В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Десант из Москвы Назад
Десант из Москвы
- Добрый день, господа журналисты. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена наболевшей проблеме: ситуация с обманутыми дольщиками. Самарская область знакома с этой проблемой, и есть определенный опыт ее решения. Об этом расскажет Константин Алексеевич Титов - губернатор Самарской области. Также как известно в Самарской области второй день работает рабочая группа партии "Единая Россия", которая также занимается проблемой обманутых дольщиков. Руководитель этой группы - Хинштейн Александр Евсеевич, он тоже присутствует. Также присутствуют члены рабочей группы: Белоусов Александр Николаевич - депутат государственной думы и Коган Александр Борисович - член этой группы.

Титов:

- Уважаемые господа журналисты, я хотел бы, прежде чем начать свое выступление, посоветоваться с вами. Наверно мне долго рассказывать не стоит, потому что из моих интервью, из моих работ, из ваших публикаций вы все знаете, что и как идет. Поэтому, может быть интереснее потратить время на те вопросы, которые вас волнуют, которые вы знаете, вы общаетесь с людьми, с застройщиками, с банкротами. Я кратко скажу, что мы имеем после последней нашей встречи: мы имеем реестр, имеем соглашение с городом, которое надо переподписать. Город поставил такое условие, что он хочет переподписать соглашение. Мы на это готовы. Если Виктор Александрович Тархов готов сегодня, я готов сегодня это сделать, если завтра, я готов завтра это сделать. Мы сегодня имеем реестр и мониторинг всех объектов. Мы сегодня имеем в соответствии с нашими обязательствами в бюджете области выделенные ресурсы на межквартальные магистральные сети. Мы сегодня имеем возможность достаточно серьезно и кропотливо решать задачу по каждому дому. Есть ли свет в конце туннеля? Да, есть. По некоторым домам осталось оформить только некоторые разрешения, люди уже в них живут, и они будут зарегистрированы. По некоторым домам нужна дополнительная документация. По некоторым домам нужна позиция власти и инвестора: инвестор просит дополнительную площадку как бы для погашения компенсационных затрат, чтобы люди, которые попали в эту не очень приятную ситуацию, как можно меньше доплачивали за свое жилье.

Если говорить об области в целом, то, конечно, наибольшее количество проблем именно в Самаре. Это и понятно: 1 млн. 200 тыс. жителей. Если говорить по Тольятти, то там всего два дома. Поскольку я знаю, как там это все решается, для меня проблемы не составляет, дело в сроках. Но затягивать сроки строительства тоже нехорошо. Наибольшая проблема, где у меня, как у губернатора, нет решения и нет даже соображений на это счет - это г. Новокуйбышевск, это один дом. Я думаю, что через неделю я туда нагряну, познакомлюсь с и.о. мэра, и мы вместе с ним выработаем какое-то решение. Потому что я лично считаю, что в банкротстве любой крупной корпорации простые люди, которые даже не акционеры этой компании, не виноваты. Поэтому как ТАМ помогать, мы будем смотреть вместе с мэрией города и принимать, может быть, революционные, достаточно неоднозначные решения. Вот все, что я хотел сказать. Пусть коллеги задают вопросы, я буду на них отвечать.

- Константин Алексеевич, сейчас ситуация с дольщиками развязалась благодаря власти, бизнесу, всем дольщикам. Все объединились, и вопрос решается. На перспективу - будет ли какая-нибудь защищенность этих людей с точки зрения порядочности компаний, законодательства и так далее?

Титов:

- Я думаю, этот вопрос лучше адресовать не ко мне, а к законодателю. Насколько я в курсе дела, законодатель очень активно работает в этом направлении, и мы на себе уже чувствуем положительные результаты этой работы.

- Вопрос Александру Евсеевичу. Сегодня на стройплощадке Вы сообщили о том, что будет подписано четырехстороннее соглашение. Скажите, пожалуйста, что по данному соглашению успеет сделать "Единая Россия" до выборов?

Хинштейн:

- Спасибо. Мы обсуждаем форму соглашения с Константином Алексеевичем. Пока ехали, дискутировали на эту тему. Не факт, что мы придем к форме именно четырехстороннего соглашения. То предложение, которое губернатором сделано, т.е. подписать соглашение с городом, нас более чем устраивает. Единственную коррективу, которую мы хотели бы внести: то, чтобы руководитель инициативных групп дольщиков подписали это соглашение с точки зрения того, что они согласны с теми условиями, которые там прописаны. Если с Вашей стороны возражений нет, то со стороны города, я надеюсь, тоже возражений не будет. И в этом смысле сейчас в срочном порядке что-то делать, может быть, и не стоит. Главное - результат.

Что касается того, что успеют сделать до выборов, что не успеют сделать до выборов. Не знаю, как для других коллег, но в частности для меня и моих товарищей по рабочей группе временные промежутки измеряются не датами проведения выборов, а так, как это и положено - по нашему календарю. В этой связи у нас есть те сроки, которые мы сегодня обсуждаем по Самаре, по конкретным объектам. Они никак не связаны с выборами, они связаны исключительно с возможностями, мощностями тех застройщиков, которые приходят с вопросами деятельности власти как городской, так и областной, т.е. со всеми этими обязательствами.

Титов:

- Я бы хотел еще один момент здесь дорисовать. Надо понимать, что фракция "Единая Россия" - это крупнейшая фракция в государственной думе. У нас сегодня есть ряд проблем, по которым мы обратились к изменению, к дополнению, уточнению федерального законодательства. Обратились с законодательными инициативами. И я хочу сказать, что две уже приняты, они нам серьезно облегчают работу. Поэтому я не знаю, Вы связываете с выборами или не связываете, но я хочу сказать одно. У нас есть дома и обманутые дольщики, которым проблему можно решить в течение месяца, а есть там, где нам придется работать до 2009 года. Т.е. вы прекрасно знаете, что есть участки, на которых конь не валялся, даже котлован не вырыт, только колышки поставлены, а с людей уже деньги собрали и неизвестно куда их уже дели. Поэтому я бы считал, что если доверяют губернатору, доверяют "Единой России", то мы это доверие оправдаем.

- А не проще, вообще, отказаться от такой формы, как долевое строительство. Мы решили эту проблему, но может возникнуть новая. Может, использовать какую-то другую форму?

Белоусов:

- Во-первых, я хочу Вам сказать о том, что когда говорят, что сейчас происходит защита вполне обеспеченных людей, не соответствует действительности, потому что другой формы улучшения жилищных условий как инвестиции в новую стройку пока нет. То социальное жилье, которое строится, не решает проблему ни в бюджетников, ни людей, которые хотят улучшить свои жилищные условия. Поэтому именно эта форма наиболее распространенная: форма долевого участия или инвестирования. В договоре записано - не дольщик, а инвестор. Каждый человек, который покупает квартиру, инвестирует в эту стройку свои деньги. Поэтому это наиболее распространенная форма улучшения жилищных условий, и она типична для всего мира, для всей Европы. Все так живут. И мы оказались в условиях рынка, в условиях построения капитализма, в тех условиях, в которых живет вся Европа. И задача законодателей - защитить интересы отдельных граждан через страхование, через специальную серию законов для того, чтобы непорядочные люди не пользовались этой ситуацией и безысходностью людей. И здесь главная задача, которую мы перед собой ставим, приехав сюда. Александр Евсеевич - заместитель председателя комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. И это главный мотив его присутствия здесь. Александр Борисович Коган - он вместе со мной в одной группе, он представляет бюджетный комитет Государственной Думы. Я член комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Мы как раз и нашли возможность с губернатором К.А. Титовым сообща попытаться решить ту проблему, которая возникла в Самарской области.

Титов:

- Здесь еще надо сказать, что в рыночной экономике - это мировая практика - ни один бюджет ни одной страны не в состоянии это сделать только за счет бюджета и выдачи социального жилья. Мы должны понимать, что это мизерная часть. Я вам приведу простой пример. Вы все знаете, что мы на снос ветхого жилья в бюджете предусмотрели 500 млн. руб. Разделите на 15 тыс. - средняя стоимость квадратного метра не самого хорошего жилья - и вы получите вот тот объем. Нам для того, чтобы решить проблему только очереди бюджетников, понадобиться 68 лет. Чтобы все эти позиции разрешить, мы с вами должны очень четко работать по всем направлениям. Первое направление - широкий фронт - это ипотека дольщики через ипотеку или через другие защитные механизмы: совершенство и верховенство закона. Вторая позиция - социально незащищенные группы, которые никогда ни в какую ипотеку не попадут, для них - строительство жилья по социальным нормам в соответствии с социальными законами. И третья позиция, которая совпадает со второй, - снос ветхого и аварийного жилья. Вот тогда в этом плане мы эту задачу в частности для Самарской области мы в состоянии решить до 2015 года.

Хинштейн:

- Задача рабочей группы, я хотел бы обратить внимание, и "Единой России" как партии и как фракции Государственной Думы делится на несколько этапов. Есть та часть, которая связана с необходимостью разрешения проблем граждан. Разгребание завалов, которые на сегодняшний день по факту мы уже получили. Не раз озвучивались цифры. Общее число регионов, которые оказались в числе пострадавших, составляет 72. Общее количество населенных пунктов, как правило, это областные и региональные центры - около 140. В этом смысле Самара, Самарская область, Новокуйбышевск, Тольятти, к сожалению, не исключение. И Самара, Самарская область является одним из наиболее проблемных регионов по России. В ПФО это самый проблемный регион. Сложность ситуации по Самарской области заключается в том, что по значительной части незавершенных объектов строительства отсутствует какая-либо документация.

Я, честно говоря, увидев сейчас воочию, по сути, завершенные дома, на которых нет ни одного документа, нахожусь просто в шоке. Я не понимаю, где все это время находилась городская власть, где все это время была прокуратура. Куда смотрели контролирующие органы?! И мне сейчас говорят о том, что это общая практика для Самары. И не только жилые дома, но и объекты соцкультбыта безо всякой документации широким образом сдаются. Ну, наверное, с точки зрения логики, в этих домах должны жить фантомные люди без документов, без паспортов, без прописки. Потому что юридически этих домов нет. Крайне тяжелая ситуация, но не тупиковая. Пути решения ее мы сегодня обсуждали. Будем работать и дальше.

Были мы на трех объектах. На каждом из этих объектов ситуация не простая. Это ул. 5-ая Просека, ул. Никитинская, ул. Печерская - везде есть выходы, есть некий общий политический выход для Самары. Самая главная наша надежда связана с тем, что между ветвями власти и между уровнями власти в самарской области не будет противостояния с точки зрения разрешения этих проблем. Потому что силами только областной власти и губернатора проблема не разрешится. Для этого требуется взаимодействие и полная консолидация с властью городской.

Второе. Это контроль за соблюдением законодательства, за исполнением тех договоренностей, которые будут приняты, и приняты уже сегодня, по факту; за реализацией тех обещаний, которые власть, включая и нас, на себя берет. В этом смысле у нас Александр Николаевич Белоусов как депутат Государственной Думы от Самары в составе рабочей группы партии будет отвечать, уже сегодня отвечает по факту, за вопросы, связанные с вашим регионом. В региональном политсовете создана рабочая группа по типу нашей. Это привычная практика. Во всех проблемных регионах создаются по решению Генсовета партии подобные рабочие группы, они замыкаются на нас. Такая рабочая группа и у вас создана. Представитель ее здесь сейчас присутствует - это член президиума политсовета Надежда Вехова.

Есть рабочая группа Правительства Самарской области, с которой взаимодействие налажено и работа будет вестись. Словом, - вне зависимости нашего отсутствия или наличия здесь, наше присутствие будет заметно. Процессы будут контролироваться. Обещания должны выполняться. Вне зависимости от амбиций, симпатий, антипатий.

Что касается того, чтобы в будущем не повторялись такие ситуации... Схема долевого строительства, как одного из видов финансирования строительства жилья, несовершенна. Она требует очень серьезных изменений, это понимают сегодня все. То, что мы получили на выходе - это результат. Результат легализации долевого строительства. Мы сегодня очень опасаемся того, что, несмотря на принятые изменения в законодательстве, принятые поправки, которые ужесточили закон "Об участии в долевом строительстве", по всем регионам (и Самара, к сожалению, не исключение) по-прежнему происходит уход от регистрации договоров долевого участия. Используются заведомо подложные, так называемые, вексельные схемы.

Я с абсолютной, стопроцентной вероятностью могу всем здесь предсказать, что если не будет наведено порядка с регистрацией договоров, мы в течение года-двух получим новый социальный взрыв и новое число обманутых, пострадавших граждан. Потому что те векселя, которые люди сегодня получают вместо зарегистрированных в Росрегистрации договоров, это просто бумажки. И они могут с ними сделать то же, что теми договорами долевого участия по всем фирмам, которые мы сегодня объезжали. Эти бумаги ничем не подкреплены. Вексельная схема заведомо порочна. Задача областной, городской власти - максимальный контроль этому обеспечить. Сегодня будет расширенное совещание с участием силовых ведомств, представителей Росрегистрации - мы обязательно будем ставить этот вопрос и озвучивать цифры.

Самарская область не самая последняя по соотношению зарегистрированных и незарегистрированных договоров. Но могу сказать, что, конечно, далеко не все договора регистрируются. Законных - в лучшем случае 10% от общего числа.

Коган:

- Я могу сказать, что помимо вексельных схем есть еще как минимум две схемы, которые обходят договоры долевого участия. Одна из самых распространенных - та, которую предлагают банки. Это открытие вкладов для частных лиц под конкретную застройку. При этом банк подразумевает просто открытие счета и принятие средств от частника. И этими средствами, по договоренности, он будет кредитовать застройщика. И потом под обеспечение, чтобы гражданин был уверен, что он все-таки получит квартиру, банк заключает договор, что будет финансировать конкретный квадратный метр этого застройщика. То есть здесь тройная схема: частник - банк, который выступает как посредник и на этом кредите зарабатывает, и застройщик. Так обходится договор долевого участия. И гражданину не гарантируется, в случае, если застройщик обанкротится, предоставление жилья. Максимум - возврат средств. Ну а вексельная схема почему порочна? По ней гарантий возврата средств нет никаких. И сегодня ее используют порядка 70% застройщиков.

Третья схема, которая появилась, - это появление ипотечных кооперативов. Там существует трехуровневая система принятия средств. Мы внимательно ее изучаем. Направлены запросы в Генпрокуратуру. Но понять, насколько она законна, а насколько опасна, сейчас очень непросто.

Три уровня состояния инвесторов, которые в этой схеме участвуют. Первый уровень, когда он принимает первые средства, второй - когда он достигает определенного лимита, и третий - когда он может уже получить квартиру. Я думаю, прокуратура ответит на вопрос, законна ли эта схема.

- Вопрос о прокуратуре. Люди, виновные в этой ситуации, будут как-то привлечены к ответственности?

Хинштейн:

Мы сегодня будем проводить расширенное совещание, на котором будет присутствовать и прокурор области. И мы будем ставить вопрос, почему уголовные дела еще не возбуждены по фактам незаконного строительства, почему не привлечены к ответственности должностные лица вне зависимости от сегодняшнего места их работа.

14 февраля в Нижнем Новгороде будет проходить итоговая годовая коллегия органов Прокуратуры ПФО. Я приглашен на заседание этой коллегии, и планирую выступить там именно по проблемам обманутых дольщиков. Те регионы, которые до этого срока не проявят должного устремления к решению этих вопросов, я вынужден буду отметить там. В том числе, и по Прокуратуре Самарской области.

В любом случае, мне не понятно, почему на протяжении длительного времени в Самаре происходило незаконное возведение объектов, и никаких уголовных дел по этому не возбуждалось. Еще в январе 2006 года тогдашним Генеральным прокурором во все регионы было разослано письменное указание: "В срочном порядке провести проверку исполнения законодательства в области строительства, особенно связанного с долевым участием граждан". Мне непонятно, почему, по сути, самарская прокуратура проигнорировала это указание. Уже новым Генеральным прокурором аналогичное указание было разослано в ноябре прошлого года. Если Прокуратура это сделала - флаг им в руки, если не проверяла - мы возьмем в руки палку и будем их погонять.

Коган:

- Мы делали запрос в Прокуратуру области. И получили ответ. Такие нарушения объективно отмечены, но, к сожалению, по ним не сделано выводов. Максимум - статьи об административных правонарушениях.

Хинштейн:

- Административные правонарушения! А ведь это уголовно наказуемо. И наказание предусмотрено составом уголовного кодекса. В других регионах России почему-то дела по этим фактам возбуждают. А в Самарской области у прокуратуры все по-другому. Видимо, здесь какой-то другой Уголовный кодекс, по-своему написанный. Буковки, может, другие, справа налево читаются...

- Константин Алексеевич, прокомментируйте ваше решение обратиться в Прокуратуру по поводу незаконного распределения земель администрацией города...

Титов:

Что тут комментировать... Есть закон РФ, есть закон Самарской области, который в развитии закона российского, есть подписанное соглашение. Поэтому задержка в оформлении и неправильное оформление, перетягивание каната на себя - прямое нарушение законодательства. Об этом я сегодня говорил на коллегии прокуратуры. Сейчас наши службы, юридические службы, готовят такое обращение в прокуратуру.

Мне очень не нравится закон о рынках. Вы знаете мое либеральное отношение в экономике. Я считаю, что квота в 400 человек или 1500 человек для самарской области в этом отношении маловата. Но я подчиняюсь. Я участвую в обсуждении, когда закон принимают, высказываю свое мнение. Но когда он уже принят - я его выполняю. Так же и остальные должны привыкнуть - принят закон области - его все должны выполнять. Есть закон федеральный - его надо выполнять. Нравиться или не нравиться он новой администрации.

Если вы сегодня считаете, что вы сами в праве принимать решения по отводу земли, ее регистрации, ее межеванию, - на здоровье. Подпишите с нами соглашение - мы вам эти полномочия дадим. Если мы вам не даем таких полномочий, то будьте добры, подчинитесь закону.

- У нас в Самаре была практика жилищных облигационных займов, когда люди выкупали квадратные метры, постепенно вступая в договор. Такая практика в масштабах страны возможна?

Коган:

- Эта схема сегодня работает. К сожалению, не все нормативные документы есть, чтобы она заработала в полную силу. Но у нас есть план - в первом квартале 2007 года вся нормативная работа должна быть завершена. Механизм будет работать в полном объеме. Помимо этого сейчас активно разрабатывается закон о сберкассах. Это еще один инструмент, в котором можно будет участвовать. Человек будет защищен от того, что инвесторы просто могут раствориться. Ну и 11 целевых программ, которые Дума предложила Правительству, чтобы увеличить объемы строительства.

Титов:

- Здесь надо отметить, что мы тогда не от хорошей жизни внедряли этот механизм. Просто не было закона и не было ипотечной системы. С другой стороны мы прекрасно понимали, что у жителей не так много денег, чтобы сразу купить 70 кв. метров или 35 кв. метров, а вот по 2, по 10 они могут накапливать. Эти механизмы были. С другой стороны этот облигационный займ тоже не избавляет от этих нарушений. Вы знаете, как в свое время мы в Кировском районе потеряли почти два дома. Растворились все, остались только люди с облигациями, а ни домов, ни денег, ничего нет. Мы вынуждены были разыскивать этих людей, налагать на них серьезные взыскания, отправлять их под суд. Некоторые из них и сейчас еще отбывают наказание. Ну а дома мы вынуждены были построить за счет бюджета.

Коган:

- Законом эта схема сегодня предусмотрена. Это ценные бумаги с ипотечным покрытием.

- Еще одно неприятное последствие проблемы состоит в том, что упали объемы строительства нового жилья. И в дальнейшем это сказалось на росте цен на вторичном рынке. Можно ли ожидать, что в этом году активность на строительном рынке возрастет?

Титов:

- Ожидать можно. За счет чего? Все очень просто. Город Самара сегодня - это 1 миллион 216 тысяч жителей. В области есть также Тольятти - 740 тысяч жителей, Сызрань - 190 тысяч, Новокуйбышевск - 110 тысяч, 667 тысяч жителей - на селе. Я эту проблему решу. Мне сегодня нужно, чтобы город подписал соглашение и не тормозил искусственно те решения, которые мы принимаем.

Вот мы сегодня были на пятой просеке. И сам заказчик - "Стройзаказчик" - признает, что есть вещи, которые он искусственно тормозит. Ему задают вопросы и Губернатор и депутат Госдумы, а он говорит: "Константин Алексеевич, я не могу пояснить, я же ведь не Мак". Мак - это известный руководитель департамента в Самаре. Все готово, и надо только подписать. Но не подписывается. Вот это нас беспокоит.

Мы должны были сдать в этом году 1 миллион 180 тысяч квадратных метров жилья. Сдали чуть больше 850 тысяч. И недостача - это город Самара.

Хинштейн:

- Тольятти тоже не лучше. Сегодня мы были в доме, в котором люди живут, а он не сдан. Полгорода так живет. Видимо, это национальная особенность Самары.

Титов:

- Де факто люди живут, метры есть, а де юре - их нет. А я отчитываться по де факто не могу. Приходится отчитываться де юре - и перед властью, и перед думой, и перед партией.

- В чем все-таки роль "Единой России" в решении этой проблемы? Не кажется ли вам, что это лишнее звено?

Хинштейн:

- Вы знаете, лишние звенья обычно очень быстро выпадают. Мы будем очень рады, если окажемся лишним звеном. Это значительно облегчит нашу жизнь, снимет с нас очень нелегкое бремя.

Как показывает практика, на сегодняшний день требуется несколько факторов для решения проблемы. Первый - это, безусловно, усилия и желание региональных властей. Там, где губернатор и мэр хотят решить проблему обманутых дольщиков, - там эта проблема решается. В качестве позитивных примеров можно привести Москву, Московскую область, Нижний Новгород, Пермский Край, Ульяновскую область.

Второй фактор - это, безусловно, лоббистские возможности и определенные финансовые возможности. Например, в Нижнем Новгороде региональное правительство пошло на то, чтобы достроить дома на средства местного бюджета. В Ульяновской области это невозможно в силу дефицитности бюджета. Более того, в Ульяновске есть проблема с так называемыми двойными продажами, когда одни и те же квартиры перепродавались разным гражданам. Рекорд, поставленный там, пока уникален для России - до 8 перепродаж одной и той же квартиры. Ульяновский губернатор взял на себя обязательство в полном объеме закрыть все проблемы за счет средств бюджета и за счет инвесторов, без доплаты со стороны граждан. Мы в свою очередь пообещали ему оказать помощь в получении кредита. И на сегодня достигли предварительной договоренности со Сбербанком о выделении бюджетного кредита на эти цели. Таким образом, здесь мы выступаем в качестве некоего инструмента для решения тех или иных локальных проблем.

Третий момент. Ни для кого не секрет, что во многих регионах существует противодействие разных ветвей власти, существуют непростые отношения. И здесь, возможно нужна какая-то иная, третья сила, способная выступить в качестве переговорщика, в качестве какой-то примиряющей стороны. Мы полагаем, что пока нам это удавалось.

Если говорить о конкретной помощи, которая может быть предоставлена с нашей стороны Самарскому региону, мы это сегодня обсуждали с губернатором. К сожалению, самарские застройщики ни по промышленным, ни по финансовым объемам не дотягивают до выполнения своей задачи. Нужно приводить в регион застройщиков извне, из центра. Понятен перечень тех крупных строительных компаний, которые имеют длинные деньги и которые в состоянии выходить на рынки других регионов - это примерно пять-шесть компаний. Если со стороны области позиция по поддержке этого сохранится, мы просто поможем в проведении переговоров с этими крупными компаниями, поможем им выйти на самарский рынок. Чтобы эти структуры, в свою очередь, взяли на себя обременение по расселению дольщиков.

По нашей оценке - и она совпадает с оценкой власти областной - из 28 объектов проблемных по городу Самаре примерно половину можно достроить за счет смены инвестора. При этом область и город на себя берут определенные обязательства, как то: снятие обременений, ограничений в выполнении работ по прокладке коммуникаций за свои деньги и так далее.

Проблема со второй половиной объектов таким образом не решится - их не реально достроить по тем или иным причинам. Либо это судебные тяжбы, которые бесперспективны, либо это вообще отсутствие какой-либо юридической позиции. В этом смысле оптимальной схемой может быть приход в Самару инвестора из Москвы, который, получив какие-то компенсационные участки для крупной застройки, возьмет на себя обязательство по строительству объектов, где будут за его деньги предоставлены дольщикам квартиры. Вот это то, чем мы можем реально помочь, и то, что мы будем делать. Я думаю, что переговоры мы начнем уже с завтрашнего дня.

Коган:

- Причем с застройщиками, как правило, приходят банки, которые инвестируют средства...

Хинштейн:

- Конечно. Сегодня есть деньги, сегодня люди готовы вкладывать длинные деньги и дешевые деньги в строительство. Самарский регион интересен. Конечно, приятно, Константин Алексеевич, что вы так долго пытались сохранить местную, если так можно выразиться, строительную девственность, закрыв регион для строителей извне. С точки зрения защиты интересов жителей региона - это правильно. Но сегодня, к сожалению, время и обстоятельства вносят свои коррективы.

Вот сегодня мы приезжаем на объект, на печально знаменитую улицу Печерскую. Нам представители города говорят: "Здесь подписали соглашение. Будет новый инвестор, новый застройщик". "Хорошо, тогда почему застройщик не выходит на работу?" "Потому что нет проекта по дому? Нет экспертизы". "Хорошо, кто будет делать экспертизу?" "Они не решили". Это, знаете, бред какой-то. Это на уровне какой-то галлюцинации. Есть решение по достройке дома, но нет решения, кто будет оплачивать проектно-сметную документацию.

Титов:

- Там сумма примерно 158 миллионов, из них - 71 миллион средств дольщиков, остальное - инвестора. Так вот, 71 миллион дольщики уже нашли, а инвестор не выходит на объект под теми или иными предлогами. Я думаю, что у инвестора денег этих просто нет, это просто блеф. Поэтому я, Александр Евсеевич, целиком и полностью поддерживаю вашу идею. Самара не пыталась сохранить девственность. Просто не те объемы были. Сегодня другие объемы, и значит - другие деньги. Я думаю, что сегодня есть достаточно мощные корпорации и в Москве, и в других регионах. И если будут рекомендации, если они придут, то на здоровье - мы открыты. Хотя в свое время мы очень хорошо под Сызранью начинали с корпорацией "Социальная инициатива", мы отвели им там, кажется, 12 гектаров. И, слава богу, они не успели ничего начать.

Но я должен сказать и еще об одном. Тут был вопрос о "лишнем звене". Это не лишнее звено. Это, во-первых, законодательная инициатива. И это важно, что практика сегодня дает возможность для совершенствования федерального законодательства.

И вторая позиция. Вы поймите, все бы наши с вами планы по защите дольщиков рухнули, если бы Госдума не приняла решение об отсрочке банкротства...

Хинштейн:

- Законопроект подготовлен, Константин Алексеевич.

Титов:

- ...Потому что сегодня нас держат под угрозой: всё, Константин Алексеевич, не дашь денег - это все уйдет, а ты останешься со своими дольщиками.

И я говорю: во фракции "Единая Россия" - все эти вопросы решаются. А куда мне идти со всеми этими проблемами? Я иду туда, где больше голосов. Так что, никакого лишнего звена здесь нет.

- Ваши коллеги по "Единой России" решили не дожидаться государства и строить дома для середняков. Но на организацию завели уголовное дело только потому, что директор ЖБИ направлял им продукцию по налоговым льготам. Но это показывает только то, что государство никак не откликнулось на решение этой проблемы. Вы сами лично верите в успех защитного механизма государства в решении проблемы дольщиков, Александр Евсеевич? И какие гарантии, что государство доведет дело до конца?

Хинштейн:

- Лично я верю. Кроме того, что у механизма будут стоять конкретные, понятные, а главное - обличенные доверием люди. Таким образом, этот механизм будет работать. По факту он сегодня уже работает. И мы сегодня обсуждаем с губернатором, я слышал от него, и, думаю, он в торжественной обстановке это повторит о том, что правительство Самарской области четко берет на себя обязательства, связанные с тем, что никто из пострадавших граждан, тех, кто включен сегодня в реестр обманутых дольщиков, никто не останется на улице. Все они получат за счет от привлечения из различных источников средств, различными путями, но получат квартиры. Правильно, Константин Алексеевич?

Титов:

- Совершенно верно. Мы еще и в прошлом году дали, и Вы при этом присутствовали. Просто нужно время для того, чтобы найти реальные ресурсы, найти реальные ходы, найти реальные пути решения этой задачи. В развитие этого в завершении нашей встречи я хочу сказать еще несколько вещей. Первое. То, что люди, не дожидаясь окончательного, тотального решения этого вопроса, начинают как-то локально проблему решать, очень показательно и позитивно.

Я хотел бы здесь отметить как крайне позитивный пример, который продемонстрировал АвтоВАЗ. Возможно, вы знаете о том, что вчера было принято решение с обманутыми дольщиками в Тольятти. В частности одна многодетная семья - трое детей, шесть человек ютятся в ужасающих условиях. Было принято решение о помощи в получении ими квартиры. Сегодня Рособоронэкспорт - крупнейший наш поставщик спецэкспортной продукции - принял решение о приобретении за счет иных негосударственных источников квартиры для одной из обманутых дольщиц, единственной в Самарской области народной учительницы СССР. Мы с утра с заместителем генерального директора Рособоронэкспорта были у нее дома, посмотрели, в каких ужасающих условиях, в бараке, которому исполняется 125 лет, живет человек. Повторяю - единственный в Самарской области человек, имеющий такое высокое для учителя звание: народный учитель Советского Союза.

Мы рассчитываем, что к этому примеру присоединятся и другие предприниматели, промышленники. Есть действительно проблемные точки, есть какие-то судьбы, которые нужно решать незамедлительно, прямо сейчас. Очень хотелось бы, чтобы этот пример был подхвачен. Второе. По Тольятти кратко вам доложу. Вчера в результате выездного заседания удалось найти конкретные решения по двум проблемным домам. Там ситуация непростая. Определены конкретные сроки. В Тольятти создана рабочая группа, куда вошли все представители пострадавших дольщиков. Взяты четкие даты: в течение двух месяцев должны быть приняты и запротоколированы конкретные решения, но смысл их понятен и вчера он был озвучен. Происходит передача объекта от одного инвестора к другому без каких-либо доплат со стороны соинвесторов. Эти объекты достраиваются и сдаются. Там этот накал на сегодня снят.

Что касается ситуации в Новокуйбышевске, то она действительно очень тяжелая, будем смотреть, сегодня предстоит совещание по поводу этого пострадавшего объекта. Повторюсь, ситуация очень тяжелая. И если нам не будут, как минимум, мешать, как максимум - помогать. Если областные, городские власти, общественные движения, региональные отделения "Единой России" будут объединены и будут работать в одном направлении, то проблема будет решена. И последнее из того, что я хотел добавить. Существует четкое поручение "Единой России" Президентом страны: совместно с общественной палатой разобраться с проблемой обманутых дольщиков, применить максимальные усилия для того, чтобы ее разрешить.

Титов:

- На одно новоселье нас с Александром Евсеевичем уже пригласили, правда, через девять месяцев.

- Вы за жилищный кодекс голосовали или против?

Хинштейн и Коган:

- Конечно, "за".

Титов:

- "За". И я бы проголосовал "за". Есть такие вещи, которые кажутся аморальными на первый взгляд. А когда мы начинаем вникать и прослеживаем всю цепочку, мы начинаем понимать, что все это правильно и верно.

Вот сегодня всего этого безобразия бы не было, если бы были зарегистрированы все договора (как сейчас положено по Гражданскому Кодексу), и еще - застраховано.

Коган:

- Мы проводим серьезную работу, и от того, как вы завтра осветите ее в СМИ, зависит, сколько будет обманутых дольщиков. Есть мошеннические схемы, и о них нужно сейчас говорить, но есть и законодательство, которое довольно серьезно наших граждан защищает.

SamRu.ru
05.03.2007
http://www.abkogan.ru/news/2007/03/05/378/

Док. 361011
Перв. публик.: 05.03.07
Последн. ред.: 28.08.07
Число обращений: 543

  • Титов Константин Алексеевич
  • Белоусов Александр Николаевич
  • Хинштейн Александр Евсеевич
  • Коган Александр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``