В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Иванова: Реформа образования - дубль 3 Назад
Валентина Иванова: Реформа образования - дубль 3
Выступление министра образования и науки в Госдуме в рамках "правительственного часа" не забыто. В начале осенней сессии обсуждение положений реформы в области образования не потеряло своей актуальности. Что ожидает российское образование? Останется ли оно всеобщим и бесплатным? За подробностями наш корреспондент обратился к заместителю председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентине ИВАНОВОЙ . - Валентина Николаевна, как известно, это третья по счету попытка реформирования российской системы образования за последние годы. Чем, по вашему мнению, вызвано постоянное стремление правительства к модернизации этой сферы? - Есть две, на мой взгляд, принципиальные проблемы, побуждающие инициаторов реформ к действиям. Прежде всего - задача, поставленная Владимиром Путиным и ориентированная на удвоение ВВП. Между тем современные темпы роста отечественной экономики еще недостаточно высоки. Важен прорыв за счет интеллектуального потенциала нации. И здесь на первый план встает проблема профессиональной подготовки квалифицированных кадров, современного образования граждан России.Вторая причина связана с чрезмерным консерватизмом нашей образовательной сферы. Мы так привыкли считать - и по праву - российское образование лучшим в мире, что перестали замечать в нем недостатки и проблемы. А они есть. И об этом открыто говорит образовательное сообщество. Это уровень материально-технической базы, которая серьезно устарела. Это оборудование, которое не позволяет внедрять в образовательный процесс современные технологии. Это огромная дистанция школьных учебников и пособий от реальной жизни. - Не приведут ли радикальные перемены идеологов образования, в частности, к закрытию сельских школ? - За последние четыре года количество начальных сельских школ сократилось на 2,4 тысячи. Их сейчас 12,5 тысячи. Примерно в пяти тысячах школ обучаются не больше 10 человек. Но закрыть их нельзя. Это было бы большой ошибкой, так как образовательные учреждения по существу являются главным фактором сохранения российской глубинки. И потом, все дети должны получить качественное образование, независимо от места жительства. В этом принципиальная позиция нашей фракции "Единая Россия" в Госдуме, с которой Минобрнауки должно считаться. - Валентина Николаевна, по оценкам экспертов, оплата труда преподавателей российских вузов составляет от силы четверть зарплаты в коммерческом секторе. Государственные расходы на образование в нашей стране на порядок ниже, чем в США. Они даже ниже, чем в Китае и в Индии.- По заявлению министра Андрея Фурсенко, к 2008 году правительство планирует удвоение зарплаты учителей по сравнению с 2005 годом. Чтобы сразу существенно поднять зарплату людей, работающих в образовании, в год требуется около 30 млрд рублей. А выделить эту сумму для современного бюджета страны одномоментно нереально. Вот и приходится действовать поэтапно. На обучение одного студента вуза государство сегодня в год тратит около 700 долларов, а надо бы минимум в два раза больше.Из-за низкой зарплаты в школах и в вузах практически нет молодых специалистов. Нам надо как можно скорее переходить на отраслевую систему оплаты труда. Хорошо учишь - получи соответствующую зарплату. Есть и другие экономические рычаги.- Что вы для себя отметили как самое важное из сказанного министром Андреем Фурсенко национальному парламенту на "правительственном часе" 15 июня? - Прежде всего то, что ключевые принципы образования в России останутся незыблемыми. Среднее образование и сейчас, и в будущем будет бесплатным и общедоступным. Высшее образование в государственных вузах в рамках утвержденных нормативов останется бесплатным. Единый государственный экзамен не будет единственной возможной формой испытаний для поступления в вузы. Для определения качества вузовского образования и рейтинга высших учебных заведений будут привлекаться работодатели. - Как говорят в министерстве, реформы направлены на повышение уровня образованности населения. Это, конечно же, хорошо, но хватит ли всем работы по специальности? - По статистике Минобрнауки, в вузы поступают практически все из тех выпускников средних школ, которые решили получить высшее образование. При том, что потребность в специалистах с высшим образованием куда ниже - всего 25 процентов от количества выпускников школ. Всего этим летом в вузы на бесплатные, бюджетные, отделения поступили 567 285 абитуриентов. В прошлом году их было 610 210 человек, то есть незначительно меньше, чем было год назад. - В обществе много слухов и домыслов вокруг так называемого "черного списка" вузов, подлежащих закрытию. - Никаких "черных списков" в природе нет. А есть нормальная плановая работа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В 2004 году, к примеру, ее специалистами было проверено более 125 вузов и филиалов. К нашему глубокому сожалению, все требования выполнены только в 22 процентах из них. По итогам проверок у одиннадцати приостановлены лицензии.- Другая группа проблем, вокруг которой в обществе развернута широкая дискуссия, связана с трудоустройством выпускников вузов. В этом году из стен высшей школы вышли свыше миллиона молодых специалистов. Что их ждет? - По официальной статистике, каждый третий вчерашний студент вынужден работать не по специальности. И здесь выход видится в организации взаимодействия сети вузов и работодателей таким образом, чтобы вуз выполнял конкретный заказ работодателей, бизнес-сообщества. Нашим профильным комитетом в Госдуме подготовлены два законопроекта об участии работодателей в сфере образования и о новых процедурах аккредитации учебных подразделов, предприятий и корпораций, которые ведут переподготовку кадров. Надежной цепочкой, по моему мнению, связывающей вуз и работодателя, послужил бы образовательный кредит. А гарантом его возврата - та организация, где молодой специалист смог бы потом работать. - Валентина Николаевна, лично вы за реформирование и модернизацию системы российского образования? - А разве можно выступать против прогресса? Реформа образования в России жизненно назрела. Однако при ее разработке и запуске целесообразно взвешенно и самокритично учитывать опыт и ошибки при реализации подобных крупномасштабных национальных проектов. Нужно использовать эффективные процедуры социальной защиты работников образовательного сообщества, а также четко и регулярно информировать население о направлениях и целях реформы. Беседовала Ольга ЗЕНЬКОВИЧСергей МИРОНОВ: Рост экономики должен вызывать рост благосостояния людейПредседатель Совета Федерации Сергей Миронов традиционным отчетом перед депутатами открыл новый парламентский год в Законодательном собрании Северной столицы. В своем выступлении он отметил единство подходов Совета Федерации и Государственной думы к вопросу о распределении дополнительных доходов, которые государство получает в результате высоких мировых цен на нефть. Единая позиция Федерального собрания состоит в том, чтобы граждане страны уже в следующем году почувствовали на своем собственном примере, что экономика стабильна, а их благосостояние растет. "Депутаты и сенаторы добьются этого во время принятия бюджета на следующий год, - пообещал Сергей Миронов. - Мы должны дать внятный ответ на естественный вопрос наших граждан: экономика страны растет, а что мы от этого получим? И мы такой ответ дадим". При этом глава Совета Федерации с удовлетворением отметил, что впервые в проекте бюджета страны появился Инвестиционный фонд. Правда, 70 миллиардов рублей инвестиций для России с ее изношенной материальной базой, на его взгляд, мало. Потому предлагает увеличить его до 200 миллиардов. Инициативу поддерживает и председатель Государственной думы Борис Грызлов. Возможности у государства есть, так как по проекту профицит бюджета должен составить в следующем году 770 миллиардов рублей. "Мы будем добиваться увеличения размеров Инвестиционного фонда в рамках второго чтения проекта бюджета в Госдуме", - заявил Сергей Миронов. Причем средства этого фонда прежде всего нужно вкладывать в объекты инфраструктуры. "У нас есть прекрасная возможность взяться за решение вечной российской проблемы - плохие дороги", - отметил он одно из возможных направлений. Здесь речь может идти как о ремонте старых автомобильных и железных дорог, так и о строительстве новых. Второй существенной задачей, которую можно решить с помощью высоких доходов от продажи нефти, должно стать реальное включение механизма ипотеки в жилищное строительство. Если государство возьмет часть расходов на себя, это позволит снизить процент за кредит с 15 до 5-7, первый взнос - с 10 до 5-7 процентов от общей суммы кредита, а в итоге увеличить рассрочку выплаты всей суммы до 30 лет. Также Сергей Миронов сообщил, что вместе с Борисом Грызловым они настаивают на снижении налога на добавленную стоимость - с 18 до 13 процентов. Это эффективный механизм для оживления реального сектора экономики. Главы двух палат убеждены, что данную задачу можно решить в пределах предстоящего финансового года. Однако, по словам Сергея Миронова, с мнением лидеров двух палат российского парламента категорически не согласен министр финансов Алексей Кудрин. "Если нам не удастся добиться снижения ставок НДС в этом году, мы не отступим, в 2007 году ставки будут снижены", - пообещал глава Совета Федерации. Вообще в рамках бюджета на 2006 год Сергей Миронов предлагает создать специальный фонд социального развития, который еще можно назвать фондом будущих поколений. "Вопросы демографии в нашей стране стоят сейчас очень остро, поэтому мы должны финансировать программы социального развития, в центре которых стоит сам человек, его жизнь, благополучие его семьи", - считает Сергей Миронов. Кроме этого, сообщил также председатель СФ, у сенаторов и депутатов есть вполне конкретные предложения по увеличению заработной платы бюджетникам, в первую очередь, врачам и учителям. Причем, подчеркнул Сергей Миронов, такое повышение должно коснуться всех бюджетников - федеральных, региональных и муниципальных.Наталия МИХАЛЬЧЕНКО. Полоса подготовлена в рамках совместного проекта "Парламентская газета" - "Новости Югры"



Новости Югры, Город: Ханты-Мансийск
Дата: 15 Сентября 2005

Док. 361218
Перв. публик.: 15.09.05
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 314

  • Иванова Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``