В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Иванова: И ректор, и президент Назад
Валентина Иванова: И ректор, и президент
Так уж получилось, что этим летом принимались законопроекты, по которым дискуссии шли несколько лет. Подвести некоторые итоги работы нынешней сессии мы попросили заместителя Комитета Госдумы по образованию и науке, главу подкомитета по профессиональному образованию Валентину Иванову .- Валентина Николаевна, какие наиболее значимые законопроекты этой сессии вы могли бы выделить?- На мой взгляд, эта сессия была очень плодотворной. Темы прошедших парламентских слушаний, "круглых столов" были очень актуальны. И дело не только в том, что они прошли в соответствии с теми установками, которые дал Президент в ежегодном Послании, на встрече с деловыми кругами, на восьмом съезде Российского союза ректоров. Такие проблемы, как создание конкурентоспособной образовательной системы, внешнего контроля за качеством получаемых знаний, формирование системы образовательных кредитов, то есть проблемы, на которых акцентировал свое внимание Президент, в нашем комитете отрабатывались более четырех лет.Работа комитета подготовила актуализацию на федеральном уровне такого важного вопроса, как взаимодействие системы образования с работодателями - поддержка договорных отношений, финансирование материально-технической базы высших учебных заведений, соучредительство, тот же образовательный кредит. Кстати, говоря о кредите, могу сообщить, что Президент дал Правительству поручение по разработке всех документов, обеспечивающих проведение эксперимента по формированию системы образовательного кредита. И в сентябре Правительством будет принято соответствующее решение. Это хорошая новость, тем более что мы посвятили этому вопросу более трех лет работы. Были созданы совместные рабочие группы нашего комитета и Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. К разработке законодательной базы привлекались крупные банки, Высшая школа экономики. - Вы автор законопроекта о расширении возможностей участия работодателя в образовательном процессе. Какова судьба законопроекта?- Концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования" нашла поддержку комитета. Но так получилось, что Правительство внесло свой законопроект, в котором участие работодателей носит рекомендательный характер. Формулировки в нем достаточно мягкие, например есть смысл участия работодателей в составе аттестационных комиссий, в составе наблюдательных советов, ученых советов вузов. В нашем же законопроекте затрагиваются серьезнейшие экономические отношения между работодателем, высшей школой и студентом. Проблема не в том, чтобы просто легализовать взаимодействие работодателя с высшими учебными заведениями. Мне кажется, что государство должно дать определенные преференции тем работодателям, которые заключают договора на обучение студентов. Более того, необходимо включить затраты на подготовку специалистов в себестоимость выпускаемой продукции. Будем дискутировать.- Скоро в вузах появится новая должность - президент. Получается странная ситуация: в Америке есть президент вуза, но нет ректора. В Европе есть ректор, но нет президента. А в России и то, и другое. Каково ваше отношение к законопроекту?- Несомненно, поддерживаю этот законопроект, Госдума приняла соответствующие поправки в Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в третьем чтении. Было много споров, мол, президентом вуза сможет стать чуть ли не любой желающий. Нет. Президентом может стать человек, отработавший не менее десяти лет в данном вузе в должности ректора. На этой поправке очень настаивал Российский союз ректоров, и были все основания ее поддержать. Говоря от итогах сессии, нельзя не упомянуть законопроекты, направленные на улучшение качества образования. Прежде всего этому будет способствовать объединение процедуры аттестации и государственной аккредитации в одну государственную аккредитацию, которая будет проводиться не реже одного раза в пять лет по заявлению образовательного учреждения, согласованному с учредителем. Кроме того, подготовлен ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предусматривающий создание государственной системы контроля и надзора в сфере образования, в том числе и в субъектах Федерации. Полномочия соответствующей Федеральной службы существенно расширяются, что очень важно для повышения качества образования.- Еще один громкий законопроект - "Об автономных учреждениях". Законопроект уже прозвали троянским конем приватизации. Что ожидает образовательные учреждения?- Комитет проводил несколько заседаний экспертных советов, в которых участвовали ректоры вузов, представители Минобрнауки. Положительная оценка этого законопроекта обоснована.- Действительно? Противники законопроекта говорят: первое, что ожидает образовательные учреждения, - банкротство, второй шаг - потеря земли и зданий. Что же хорошего вы видите в законопроекте?- Ответьте мне на вопрос: как много вы знаете учебных заведений, у которых внебюжетные доходы больше, чем сам бюджет образовательного учреждения? У нас огромное количество вузов, в которых дела обстоят именно так. Есть колоссальное количество обращений ректоров, которые говорят: мы зарабатываем деньги, но по существующему закону не имеем права оперативного управления этими средствами. В законопроекте "Об автономных учреждениях" мы говорим, что АУ - государственное учреждение. Имущество, которым оно наделяется, находится в оперативном ведении учреждения, ни перепрофилированию, ни продаже оно не подлежит, здания остаются. И самое главное, через этот закон мы даем возможность сформировать внебюджетные потоки на другом счете, то есть даем право вузам оперативно управлять заработанными средствами. - Но ведь дать такую возможность можно было не через закон об АУ, а через поправки в бюджетное законодательство. - Верно, но в законопроекте об автономных учреждениях прописывается вся система управления, таким образом формируется система контроля и прозрачности прохождения средств. Но в законе есть одна серьезнейшая недоработка, она связана с тем, что финансирование образовательного учреждения будет вестись на основе субсидий, субвенций. И написано, что порядок их расчета и выдачи определяется Правительством РФ. Экспертный совет комитета настаивает на том, что вопрос нужно поставить так: начисление субсидий и субвенций на основе нормативного, планового задания. Вводя нормативно-подушевое финансирование, мы получаем более прозрачную систему распределения финансов. - Национальный проект "Образование" можно расширять и корректировать. На ваш взгляд, что еще необходимо в него включить? - Начальное профтехобразование - это требование времени. По расчетам Минфина, оно войдет в проект только в 2008 году, но оно может просто не дожить. Переданные в субъекты Федерации учреждения профтехобразования закрываются, классные руководители профтехучилищ не получают надбавки за классное руководство, мастера производственного обучения надбавок тоже не получают. В конкурсах на лучшие инновационные учебные заведения они не участвуют, на лучшего педагога тоже. Это просто дискриминация. Мы недавно провели "круглый стол" по проблемам реализации национального проекта "Образование" в армии. Начальное профтехобразование должно полностью перейти под эгиду работодателя. Важно, чтобы молодой человек, который пошел служить в армию, не окончив начального профтехобразования, понимал, что там он его завершит и получит рабочее место с большой зарплатой. Это находка, которую мы будем продвигать.

Парламентская газета, г. Москва

Дата: 17 Августа 2006

Док. 361187
Перв. публик.: 17.08.06
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 315

  • Иванова Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``