В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отчет депутата Государственной Думы Иванова Валентина Борисовича о работе за первое полугодие 2004 года Назад
Отчет депутата Государственной Думы Иванова Валентина Борисовича о работе за первое полугодие 2004 года
За статьей закона увидеть человека

Отчет депутата Государственной Думы Иванова Валентина Борисовича о работе за первое полугодие 2004 года

Федеральные деньги для Ульяновской области

В выборную кампанию я говорил, что главная задача депутата - привести в область больше бюджетных средств. Этот вопрос для меня и сейчас самый главный. Начать пришлось с организации работы всех ветвей и уровней власти. Так как существенная часть бюджета распределяется через федеральные целевые программы - ФЦП, то по этому направлению совместные с ад-министрацией области

усилия увенчались созданием при ней специального комитета по инновационным и целевым программам. Помимо организационных действий я направил главам всех районов подборку нормативных актов по работе с программами, собрал их предложения, даже те, которые в областные программы пока не включались. Сейчас заявки по ФЦП распределены между депутатами - Ивановым, Грачевым, Денисовым, между членами Совета Федерации - Калитой и Сычевым. Этим депутатам придется курировать закрепленные за ними программы. Заявка на бюджетные ассигнования требует обеспечения необходимыми документами и согласования с исполнительными органами управления. Прохождение заявки в министерствах должно внимательно отслеживаться.

Сейчас правила игры существенно меняются. Во-первых, меняются межбюджетные отношения. Области и местному самоуправлению больше придется брать на себя. Если мы будем медлительны и не настойчивы, то опять проиграем. Органы местного самоуправления должны действовать не только настырно, но и грамотно. Во-вторых, обоснование программам требуется более серьезное, поскольку конкуренция за федеральный бюджет усиливается.

Национально-культурное единство и автономия

Коренные народы, проживающие на территории Ульяновской области, имеют свои национально-культурные автономии. Это позволяет им развивать свою национальную культуру. Но правильное развитие - это гармоничное развитие. Думаю, сейчас настала пора уделить больше внимания именно такому развитию. Ведь вместе мы хотим построить хорошую жизнь, а не Вавилонскую башню.

В целом в области работа с национально-культурными автономиями организована неплохо. Поэтому я сосредоточился на развитии единого информационного межнационального поля.

По нашей инициативе создается информационное межнациональное агентство, учредителями которого стали наши основные автономии - татарская, чувашская и мордовская. Русских и остальных представляет отделение Международной академии информатизации, действительным членом которой я являюсь. Основная цель - создание спутникового телевизионного вещания на территории Поволжья, специально созданной системы национальных и межнациональных каналов. Ясно, что совершенно бесперспективно идти путем "отбивания" у центрального телевидения минут для национальных передач. Они должны быть заявлены, но о воспитании национальной культуры за десять-двадцать минут в неделю даже говорить не стоит.

Мы провели переговоры с организациями, которые могут осуществить техническую подготовку телевизионных передач, обеспечить спутниковое телевизионное вещание. Письмо с предложениями направлено спикеру Б.В. Грызлову. На днях более подробное изложение проекта будет отправлено президенту РФ.

С нашим проектом ознакомлено руководство Приволжского федерального округа. Полномочному представителю президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко направлены предложения по совершенствованию законодательства в сфере межнационального развития. Недавно я вошел в состав совета программы "Культурная столица Поволжья". Считаю своей задачей на этом направлении - наполнение программы проектами, действительно значимыми для нашей культуры и исторической памяти. На заседании совета предложил более внимательно отнестись к 200-летию победы России над наполеоновским нашествием. В Ульяновской области много памятных мест, связанных с жизнью героических участников тех событий.

Удается ли помочь простым людям?

Обязанность депутата Государственной Думы - реагировать на неприменение или неправильное применение законов, разъяснять их гражданам своего избирательного округа, содействовать тому, чтобы принятые законы работали во благо общества и человека. Более двухсот обращений пришло в адрес моей приемной в Государственной Думе и в округе. Около двухсот человек за этот период пришли на приемы, которые я ежемесячно провожу в различных районах области. Практически в каждом обращении - сложные проблемы. Прибавьте к этому обращения, которые возникают в ходе встреч с активами муниципальных образований, предприятий, на семинарах и "круглых столах". Наибольшее число вопросов связано с решением социальных проблем, в том числе и по льготам для ветеранов, которые по разным причинам их не могут получить. Много обращений по оформлению гражданства. Здесь налицо бездушие чиновников, а в ряде случаев и вызывающая черствость. У нас не так много россиян, чтобы ими разбрасываться. Будет ли привлекательна Россия для бывших наших соотечественников из СССР, можно ли говорить об улучшении имиджа России? За соотечественников нужно бороться, отстаивать их права, по-человечески помогать тем, кто оказался в трудном положении, а чванство и бездушие искоренять самым решительным образом.

Не совсем удобно говорить о конкретной помощи конкретным людям и организациям, но так как вопрос задают, то отвечу. Удалось, например, для двоих детей найти средства на лечение от серьезных болезней, помочь с приобретением инвентаря больнице, детским дошкольным учреждениям, найти средства на ремонт Музея Дениса Давыдова, которому в этом году исполняется 220 лет, приобрести стройматериалы для создания парка, помочь силами МЧС погасить многолетний пожар на мусорной свалке, одному нашему земляку даже помогли съездить на могилу матери в Ригу. Помогли организовать выставку местной художнице, организовали несколько выездов "Каравана искусств" в районы области, помогли сделать выставку "Семейная реликвия". Многим гражданам разъяснили их права и объяснили, как решать их проблему. Хочу поблагодарить администрации районов и моих помощников за содействие в организации работы в округе и на приемах по личным вопросам.

Монетизация льгот

Этот вопрос сейчас очень горячий. Понять стремление заменить натуральные льготы на денежные выплаты можно. Формирование годового бюджета - федерального, областного, местного - должно включать конкретную сумму на эти цели. Известно, а практика работы и ясно показывает, что человеку, имеющему право на льготы, в бедных районах их проблемно получить. А если у него несколько льгот? Несколько лет жизни он точно потеряет, обивая пороги кабинетов. Ветераны стесняются даже показывать свои удостоверения в общественном транспорте, чтобы не натолкнуться на хамство водителя или кондуктора и на равнодушие пассажиров автобуса, почему-то называемого маршрутным такси. Ведь заслуженный человек отдавал силы и здоровье не только за общественный транспорт, но и за частный тоже. Из года в год обещанное в законах о льготах не выполняется или выполняется со скрипом. В Москве получить натуральные льготы проще, в селе практически невозможно. Заменить все и везде на денежные выплаты нельзя. К тому же даже сам акт оказания льготной услуги - это демонстрация воспитания и уважения к гражданам и их заслугам. Говорит же народ: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Но если по каким-то причинам этого сделать нельзя, то человек должен получить денежную компенсацию. Уменьшатся также и случаи жульничества с применением натуральных льгот. Рассчитывать на денежный эквивалент опасно - инфляция тут же съест выплаченные единовременно все надбавки. Во время голосования я находился в дальней командировке, но специально оставил письмо, в котором указал, что голосую против закона, считая возможным голосование "за" только в том случае, если ветеранам будет предоставлено право выбора на вид льгот. Во втором чтении в законопроект можно внести существенные поправки. Поскольку я имею много писем и обращений наших земляков по данному вопросу, голосовать буду с учетом их позиции.

Закон о развитии сельского хозяйства

Актуальность такого закона мы обсуждали в ходе предвыборной кампании. Многие понимают необходимость участия государства в агропродовольственной деятельности. Проект закона об этом сегодня находится на рассмотрении в Государственной Думе. С января, когда мы распространили для обсуждения его в области, законопроект претерпел существенные изменения. Внешне законопроект выглядит неплохо. Получил от специалистов позитивные оценки. Но, на мой взгляд, он не станет долговременной базой для подъема сельского хозяйства. К тому же он не вполне согласуется с бюджетным процессом, принципом разграничения бюджетных полномочий. Также опасна государственная зарегулированность отношений в этой сфере. Применение подобных законов в Восточной Европе, на Украине тут же привело к отрицательным результатам и стагнации производства. Государственное регулирование эффективно работает при развитой рыночной инфраструктуре. Без нее он сдерживает развитие. Нужно искать другие рецепты постоянного действия. Я сейчас продвигаю пакет особых законопроектов, направленных одновременно на решение социальных проблем и на поддержание агропродовольственного комплекса. Это проекты законов о материнском молоке, о продовольственном социальном пакете для школьников, пенсионеров и малоимущих, о новом стандарте питания военнослужащих, о национальных продовольственных брэндах. Такие законы создадут долговременную основу для сельхозпроизводителей, для исследователей, технологов, для тех, кто обеспечивает переработку, реализацию и прочие услуги, связанные с питанием. Ведь только непосредственно "на земле" работает несколько процентов населения. Но если мы просуммируем всех, кто связан с питанием, то получится очень серьезное число, поскольку от 30 до 70 процентов доходов граждане нашей страны расходуют на питание. Я провел обсуждения с руководством институтов питания, возрастной физиологии, юристами - они готовы войти в состав рабочей группы. Сложность развития законодательства о развитии сельского хозяйства характеризуется и тем, что сначала им занимался Комитет по аграрным вопросам, работал Институт экономики переходного периода, затем инициатива перешла к Минсельхозу, а теперь создается новая рабочая группа с участием специалистов по бюджетному процессу. Кстати, это произошло на фоне полной поддержки законопроекта после того, как я направил руководству фракции "Единая Россия" письмо, в котором обратил внимание на возможные негативные социальные и политические последствия применения этого документа.

Вопросам сельского хозяйства мы уделяем много времени. Первые полгода изучали мировое законодательство, наше действующее и отмененное, отклоненные законопроекты, практику деятельности правительства, уроки реформы в агропродовольственном секторе Восточной Европы, стран СНГ, проводили экспертизу законопроектов с точки зрения международного законодательства, а также с точки зрения достижения практического результата. Мы проводили семинары со специалистами, обсуждения за "круглым столом", собирали отзывы с помощью редакций районных газет. Им, кстати, огромная благодарность, они здорово помогли. Но мы оказались пессимистами по сравнению с нашими земляками - аграрниками. Мы не смогли поставить высокую оценку законопроекту. Сейчас мы занимаемся также вопросами информатизации агропродовольственного сектора - в администрацию области направлены справка и предложения о создании соответствующей информационной системы. Начальником управления по сельскому хозяйству А.И. Якуниным создан координационный комитет, который выработал первые решения. Начальные шаги сделаны, будем надеяться на следующие.

К осени подготовим ряд новых семинаров для специалистов сельского хозяйства - по земельным вопросам, по договорной практике, по нормализации обстановки при банкротстве сельхозпредприятий. Сейчас плотно займемся договорами по товарному кредитованию сельхозпроизводителей. Даже при беглом прочтении видно, что фактически односторонне диктуемые условия сельхозпроизводителю обходятся гораздо дороже, чем банковский кредит, а выгоду получает не государство, которое, по сути, в данной схеме является кредитором.

Участие в работе над другими законопроектами

Приняли участие в подготовке поправок к пакету законов о жилье. Передано более полутора сотен поправок, разработанных специалистами, в том числе и нашими. Учтено, правда, немного.

Подготовлены предложения для администрации области по разработке областного закона о муниципальном заказе.

Серьезной проблемой является привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный сектор. В этот сектор стягиваются помимо добросовестных предпринимателей и нечестные люди, вступающие в сговор с коррумпированными местными кругами и руководителями, почувствовавшими запах наличных денег и возможность списывать средства в затраты в особо крупных размерах. Закон о концессии так и не вступил в силу. Да он и не готов. Сейчас обсуждается законопроект об инвестиционных соглашениях. Это, по сути, закон о концессии объектов муниципального хозяйства, но очень слабый. Ко второму чтению я подал жесткие поправки - концептуально переработать законопроект и вернуться к обсуждению в первом чтении. Уверен в своей правоте. Подготовленный ко второму чтению законопроект отнюдь не лучше, чем исходный вариант. Если он будет принят и подписан президентом, то корректировать его слабые места придется на региональном и местном уровнях. В письме главе администрации нашей области В.А. Шаманову я просил взять под контроль все заключаемые псевдоконцессионные договоры на предмет более тщательной экспертизы, а также предложил разработать наш областной закон о муниципальной концессии. Без этого есть риск, что напряженность в жилищно-коммунальном секторе может усилиться.

Об отсрочке призыва на военную службу выпускников сельхозинститутов

С такой инициативой выступило наше Законодательное собрание. Действительно почти все выпускники сельхозакадемии призываются в армию. Многие потом не возвращаются в село. Кадровая политика должна содержать механизм привлечения молодых кадров в агропродовольственный сектор. Проект горячо обсуждали в Государственной Думе на заседании Комитета по обороне, который дал отрицательное заключение. Возражения комитета состояли в том, что армию практически трудно комплектовать. Призывают только 10 процентов от числа тех, кто может служить. Но здесь, как и в других случаях, проявилась привычка мыслить штампами. К тому же вопрос касался не только обороны, но и сельского хозяйства, значит, ведущих комитетов должно было быть два - Комитет по аграрным вопросам тоже. Если призывают только 10 процентов, то нужно тщательнее заниматься теми, кто уклоняется, и делать службу более привлекательной для парней и девушек. Кроме того, дефицита в привлечении специалистов в высшие военные учебные заведения нет, после выпуска они 100-процентно отправляются на воинскую службу, а сельское хозяйство, напротив, лишается своих "офицеров". Но я всегда говорил, что продовольственная безопасность должна быть приравнена к безопасности военной. В городах "болтаются" без работы парни, которым не помешала бы армейская школа, а высококвалифицированный трудовой ресурс изымается с рынка труда, на котором агроспециалистов большой дефицит. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы будем мыслить штампами, будем топтаться на месте. Удалось поправить текст заключения, где содержались критические замечания по поводу инициативы нашего Законодательного собрания. Буду использовать трибуну Государственной Думы, чтобы привлечь внимание к кадровой проблеме села.

Энергетика вообще и атомная в частности

Правительство совершило ошибку - снизило статус Министерств до уровня Агентства. Я писал лично премьер-министру М.Е. Фрадкову сразу после его назначения. Позднее подчинением Агентства непосредственно правительству частично вопрос решили, но этого не достаточно. Трудно понять, с чем выступит в ближайшее время правительство в отношении атомной отрасли. Говорят, ряд объектов подготовлен к приватизации. Это потребует существенного изменения законодательства. Без этого либо не обеспечим приток инвестиций, либо не обеспечим безопасность. Я предложил концепции нескольких законопроектов, которые приняты Комитетом по энергетике, транспорту и связи. Это закон об обязательном текущем контроле за действующими в ядерной отрасли технологиями и законы о фондах по выводу АЭС из эксплуатации и обращению с облученным ядерным топливом. В первом законе фактически будет сказано, что если таких институтов, как НИИАР, нет, то лицензии на эксплуатацию ядерных объектов выдаваться не должны. Со мной согласились специалисты-правоведы.

По вопросам развития малой энергетики общался с РАО ЕЭС. Направил Чубайсу свои предложения по финансированию проектов малой атомной энергетики для отдаленных районов.

Небезразличны мне и интересы науки в целом. Некоторые изменения в бюджетной классификации пока непонятны - они могут ввести в штопор многие научные программы. Участвую в работе Комитета по энерегетике, транспорту и связи, подкомитета по атомной энергетике, в межфракционных депутатских объединениях "Наука и высокие технологии", "Космонавтика и авиация".

Что делается для НИИАРа, оказавшегося в трудном положении

Я непрерывно стараюсь помочь в поиске заказов для НИИАРа, поскольку по работе в Комитете ежедневно встречаюсь с разными специалистами. Рассказываю о возможностях нашей области и ее предприятий, в том числе и НИИАРа. Я организовал визит председателя Комитета и председателя подкомитета Государственной Думы в НИИАР. Мы выпустили специальный отчет, разослали правительству и заинтересованным организациям. В самое ближайшее время должны приехать зарубежные специалисты из Франции для обсуждения важного контракта по исследованию безопасности хранилищ для облученного ядерного топлива на Чернобыльской АЭС. Проведена презентация установки для ранней диагностики заболеваний молочной железы. Средства для двух установок для Ульяновской области фактически найдены.

НИИАР в этом проекте будет участвовать как изготовитель специальных таблеток, содержащих радиоизотопную метку.

Взаимоотношения с политическими партиями

Работа в думской фракции ведется довольно активно. Я участвую в координации деятельности законодателей - "единороссов" в Думе и Законодательном собрании.

Местные отделения "Единой России" пока участвуют слабо. Предложений и писем с их позицией я получаю мало. То же и в отношении других партий - КПРФ, ЛДПР и т.д. Это неправильно. Частью их работы должна быть "обработка" своего территориального депутата. И мне нужно знать позицию той части населения, которую эти партии представляют. Ведь они лучше всего должны ее формулировать. Наша общая задача - улучшать жизнь населения.

Как развиваются отношения с парламентариями в Думе?

Могу сказать о хорошей динамике развития отношений. И мне, и моей

команде в Думе и общественным помощникам удается расширять связи и продвигать свои идеи. Мы действуем достаточно заметно, но о высокой эффективности за полгода работы говорить пока рано. Думаю, что на осенней сессии уже удастся реализовать наши наработки, а что касается бюджета, то бюджет 2005 года, если все пойдет нормально, для Ульяновской области будет более благоприятным, хотя с изменением межбюджетных отношений область может опять попасть в кризис, если не будет готова эффективно реализовать весь свой потенциал и будет расходовать социальную энергию на возбуждение населения. Если мы отстали, то должны учиться и действовать быстрее остальных.

Чего ждать от выборов в Ульяновской области?

Хотелось бы, чтобы больше времени осталось на работу и как можно меньше на политические спектакли, которыми дурачат избирателей. Чем проще и дешевле будет выборная кампания, тем точнее будет выбор. Люди не ошибаются, если их не запутывать преднамеренно.

Пожелания всем избирателям

Ульяновская область заслуживает гораздо большего внимания со стороны правительства. Давайте избегать социального раскола, пустословия, не будем терять времени на выяснение отношений, в то время как надо работать. Только системная и последовательная работа всем "муравейником" принесет надлежащие плоды. Нам нужно иметь свой областной эгоизм. Вопросов в стране много, и они разные, но у нас есть свои нерешенные проблемы, своим домом нужно заниматься самим и не ждать, когда кто-то придет и за нас все сделает. Люди так сложно живут, что следует сосредоточиться на увеличении их реальных доходов, иначе никаких проблем мы не решим. Увеличить бюджет, развить собственные инициативы. Ведь иной раз кажется, что ряду наших политиков нравится депрессивное состояние области, поскольку у них в наборе только критика, и начисто отсутствуют конструктивные идеи. Такие критики должны оставаться в оппозиции, а во власть должны приходить созидатели!



Народная Газета, Город: Ульяновск

Дата: 30 июля 2004

Док. 361140
Перв. публик.: 30.07.04
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 324

  • Иванов Валентин Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``