата: 06 мая 2004

Док. 361373
Перв. публик.: 06.05.04
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 293

  • Иванова Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``