В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталия Нарочницкая: Чтобы демократия воспринималась `самодержавием народа`, необходимо `самодержавие духа` Назад
Наталия Нарочницкая: Чтобы демократия воспринималась `самодержавием народа`, необходимо `самодержавие духа`
Пора ли России делиться недрами с Западом?

Евросоюз требует от России допустить его к разработке природных ресурсов Сибири. Известный политик Наталия Нарочницкая считает, что это может привести к развалу страны

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Наталия Алексеевна Нарочницкая родилась 23 декабря 1948 года.

Окончила с отличием МГИМО, специалист по США, Германии и общим проблемам международных отношений.

Владеет английским, немецким, французским и испанским языками. В 1982 - 1989 гг. работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке.

Автор работ по внешней политике России.

7 декабря 2003 года была избрана депутатом Госдумы от блока "Родина". Зам. председателя комитета Госдумы по международным делам.

"Что твое - то мое, а мое - не твое?"

- Совсем недавно была озвучена мысль о превращении нашей страны в "энергетическую империю". И сразу же на Россию начали оказывать беспрецедентное давление. Последний звонок - в западных изданиях, которые издаются на русском языке для бизнес-сообщества и класса обеспеченных людей, начали озвучиваться совершенно крамольные мысли. Еще десяток лет назад никто бы не посмел произносить их вслух: "У России слишком много ресурсов, и настало время делиться с остальным миром". Неужели это время действительно настало?

- Эта идея не нова. Европа хочет, чтобы страны, которые волей судьбы оказались над залежами полезных ископаемых, не были единственными собственниками этих ресурсов - аргументы вроде таких: не являются же страны, над которыми проходит геостационарная орбита спутников, собственниками этой орбиты! Этот тезис пару лет назад предложил юрист крупной неправительственной организации - Европейского радиовещательного союза. Всегда сначала идеи вбрасываются в общественное мнение, а потом уже их подхватывают политики и государства. Еще один звонок - антирусская кампания в западной прессе, которая усилилась давно - сразу после триумфального приема Путина в Букингемском дворце. Накал можно сравнить только с "холодной войной" - "авторитарное правление", "скатывание в тоталитаризм"... Почему же эта кампания развивается как по мановению режиссерской палочки?

У России, которую заставили на невыгодных для нее условиях встраиваться в мировую систему, было не так много козырей, которые позволяют сохранить конкурентоспособность. И мы их впервые за 15 лет начали использовать.

"Если на нас нажимают, мы на правильном пути"

- Про один козырь знают все. Это энергоресурсы, полезные ископаемые, вода, территории. Откуда взялся второй?

- Да, мы богаты и самодостаточны в области ресурсов. Но если мы примем западные условия игры, три четверти территории окажутся вообще нерентабельны не только для экономической деятельности, но и для жизни - из-за глубины промерзания, краткого сельхозсезона, разнесенности центров производства и потребления на расстояния 1000 км даже до Урала, а в Европе это не более 200... Мы единственная нация, построившая промышленность и города-миллионники в таких широтах. Компенсируют это ресурсы. Причем их полный набор, который позволяет России теоретически производить ВСЕ и в автономном режиме. Хотя нас и называют отсталыми, но мы находимся в той же технологической цивилизации. Конечно, "труба у нас пониже, и дым пожиже", но производим ракеты, двигатели внутреннего сгорания, компьютеры, есть и передовые технологии, и на Западе не очень хотят их развития.

Козырь второй - восстановление национально-государственной воли и оздоровление национального самосознания. Заговорили о суверенной демократии ведь не случайно. Можно сколько угодно придираться к термину, но сверка с историческим компасом назрела давно, и это просто ответ на запрос общества. 10 лет презрения к себе, всему своему опыту, подражание привели к огромным утратам и атомизации общества. Вспомним, как настойчиво и долго нам пытались навязать ложную интерпретацию, что "прогрессивное и демократическое гражданское общество" - это не связанная общими ценностями и историческими переживаниями совокупность индивидов, объединенных отметкой в паспорте. В качестве мерила цивилизованности был провозглашен тезис "где хорошо, там и отечество", а в качестве образца демократа - "гражданин мира", который желает поражения собственного правительства в войне за неделимость Отечества. Интересно, что бы сказал либерал Джузеппе Гарибальди?

Для чего? А чтобы нация, состоящая из мнящих себя "свободными" индивидов, даже не почувствовала, что поставлена под "глобальное управление". Такой экспорт стереотипов сознания - то есть идеологическое программирование - необходим для успеха "глобального управления". Обывателю внушается псевдолиберальный идеал несопричастности к делам Отечества, а элите - иллюзия сопричастности к мировой олигархии. Такая нация не суверенна в выборе исторического пути, такая демократия - это охлократия - власть толпы, за спиной которой мировая олигархия. Нет, нам действительно нужна суверенная демократия, иначе и к нам может быть применена формула: "Мы управляем вами, так как это в ваших же лучших интересах, а те, кто отказывается это понимать, представляют собой зло, подлежащее искоренению".

Но мы как-то вопреки всем прогнозам выросли из той клеточки на шахматной доске, куда нас поторопились определить. Мы очень сильно изменились с начала 90-х годов и уже единодушны по поводу нашего дальнейшего исторического пути - он должен быть в гармонии с миром, но самостоятельным прежде всего. Это и есть интуитивное нащупывание суверенной демократии до того, как этот вполне условный термин был предложен для дискуссии. Все поняли и причину наших объятий и охлаждений с Западом - когда страна в 90-х годах находилась в хаосе и деградировала, когда расстреливали парламент, нас на Западе гладили по головке и говорили о торжестве демократии. Как только Россия показала, что собирает камни, как только стали высвобождаться из "объятий-тисков" Запада, нас стали обвинять в отступлении от демократии.

Мы не только выжили, мы "посмели" восстановить многовекторность своей внешней стратегии. Мы установили стратегическое партнерство не только с самовлюбленным до слепоты Западом, а с державами XXI века - Китаем и Индией. Мы поняли свой исторический шанс, который мы не должны упустить. Суверенитет России над природными ресурсами, прямая зависимость от них Запада, а также шанс использовать растущую потребность в ресурсах и интерес к нам на Востоке и есть причина недовольства и озлобления. Вот все эти факторы и стали причиной русофобской травли, невиданной со времен "холодной войны".

"Кто кому больше нужен? Мы Европе или она нам?"

- Объявленный курс на "суверенную демократию" и есть вот эта попытка проводить собственную и независимую внешнюю политику? Экономическую в первую очередь?

- Да, сейчас важнее всего то, что происходит внутри страны и не столько в экономике, как в головах и сердцах, в историческом сознании. Чтобы обратить в свою пользу мощь глобализации, надо действительно уметь говорить по-русски о свободе и справедливости. Но что это означает - эпигонство? Наверное, нет. Чтобы демократия воспринималась "самодержавием народа", необходимо "самодержавие духа" - способность к духовному самостоянию власти, элиты и общества, их взаимодействие и солидарность.

А вот внутри нашей политической элиты начавшаяся вроде дискуссия на эту тему, где высокую планку задали Зорькин, Третьяков, как-то иссякла. Одни устраивают забавную широковещательную кампанию одобрения и профанируют тему своей мировоззренческой пустотой. Другие - воинствующие западники розлива 90-х - лишь ерничают и беспомощно придираются к запятым и фразам. От них, впрочем, и ожидать было нечего - свой нехитрый "исторический проект" они уже пробормотали 15 лет назад: "Рынок, пепси-кола". Кто же спорит о достоинствах демократии и рынка? Но ведь это лишь средства, а где историческая цель - общая для бедного и богатого, для старого и молодого, для образованного и простого... Когда она была - Россия множилась и возрастала, объединяя многие народы.

Так и хочется, признаюсь, воспользоваться поводом и действительно рассмотреть волновавшие меня еще в моей книге "Россия и русские в мировой истории" великие вопросы и поучаствовать в возбуждении общенациональной дискуссии, в ходе которой можно было бы нащупать исторический проект, связующий прошлое, настоящее и будущее, связующий Россию и мир. Но разве обойтись без оценки: что есть мы и что есть мир, куда он влечет нас, кто в нем учитель и "судьи кто?". Говорить по-русски о свободе и правах человека - это ведь не просто выговаривать чужие клише, но поставить вопрос о сути великих для всех, но по-разному понимаемых понятий? "Я свободен: никто мне не может дать пощечину" или "я свободен: я каждого могу оскорбить"?

Что есть демократия в ее замысле вчера, сегодня, завтра? Если это действительно "власть народа", то ведь народы разные - индусы, французы, китайцы, немцы, русские - они грешат и добродетельствуют по-разному, они могут и волить по-разному. Или демократия - это то, чего волят "историчные" народы для варваров?

Конечно, не обойти в этой дискуссии и беды, и несовершенства нашей наспех скроенной государственной машины, поиск равновесия и наиболее подходящего разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями, о несовершенстве нашей Конституции, сделанной под конкретного человека в ситуации гражданского раскола...

Но хотя бы на международной арене Россия, слава богу, уже не объявляет "кампаний", как в советское время. Однако форум "большой восьмерки" в Петербурге, очевидно, зафиксировал новое соотношение сил и то, что мы этим воспользуемся, да еще в самой чувствительной для Запада сфере - мировой энергетической безопасности. Он показал, что Европа заинтересована в России не менее, если не более, чем мы в ней. Вспомним дело "ЮКОСа", когда судьбу демократии на Западе не случайно отождествили с судьбой некоторых олигархов. Газета "Ди Вельт" открыто сокрушалась, что рухнула конечная цель планов Ходорковского - задумайтесь! - "интернационализация сибирской нефти", то есть перепродажа нефтяных активов в руки западных компаний и строительство собственных газопроводов! ЕС и сейчас не оставил таких претензий, на что мы на недавнем саммите сказали "нет". Нам бы осталось обслуживать на 50-градусном морозе энергетическую "безопасность" - комфорт и "радости жизни" Запада. Причем по нашей территории шла бы уже чужая нефть, а мы бы оплачивали саму возможность не умереть при ценах, которые бы нам диктовали, - по западным! Конец любой индустрии - "курная изба" - вот место, да еще за полярным кругом, подальше от выходов к теплым морям - туда придет НАТО...

При наших пространствах и климате не нужно ядерных бомб: достаточно отключить зимой на наделю тепло и электричество, и можно собирать миллионы трупов. Поэтому для нас топливно-энергетическая система не может быть вне государственного стратегического программирования, что не противоречит рынку.

А наши западные партнеры так надеялись, что ресурсы нашей страны будут целиком поставлены на службу исторического проекта "золотого миллиарда". Раздражает их и то, что Россия как-то умудрилась высвобождаться из диктата, не бросая им вызова, не дает поводов обвинять в конфронтации. Так "уж тем ты виноват, что хочется мне кушать"!

Третий козырь в российской колоде

- Ситуация понятна. Западному миру от России нужно только сырье. Желательно в виде полуфабрикатов, их закупать выгоднее, к тому же загружаются собственные мощности и есть рабочие места. Как России порвать этот порочный круг?

- Выбор энергетической безопасности в качестве внешней стратегии только тогда будет иметь успех, когда мы будем развивать энергетический сектор, а не только торговать сырой нефтью. В годы "холодной войны" на Западе был список запрещенных товаров для продажи в СССР и в нем - запрет на поставку нефтеперерабатывающего оборудования - чтобы не дать нам развиваться. После краха СССР и деиндустриализации 90-х, чему Запад фарисейски рукоплескал, там хотели бы превратить нас в сырьевой придаток. В одночасье мы изменить структуру экспорта не сможем, да и для индустриализации нужны средства от экспорта. Но уже сейчас возможна диверсификация нашей экспортно-сырьевой политики, и это становится третьим козырем в наших руках.

Пора понять: динамизм мирового экономического развития уже переместился на Восток. Индия и Китай - нации-цивилизации с людским потенциалом в 2 миллиарда человек - опровергают тезис, будто модернизация и экономическое развитие возможны только при тотальной вестернизации, а это уже означает банкротство всего либерального проекта "глобального управления".

В этих условиях Россия с ее высокими технологиями и природными ресурсами есть естественный партнер мощных экономик Азии - Индии, Китая. Пора и Западу дать понять, что однополярный мир - это краткая переходная форма к многоцентричности. А в новом миропорядке Россия будет сама себя позиционировать и выстраивать треугольник США - Европа - Россия и треугольник Россия - Индия - Китай. Не упустить бы Центральную Азию. Иначе переломимся посредине.

Значит, нам надо срочно осваивать и развивать Восточную Сибирь и Дальний Восток, что вполне можно и с дозированным привлечением западных инвестиций. Только осваивать ее нужно не так, как в 60-х годах: вахты, скважина, из которой за границу уходит труба. Освоение должно стать развитием полноценных центров жизни, дать демографический импульс для теряющих население сибирских регионов. Одновременно с нефтью надо вести газ, производить продукты нефтехимии - полимеры, высококачественное топливо. Это должен быть гигантский национальный стратегический проект. Вот тогда, поставляя ресурсы, сами начнем развитие и индустриализацию. А если просто бурить и качать, нас надолго не хватит.

Во всех закрытых выкладках западных аналитических центров, которые мне доводилось держать в руках, уже видна легкая паника: "Россия выходит из упадка, и если с ней ничего не случится в ближайшие два-три года, дальнейший ее рост будет не остановить. Энергетическая карта разыгрывается Россией успешно, и главная ее угроза - это демография". Но, полагаю, ждать радикального демографического прорыва в городах-мегаполисах нереально. Для женщины созидание семейного очага в панельной пятиэтажке не станет творческим актом. В индивидуальном доме, в органической связи с природой и мирозданием, но и с компьютером и Интернетом - да. Выход - коттеджное строительство, развитие малых городов.

"Нам повезло: мы пока не живем, только чтобы есть"

- Для знающих историю не является секретом любопытный факт - во время второй мировой войны против России воевала вся Европа, достаточно посмотреть список "национальных" дивизий СС и национальный состав вермахта. Если Россия займет жесткую и непримиримую позицию по какой-нибудь очередной "энергетической хартии", не попробует ли Запад в очередной раз взять наши ресурсы силой? Стоит только посмотреть на безостановочное "накачивание" НАТО последними, еще неохваченными этим блоком карликовыми государствами.

- Сейчас конечная цель нового передела мира - контроль за ресурсами и военно-морскими подступами к ним. Поэтому в кольце оказался "энергетический эллипс" - Аравийский полуостров, Персидский залив, Ближний Восток. Его северная кривая идет по Закавказью и южным рубежам России. Нас хотят оттеснить на северо-восток Евразии. Отсюда понятно, что происходит в Черном море, почему так любят чеченских террористов, понятны цели борьбы за Украину и Грузию... Мы не должны позволить себя вытеснить с Черного моря. Помимо осознания цели, нам нужно иметь атомное оружие и Вооруженные силы в таком объеме, чтобы исключить любое посягательство как на наши ресурсы, так и на выходы к морю.

- Запад, конечно, понять можно. Не хочет он зависеть от "варварской" России. Но и навстречу идти не хочет. Предложение Владимира Путина германскому канцлеру "нефть в обмен на технологии" было отвергнуто в циничной форме...

- Такой "прагматизм" типичен! Крупнейший историк Арнольд Тойнби весьма скептически отзывался о пагубной роли Запада в жизни других миров, ибо "западная цивилизация стремится овладеть всем, что есть в воздухе, на земле и в воде". Запад никогда не был демократичен в международной политике и, как писал еще Н. Я. Данилевский, "если посчитает выгодным, не задумываясь, будет бомбардировать столицу государства, с которым не находится в состоянии войны".

Однако уникальность нашего исторического спора и взаимодействия с Западом в том, что Россия и Запад, безусловно, принадлежат к той же христианской цивилизации. Но вот еще вопрос для дискуссии: разве нынешний Запад, где "родина там, где ниже налоги" и самая волнующая тема - "выбор зубной пасты", - не изменяет своей собственной великой истории и культуре? И не потому ли он бессилен перед мигрантами, что утратил святыни и табу? Права и свободы, которые рождены христианской культурой, и 200 лет привлекали к Западу другие цивилизации, извращены до неузнаваемости и отвращают многих. Свобода - разве это свобода инстинктов? Неужели ради парадов содомитов великие европейцы всходили на эшафот?

Кстати, немало консервативных европейцев с надеждой смотрят на Россию, понимая, что вопрос уже стоит так - выстоит ли вообще западный христианский мир, не превратится ли он в скопище красивых, алчных, потребляющих животных, равнодушных к добру и злу. Таким не выдержать демографического и геополитического вызова других миров. Нам в некотором роде повезло - со всеми нашими грехами и несовершенствами мы все же еще не разложились от богатства и лени в том направлении, как на Западе, и способны еще вовремя одернуть себя: "Мы не живем, чтобы есть, а едим, чтобы жить!"



Дмитрий Стешин
"Комсомольская правда"
22 декабря 2006 г.
http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin/main.cgi?item=1r300r061222040627


Док. 361289
Перв. публик.: 22.12.06
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 500

  • Нарочницкая Наталия Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``