В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталия Нарочницкая: Не нужно отвечать на любой крик в наш адрес Назад
Наталия Нарочницкая: Не нужно отвечать на любой крик в наш адрес
Госдепартамент США недавно опубликовал доклад, где говорится о массовых нарушениях прав человека в России. Как реагировать на этот документ? В студии телеканала "Вести" - зампредседателя комитета Госдумы по международным делам, председатель комиссии по изучению практики соблюдения прав человека в зарубежных странах Наталия Нарочницкая.

- В студии телеканала "Вести" - зампредседателя комитета Госдумы по международным делам, член фракции "Справедливая Россия - Родина" Наталия Нарочницкая. Наталия Алексеевна, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Вы являетесь председателем комиссии по изучению практики соблюдения прав человека в зарубежных странах. Именно поэтому мы с вами обсуждаем эту тему.

- Ну да. Более того, я присутствовала на первом заседании этого совета в прошлом году в Женеве. Там выступали не только министры иностранных дел, но даже и главы государств. Так что я немножко осведомлена о том, для чего это создано и почему мы придаем такое значение.

- Как проходили в прошлом году обсуждения и как это будет сегодня? Ведь недавно Госдеп США опубликовал доклад, где через запятую перечисляются всевозможные массовые, с их точки зрения, нарушения прав человека в России. Как это все повлияет на общую атмосферу?

- Знаете, это не первый раз, когда Госдеп выпускает такой доклад. Прошлогодний его доклад точно так же очень пренебрежительно отзывался о состоянии в области прав человека в других странах, в частности, в России. И надо сказать, что этот доклад вызвал огромное возмущение во всем мире, потому что Соединенные Штаты сами не безгрешны. И вот Фонд исторической перспективы в прошлом году в ответ на их доклад издал свой доклад по правам человека в США, причем двуязычный такой сборник. И, насколько я знаю, он на заседании "восьмерки" был неофициально вручен очень высокопоставленным членам американской делегации. Соединенные Штаты имеют пороки такие же, как и все. И судебные ошибки, и избиения в тюрьмах, и дискриминация женщин, и зажимание свободы слова, что кажется удивительным. Они ведь нас всегда обвиняют, другие страны, что нет свободы слова. Поэтому те, кто хочет быть самопровозглашенным ментором, должны были озаботиться прежде всего, чтобы самим являть такой пример, что ли, идеала в этой области. Это не так...

Мы знаем, что под предлогом защиты прав человека вторгаются в другие государства, свергаются законно избранные правительства других стран. Одни страны объявляются изгоями, другие чуть ли не безгрешными, именно вот такими менторами. Так и нет в мире такого единого всеми признаваемого свода критериев и подходов. И вот наша задача, и наша страна в прошлом году именно и предлагала, что давайте выработаем международный режим соблюдения прав человека, попробуем составить некий такой свод. Учитывая, что права человека делятся на 3 поколения. Первое - относящееся к демократии, по сути это свобода слова, собраний, равенство мужчин и женщин, суд. Это все еще, знаете, со времен Французской революции было. Второе поколение - это социально-экономические права. И вот здесь ООН, между прочим, в середине 60-х годов приняла так называемые международные пакты о правах человека. Согласование критериев в области экономически-социальных прав заняло 18 лет, что говорит о том, как трудно это. Почему? Ну, очевидно, потому что слишком на разном уровне экономического и социального развития находятся страны. Если где-нибудь в африканской стране главным правом человека может быть, считаться доступ к пресной воде, а им навязывают, что главное, чтобы на экранах телевизоров, извините, резвились обнаженные девочки, то они воспринимают это как оскорбление или смеются в ответ, понимаете?

- А почему тогда в Женеве обсуждают проблемы ближневосточных стран, а не африканских, где, как вы говорите, есть сложности с правом подхода к питьевой воде?

- Ну, я это привела в качестве такого очевидного и яркого примера. Но Ближний Восток - это тема, которая занимает сейчас тоже всех. Там вершатся судьбы мира, если хотите. И ясно, что этот передел прежде всего основывается на желании установить контроль над мировыми залежами энергоресурсов. Поэтому надо и военно-морские подступы к ним ухватить. Но там действительно много проблем. Но здесь есть обвинения и как в отношении, скажем, оккупационных войск Соединенных Штатов, так и есть, конечно, проблемы у ближневосточных стран там, где происходят столкновения между внутриполитическими силами и так далее...

- Вернемся к докладу Госдепа США о нарушениях в России. Китай выступил с ответным докладом, где также изложил свою точку зрения о нарушениях прав человека в Америке. Россия в этом году, вот вы показываете прошлогодний доклад...

- Да, да.

- В этом году пока доклада не было. И Константин Косачев, в частности, заявляет, что и не нужно. Ваше мнение?

- Это был доклад неправительственной организации - Фонда исторической перспективы. Я являюсь его президентом. Поэтому мы подумываем о том, чтобы сделать сейчас доклад по Британии, например. Потому что это тоже страна, которая выступает в роли ментора. В принципе, конечно, это колыбель европейской демократии, и говорить, что там очень плохо в области прав человека, конечно, нельзя. Но и там есть проблемы. В общем, на Солнце есть пятна. Я тоже считаю, что не всегда нужно на каждый крик в твой адрес обязательно отвечать. Это может быть признак слабости. Но хотелось бы, с одной стороны, не быть такой, знаете, огульной защитницей всего того, что у нас происходит, потому что мы все заинтересованы в том, чтобы все грехи и несовершенства в этой области так или иначе обсуждались и устранялись. Но в нашей стране, мне кажется, изучение опыта западных стран должно поставлено быть уже на такой теоретический уровень, когда мы должны сами понять, в чем истоки и причины наших несовершенств, успехов или не успехов, что связано с недостатками законодательной системы, которая не обеспечивает защиту, а что связано, я бы сказала, с менталитетом, с общим социокультурным контекстом нашим, отсутствием неких политических привычек, традиций и так далее. Это гораздо труднее ведь исправляется, потому что это не формализовано в праве. Что касается законодательства нашего, то оно постоянно совершенствуется, а воз и ныне там во многих вещах. Знаете, особенно из глубинки приходит очень много материалов о том, как не соблюдается судопроизводство, причем иногда даже не потому, что хотят кого-то засудить, а просто нет традиции точного, скрупулезного следования закону.

- Ну, это наш внутренний анализ. Мы не собираемся американцам объяснять причины.

- Да, конечно, нет, нет. Нет, я не считаю, что нужно на каждый крик отвечать. Это признак слабости. Иногда можно и сказать, знаете: тебе со мной браниться честь, а мне с тобой браниться бесчесть. Но шутки шутками, а впереди очень большая работа. Мне кажется, нужно разработать какую-то единую такую стратегию в области прав человека и в области обобщения опыта других стран и всяких критериев, и в области, скажем, знания конкретных случаев, где какие типы правонарушений в отношении прав человека и почему это происходит. И вот тогда мы можем как-то действительно единым фронтом или в единой системе, в единой концепции работать везде, во всех международных организациях, прежде всего в ООН.





Марат Кашин
"Вести-24"
13.03.2007
http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin/main.cgi?item=1r300r070313201637



Док. 361152
Перв. публик.: 13.03.07
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 511

  • Нарочницкая Наталия Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``