В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Иванова: Вузам распродажа не грозит Назад
Валентина Иванова: Вузам распродажа не грозит
ВУЗЫ НА ПРОДАЖУ?

Давайте успокоимся: государственные вузы продавать не будут

В образовательном сообществе разгорелась дискуссия о том, как расширить спектр организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Вариантов проектов федеральных законов предложили несколько. Представители вузов, обсуждая их в Госдуме, высказывают свою озабоченность изменением статуса образовательных учреждений на так называемые АУ - автономные учреждения и ГАНО - государственные автономные некоммерческие организации.

Представители высшей школы были уверены: как только образовательное заведение потеряет статус "учреждения" - из-под него автоматически выводится вся законодательная база даже тех скромных достижений, которые еще чудом сохранились. Например, отсрочки от призыва в армию, досрочная пенсию для педагогов, работающих с детьми, оставшиеся налоговые льготы. Даже законодатели опасались, что школам и вузам грозит процедура приватизации, что неизбежно привело бы к сокращению финансирования из бюджета, увеличению числа платных услуг. То есть образование стало бы доступно избранным.

По итогам дискуссии проект федерального закона "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях", регламентирующий порядок введения новых форм управления вузами, снят с обсуждения как "нацеленный в конечном итоге на обход запрета на их приватизацию".

Жесткую дискуссию выдержал один проект федерального закона "Об автономных учреждениях". Недавно он обсуждался на заседании экспертного совета при Комитете Госдумы по образованию и науке. Законопроект претерпел серьезные изменения. Останутся ли вузы и школы государственными, грозит ли им приватизация - об этом беседа нашего корреспондента с заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентиной Ивановой .

- Валентина Николаевна , какие главные отличия рассматриваемого законопроекта от предыдущих вариантов вы могли бы выделить?

- Прежде всего государственные образовательные учреждения и в дальнейшем останутся государственными, но при этом планируется расширить их экономическую самостоятельность. Так называемый закон "о монетизации льгот" внес коррективы и в законодательство об образовании. Тогда, как вы помните, представители образовательных учреждений критиковали предложения Правительства в 122-й закон, которые, по их мнению, посягают на автономность вуза, не дают распоряжаться внебюджетными средствами, требуют зачисления дополнительно заработанных денег на казначейский счет. Закон "Об автономных учреждениях" снимает все эти проблемы. Он дает самостоятельность вузу в управлении всеми заработанными средствами, позволяет размещать их на других счетах, а не только на казначейском. Соответственно, образовательное учреждение получает полную самостоятельность в использовании этих денег.

- По-прежнему звучат опасения, что закон будет способствовать приватизации образовательных учреждений. Оправданны ли они?

- Приватизация в законопроекте не предусмотрена. В статье 3 прямо сказано: "Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование". Собственник - государство, как и сейчас, наделяет образовательные учреждения имуществом, в том числе и зданиями, комплексами и так далее. Они остаются государственной собственностью и продаже не подлежат.

- Помню, во время бурных обсуждений предыдущих законопроектов представители вузов сетовали на то, что высшие учебные заведения не могли брать кредиты. Решает ли эту проблему данный законопроект?

- Теперь вуз может получить кредит. Однако расплачиваться за него и гарантировать возврат образовательное учреждение может только теми средствами, которые само заработало, то есть из внебюджетных источников.

- А вы не боитесь, что вузы увлекутся привлечением средств за счет внебюджетных студентов и "забудут" про бюджетников?

- Один из ключевых вопросов - проблема государственного заказа. Государство дает вузу задание, сколько студентов нужно обучить по той или иной специальности, и финансирует заявленные образовательные услуги. А вот механизм формирования этого государственного заказа пока не определен. Для того чтобы рассчитать финансовое обеспечение одного студента, нужны нормативы, а их до сих пор нет. При этом мы говорим, что деньги должны целевым образом следовать за студентом. В каком объеме, по каким процедурам? Над этим еще предстоит поработать Министерству образования и науки вместе с Минфином.

Количество внебюджетных мест вуз определяет самостоятельно. Будет ли при этом сокращаться число бюджетных мест, однозначно отвечу: нет. Ведь именно от числа бюджетных студентов определяется количество преподавателей, кафедр, лабораторий. А от числа преподавателей напрямую зависит число платных студентов.

К тому же госзаказ - это не только подготовка специалиста, но и его трудоустройство. Сейчас, к сожалению, государственный заказ есть, а трудового обязательства студента нет. Получается, что средства на обучение использованы неэффективно. По законопроекту автономное учреждение будет получать государственное задание и нести ответственность за подготовку и последующее трудоустройство выпускника вуза.

- То есть это, на ваш взгляд, позволит уйти от сметного субсидирования к финансированию качества обучения?

- Деньги должны идти вузу не за здание, а за студента. Чем их больше, чем качественнее, конкурентоспособнее образование, чем престижнее трудоустройство, тем выше экономическая заинтересованность вуза. Понятно, что финансовые нормативы должны быть разными для технического или гуманитарного образовательного учреждения. У нас сейчас 20 тысяч рублей в год идет как на подготовку студента Бауманки, так и педагогического вуза. А на какие средства оборудовать современные лаборатории? Вот здесь и возникает вопрос о финансовых нормативах.

- Когда планируется принять законопроект?

- Уже в эту парламентскую сессию. В 2006 году запланировано порядка 3-7 процентов образовательных учреждений реорганизовать по новой схеме. Министерство образования и науки выступает за проведение эксперимента для того, чтобы вузы могли поэтапно привыкнуть к новым организационно-правовым формам. Надо детально проанализировать все недостатки и преимущества нового закона. Тогда уже станет ясно, вводить ли нововведение в повсеместную практику.

Государство дает вузу задание, сколько студентов нужно обучить по той или иной специальности, и финансирует заявленные образовательные услуги. Количество внебюджетных мест вуз определяет самостоятельно. Будет ли при этом сокращаться число бюджетных мест, однозначно отвечу: нет.

***

Справка "ПГ"

Валентина Николаевна Иванова , заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке. Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2005 год. Награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета им. А.А. Жданова. В декабре 1999 года, в 2003 году избрана депутатом Госдумы, член фракции "Единая Россия".



Сми: Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 22 Декабря 2005


Док. 361193
Перв. публик.: 22.12.05
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 314

  • Иванова Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``