В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Иванова: За студента заплатит бизнес Назад
Валентина Иванова: За студента заплатит бизнес
Сделать образование доступным и качественным одна из главных забот депутатов

Среднее образование и сейчас, и в будущем будет бесплатным и общедоступным. Высшее образование в государственных вузах в рамках утвержденных нормативов останется бесплатным. Единый государственный экзамен не будет единственной возможной формой испытаний для поступления в вузы. Для определения качества вузовского образования и рейтинга высших учебных заведений будут привлекаться работодатели.

Выступление министра образования и науки в Госдуме в рамках "правительственного часа" не забыто. Многие депутаты считают, что июньские дебаты получились взыскательными и критическими. В начале осенней сессии обсуждение положений реформы в области образования не потеряло своей актуальности. Разговор требует продолжения. Что ожидает российское образование? Останется ли оно всеобщим и бесплатным? За подробностями наш корреспондент обратился к заместителю председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентине ИВАНОВОЙ .

Справка "ПГ"

Валентина Николаевна ИВАНОВА родилась в городе Сочи. Образование высшее, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета им. А.А. Жданова. В декабре 1999-го, 2003 года избрана депутатом Госдумы, член фракции "Единая Россия", заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, возглавляет подкомитет по профессиональному образованию. Награждена премией Правительства РФ в области образования за 2005 год.

- Валентина Николаевна, как известно, это третья по счету попытка реформирования российской системы образования за последние годы. Чем, по вашему мнению, вызвано постоянное стремление Правительства к модернизации этой сферы?

- Есть две, на мой взгляд, принципиальные проблемы, побуждающие инициаторов реформ к действиям. Прежде всего задача, поставленная Владимиром Путиным и ориентированная на удвоение ВВП. Между тем современные темпы роста отечественной экономики еще недостаточно высоки. Важен прорыв за счет интеллектуального потенциала нации. И он должен быть продуктивно использован для динамичного продвижения российской экономики в высокотехнологичные, высокодоходные сферы. И здесь на первый план встает проблема профессиональной подготовки квалифицированных кадров, современного образования граждан России. А это возможно лишь в том случае, если у национальной системы образования будет много возможностей быстро маневрировать и интенсивно обновляться в условиях реформ.

Вторая причина связана с чрезмерным консерватизмом нашей образовательной сферы. Мы так привыкли считать - и по праву - российское образование лучшим в мире, что перестали замечать в нем недостатки и проблемы. А они есть. И об этом открыто говорит образовательное сообщество. Это уровень материально-технической базы, которая серьезно устарела. Это оборудование, которое не позволяет внедрять в образовательный процесс современные технологии. Это огромная дистанция школьных учебников и пособий от реальной жизни. Только за последние 7 лет на развитие учебного книгоиздания в России потрачено более 19 млн. долларов. При этом более двух тысяч авторов, 30 издательств разработали 462 учебника. Однако сколько из них дошло до школы, в Национальном фонде подготовке кадров, который "осваивал эти деньги", не знают...

По официальным данным Минобрнауки, за 2004 год во многих вузах ведущее значение стали иметь непрофильные специальности. По сути там, по мнению министра, обманывают людей. Выдают студенту диплом, скажем, экономиста, а на деле солидной подготовки не обеспечивают.

- Министерство в последнее время фонтанирует нововведениями. Как, по вашим данным, общество реагирует на эти новации?

- Судя по социологическим опросам, общество весьма настороженно относится к предлагаемой Правительством реформе. И основания для беспокойства, прямо скажу, есть. Ведь концепция реформы затрагивает прямые интересы более 30 млн. россиян - это педагоги, ученые, студенты и их родители. Поэтому следует очень внимательно прислушаться к пожеланию Президента, который в своем ежегодном Послании указал на необходимость относиться к реформе в этой сфере деликатно и аккуратно.

- Не приведут ли радикальные перемены идеологов образования, в частности, к закрытию сельских школ?

- За последние четыре года количество начальных сельских школ сократилось на 2,4 тысячи. Их сейчас 12,5 тысячи. Примерно в пяти тысячах школ обучаются не больше 10 человек. Но закрыть их нельзя. Это было бы большой ошибкой, так как образовательные учреждения по существу являются главным фактором сохранения российской глубинки. И потом, все дети должны получить качественное образование, независимо от места жительства. В этом принципиальная позиция нашей фракции "Единая Россия" в Госдуме, с которой Минобрнауки должны считаться.

- Валентина Николаевна, по оценкам экспертов, оплата труда преподавателей российских вузов составляет от силы четверть зарплаты в коммерческом секторе. Государственные расходы на образование в нашей стране на порядок ниже, чем в США. Они даже ниже, чем в Китае и в Индии...

- По заявлению министра Андрея Фурсенко, к 2008 году Правительство планирует удвоение зарплаты учителей по сравнению с 2005 годом. Сегодня она составляет 60 процентов от средней по стране. Чтобы сразу существенно поднять зарплату людей, работающих в образовании, в год требуется около 30 млрд. рублей. А выделить эту сумму для современного бюджета страны одномоментно нереально. Вот и приходится действовать поэтапно. На обучение одного студента вуза государство сегодня в год тратит около 700 долларов, а надо бы минимум в два раза больше. Половина всех работников образования получали в 2004 году меньше 3000 рублей в месяц, 75 процентов - меньше 5000 рублей.

Из-за низкой зарплаты в школах и в вузах практически нет молодых специалистов. Нам надо как можно скорее переходить на отраслевую систему оплаты труда. Хорошо учишь - получи соответствующую зарплату. Есть и другие экономические рычаги. Например, государственные субсидии. Студенту оплачивается учеба в педагогическом или медицинском вузе, либо обучение ведется в соответствии с целевым приемом. По окончании учебы студенты либо отрабатывают определенное количество лет по специальности, либо возвращают деньги государству, в государственный бюджет, в раздел "Образование".

- Что вы для себя отметили как самое важное из сказанного министром Андреем Фурсенко национальному парламенту на "правительственном часе" 15 июня?

- Прежде всего то, что ключевые принципы образования в России останутся незыблемыми. Среднее образование и сейчас, и в будущем будет бесплатным и общедоступным. Высшее образование в государственных вузах в рамках утвержденных нормативов останется бесплатным. Единый государственный экзамен не будет единственной возможной формой испытаний для поступления в вузы. Для определения качества вузовского образования и рейтинга высших учебных заведений будут привлекаться работодатели.

- Как говорят в министерстве, реформы направлены на повышение уровня образованности населения. Это, конечно же, хорошо, но хватит ли всем работы по специальности?

- По статистике Минобрнауки, в вузы поступают практически все из тех выпускников средних школ, которые решили получить высшее образование. При том, что потребность в специалистах с высшим образованием куда ниже - всего 25 процентов от количества выпускников школ.

Всего этим летом в вузы на бесплатные, бюджетные, отделения поступили 567 285 абитуриентов. В прошлом году их было 610 210 человек, то есть незначительно меньше, чем было год назад.

- В обществе много слухов и домыслов вокруг так называемого "черного списка" вузов, подлежащих закрытию...

- Никаких "черных списков" в природе нет. А есть нормальная плановая работа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В 2004 году, к примеру, ее специалистами было проверено более 125 вузов и филиалов. К нашему глубокому сожалению, все требования выполнены только в 22 процентах из них. По итогам проверок у одиннадцати приостановлены лицензии. Так что слухи о карающей миссии образовательного ведомства оказались слишком преувеличены.

- Другая группа проблем, вокруг которой в обществе развернута широкая дискуссия, связана с трудоустройством выпускников вузов. В этом году из стен высшей школы вышли свыше миллиона молодых специалистов. Что их ждет?

- По официальной статистике, каждый третий вчерашний студент вынужден работать не по специальности. И здесь выход видится в организации взаимодействия сети вузов и работодателей таким образом, чтобы вуз выполнял конкретный заказ работодателей, бизнес-сообщества. Нашим профильным комитетом в Госдуме подготовлены два законопроекта об участии работодателей в сфере образования и о новых процедурах аккредитации учебных подразделов, предприятий и корпораций, которые ведут переподготовку кадров. К сожалению, оба важных проекта необоснованно зависли в недрах Правительства, и государство продолжает тратить большие деньги на подготовку невостребованных специалистов.

Надежной цепочкой, по моему мнению, связывающей вуз и работодателя, послужил бы образовательный кредит. А гарантом его возврата - та организация, где молодой специалист смог бы потом работать. Конечно, это непростая система взаимоотношений для нашего образовательного сообщества, ее надо тщательно продумать и только потом поэтапно внедрять в практику.

- Валентина Николаевна, лично вы за реформирование и модернизацию системы российского образования?

- А разве можно выступать против прогресса? Реформа образования в России жизненно назрела. Однако при ее разработке и запуске целесообразно взвешенно и самокритично учитывать опыт и ошибки при реализации подобных крупномасштабных национальных проектов. Нужно использовать эффективные процедуры социальной защиты работников образовательного сообщества, а также четко и регулярно информировать население о направлениях и целях реформы. Ведь как прозвучало 15 июня на "правительственном часе" в Госдуме, "критика реформы российской системы образования подчас направлена не столько против того, что делается или планируется, сколько против того, что вокруг реформы напридумано". Убеждена, что система профессионального образования будет приоритетной сферой регулирования со стороны государства, а общеобразовательная школа будет по-прежнему выполнять важнейшую социальную функцию по образованию и воспитанию подрастающего поколения.



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 8 Сентября 2005




Док. 361220
Перв. публик.: 08.09.05
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 294

  • Иванова Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``