В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Иванова: Болонское лекало для студентов Назад
Валентина Иванова: Болонское лекало для студентов
В июне 1999 года европейские страны подписали Болонскую декларацию, для того чтобы привести к единым стандартам систему высшего образования. Россия подписала е несколько позже, теперь готовится к ратификации, но тем не менее к дискуссии по спорным вопросам не опоздала, даже, наоборот, подоспела вовремя.

О проблемах интеграции российской и европейской системы образования "ПГ" писала неоднократно (см., например, 106). Сегодня о будущем российского образования рассуждает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина ИВАНОВА .

- Валентина Николаевна, обсуждение новой для нас системы шло с ноября - декабря прошлого года. Не могли бы вы обозначить самые острые моменты дискуссии?

- Декларация подразумевает переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавр - магистр. Самые острые столкновения возникли при обсуждении проблем перехода на новую систему инженерного образования. Скажем, технический менеджер в области атомной энергетики - это образованный специалист, обучение которого длится 6,5 года. А не 4 плюс 2 года, как предлагает Болонская декларация. Ассоциация инженерного образования, технические вузы обоснованно доказывают, что нельзя искусственно прерывать цикл подготовки, отстаивают единую монопрограмму, так как некоторые дисциплины требуют пятилетнего изучения. Зачем тогда разбивать курс? Непонятно. Вопрос подготовки медиков также вызвал дискуссию. Медицина - очень специфическая отрасль, и подготовку медиков механически делить на периоды, "ступеньки" тоже нельзя. Обучение врача длится 9 - 10 с половиной лет.

Наши обсуждения, споры с работодателями привели к твердой уверенности в том, что инженерное, техническое образование, направления, которые связаны с фундаментальными исследованиями технического, естественно-научного профиля, должны остаться в рамках традиционных циклов обучения, так называемой монопрограммы. Мы согласовали концепцию законопроекта, где договорились, что перечень тех специальностей, по которым будут готовить специалистов в рамках монопрограммы, формируется Правительством РФ.

- А как подобную проблему решили в Европе?

- Члены нашего комитета побывали во Франции и убедились, что эти же вопросы стоят перед странами Европы. Нельзя сказать, что уже все они работают по Болонской декларации. Ратифицировав ее, Россия присоединилась к обсуждению наших, теперь уже общих проблем образования.

Я поддерживаю вступление в Болонский процесс. Отказавшись от декларации, мы неоправданно потеряем большой объем инвестиционных ресурсов.

Не секрет, что у нас в советское время обучалось много молодежи из Латинской Америки, Африки, Азии. Сейчас иностранных студентов стало меньше, но мы можем лишиться и их. Наша задача - привлечь как можно больше молодежи из других стран учиться в России. И если мы не создадим систему унификации дипломов, не станем частью европейского образовательного сообщества, мы этих абитуриентов потеряем.

- Как продвигается введение системы так называемых кредитов? Неужели обсуждение перехода на зачетные единицы прошло спокойно?

- В России зачетной единицей, определяющей объем работы студента и преподавателя, является академический час. Его длительность определена Типовым положением о вузе и составляет 45-50 минут. Основные образовательные программы высшего профобразования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю - 54 академических часа. Но на Западе студент сам выбирает, какой курс, какой предмет изучать. Его задача - в итоге набрать определенное количество так называемых кредитов, зачетных единиц, что и будет отмечено в "зачетке": в каком количестве и какие курсы предметов он прослушал.

Мы в комитете очень критически отнеслись к этой практике. Дать студенту возможность выбирать предмет, не увязанный с циклом подготовки, - это неразумно. Я убеждена: кредитная система без увязки с образовательными стандартами для нас неприемлема. Мы будем отстаивать возможность введения кредитов на ограниченную часть факультативных предметов, которые будут характеризовать элементы специализации. Во многом такая система жизнеспособна в магистратуре, так как в бакалавриате практикуется обязательный набор дисциплин.

- А как обстоят дела с законодательством о банковских кредитах на образование?

- Нам еще предстоит большая работа, законодательная база еще не разработана. МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Тимирязевская академия, Академия имени Плеханова делают в этой области лишь первые шаги. Особенно наглядно видны законодательные "прорехи" на примере гарантии возврата кредита. Возникает резонный вопрос: кто будет страховать его невозврат? Одни утверждают - государство. Вторые настаивают, что оно обязано гарантировать лишь возврат процентов, а не сам кредит. Третьи предполагают создать определенную систему страхования рисков, и уже тогда страховая фирма должна обеспечивать контроль за продвижением кредита, за обучением студента, за уровнем его зарплаты. Мне кажется последняя схема наиболее перспективной. Но и здесь должны быть жесткие процедуры гарантий и государственного контроля.

В МГУ 17 июня прошло большое совещание по образовательным кредитам. Ранее мы провели подобное обсуждение в Академии имени Плеханова. И убедились: привлекать банк, чтобы он давал кредиты студентам вуза, можно только при условии, что студенты будут востребованы рынком труда, займут высокооплачиваемые должности. Тогда с выпускниками вуза не возникнет проблем по возврату кредита, а образовательное учреждение будет заинтересовано в трудоустройстве своих выпускников. При таком социальном партнерстве банк расширит свою программу кредитования, больше студентов получат кредит, большие объемы ресурсов придут в вуз. В результате мы получаем замкнутый цикл, позволяющий разрешить проблемы эффективного использования бюджетных средств в сфере образования.

Также нам еще предстоит продумать систему кредита для студентов на социальные нужды.

- Можно сказать, что Болонская декларация готовит нас к вступлению в ВТО. Тогда, скорее всего, наши вузы потеряют российских студентов, ведь ведущие вузы Европы и Америки откроют у нас свои филиалы. Как вы думаете?

- Действительно, Болонская декларация - один из подготовительных этапов к вступлению в ВТО. В конце мая состоялась большая встреча главы нижней палаты парламента Бориса Вячеславовича Грызлова с ректорами вузов, на которой прозвучала озабоченность со стороны высшей школы возможными последствиями вхождения в Болонский процесс. Коллеги решили подойти к этому вопросу очень серьезно и взвешенно. Нам еще предстоит проанализировать все "за" и "против", чтобы выработать механизмы защиты и сохранения национальной системы образования.





Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 29 Июня 2005


Док. 361224
Перв. публик.: 29.06.05
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 299

  • Иванова Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``