В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто ты? Откуда ты? Куда ты? Назад
Кто ты? Откуда ты? Куда ты?
Известный путешественник Виталий Сундаков по первому образованию - педагог. Окончил Николаевский пединститут, потом - факультет журналистики МГУ. Совершил немало увлекательнейших путешествий. Некоторые результаты его научно-исследовательских экспедиций (например, в Папуа Новую Гвинею, в Амазонию, и даже в хорошо все известную Мексику) стали сенсацией для мировой научной общественности.
Главный редактор "Практического журнала для учителя и администрации школы", академик АПСН Сергей Котов беседовал с президентом Фонда русских экспедиций и путешествий, действительным членом Русского географического общества Виталием Сундаковым о проблемах познания ребенком окружающего мира, что невозможно без знаний, фантазий, воображения и... исполнения детской мечты.



- "Клуб знаменитых капитанов" на радио, путешествия по миру с Сенкевичем по телевидению, любимый журнал "Вокруг света" на домашнем столе - все это значимые приметы нашего детства и юности.
Что может сегодня в медийном пространстве заменить это - такое восхитительное и уже ушедшее в прошлое - и показать ребенку многообразие и красоту мира?
- Очень хороший и такой непростой вопрос. Попробую на него ответить. Итак, и сегодня существует журнал "Вокруг света", и географических передач на ТВ значительно больше, чем во времена нашего детства и юности, есть немало возможностей поиска информации в Интернете. Но как-то так складывается - то ли мы стали другими, то ли время другое, то ли качество перечисленных, что называется, географических активант, много ниже - что не вызывают они у ребенка такого романтического, как сейчас принято говорить, драйва, как те, о которых вспомнили Вы.
Какие-то они выхолощенные, не героические, не романтические истории... То оправданные интересами турбизнеса, то - заполненные научными рассуждениям "высокого штиля".
- А то и - элементарным ликбезом...
- ...уж таким примитивным и скучным, что в любом туристическом справочнике любой ребенок найдет больше информации, чем - припав к телеэкрану. И я знаю, как сегодня многим детям на самом деле скучно смотреть эти передачи, а скука - она ведь не породит воображения, она омертвит мысль, отвратит от познания.
- Что же сделало путешественником Вас?
- А путешественником меня в большей степени сделала художественная литература - Фенимор Купер, Джек Лондон, Жюль Верн, Киплинг... Вместе с героями их произведений я скакал по прериям, спасал прекрасных дам, продирался через ледяные торосы, гнал упряжку с собаками, перевоплощался в Маугли... Чтение книг для ребенка - чрезвычайно важная вещь, потому что эта процедура - в отличие от кинематографа, от картинки вообще - развивает воображение. Так же ребенок домысливает, мечтает, фантазирует, слушая интересную, захватывающую радиопередачу... И происходит процесс визуализации мечты, визуализации цели.
Вот и у меня, видимо, желание к путешествиям и познанию мира было столь неукротимым, что это и стало большей частью моей жизни, если не всей жизнью.
- Вообще-то следует подчеркнуть, что Вы - профессиональный путешественник. Не все это знают.
- Действительно, я внес эту профессию в Кадастр мировых профессий. После этого я стал профессиональным путешественником No 1 в мире. Не лучшим, не главным, а просто первым по дате регистрации в мировом кадастре.
    И, казалось бы, для меня, профессионального путешественника, те издания, о которых мы говорили, должны быть настольными книгами. Но я не могу найти там ни строчки полезного или интересного для себя!
    Один из главных призов для победителей Всероссийских детских географических олимпиад - посещение моего дома, в котором мы с Вами сейчас находимся. Дети приходят сюда и получают возможность взять в руки волшебную маску и потрогать коготь реликтовой птицы. А еще их ждет здесь настоящее мачете и каменный топор... Когда у них появляется шанс все это посмотреть, потрогать, послушать рассказы об этих удивительных вещах, то мир для этих детей перестает быть картинкой, иллюстрацией, абстракцией и у детей появляется географическое мышление, пространственное мироощущение, то есть восприятие какой-то части мира как собственной. Для одних это ощущение его - квартира, для других - подъезд, дом, квартал, деревня, город, область, страна, материк... Мне думается, что непосредственное знакомство с такими коллекциями, как коллекции моего дома, позволяет многократно расширить эти детские мироощущения.
- Знаете, сам факт появления победителей школьных географических олимпиад в Вашем доме - знаковое событие, хочется только позавидовать этим юным и талантливым. Хотя в мои школьные годы еще были живы Папанин и Федоров, был еще молод и бодр Сенкевич, но о таких "приватных" визитах школьников я не слышал, а ведь как это могло бы быть интересно моим тогдашним сверстникам... И вот то ли жизнь изменилась, то ли изменились персонажи "клуба путешественников", но у детей появился такой восхитительный шанс "потрогать" мир.
Правда, осталось неизменным то, что странствия и приключения не перестают жечь сердца многих с раннего детства. Вы наверно знаете, что практически в каждой школе есть лягушки-путешественницы (или - путешественники), которые вдруг снимаются с места и их ищут родители, учителя, милиция. А и дел-то всего, что поманили их дали за горизонтом.
Что делать с этими искателями новых земель?
- Начну с того, что с 12 лет я стоял на учете в детской комнате милиции с формулировкой "за несанкционированные родителями систематические путешествия по стране". Но самостоятельно путешествовать я начал с 6 лет. Каким образом? Я выходил на автобусную или трамвайную остановку, старался притулиться к какой-нибудь бабушке (чтобы все думали, что я с ней!), входил в салон, и начиналось мое путешествие. Главной целью было услышать желанное: "конечная остановка". Это были магические слова! Мне казалось, что я добрался до края света... Так я и осваивал маршрут за маршрутом.
- Такие дети всегда попадают под шквал ругани и родителей, и учителей. Сколько они вызывают треволнений у взрослых своим нестандартным поведением! Как оценивать его? Что это? Неодолимая тяга к познанию окружающего мира? Или этому причиной замкнутость и неинтересность традиционного пространства вокруг? Или это признак болезни, наконец?
- Однажды я наткнулся на газетную заметку, где один из медиков-психологов рассказывал о разных интересных психологических и социальных "заболеваниях", в частности - о драмомании. И в качестве примера приводил меня и мою биографию...
Не знаю, может быть это и болезнь - тяга заглянуть за горизонт. А может быть - это генная наследственность, не только от прямых родителей, бабушек и дедушек, а и от этноса в целом, да плюс - от территории, от культуры.
     ...Мы даже танцуем очень по-своему. Начинает, как раньше было, танцевать русский человек, видит пустой угол - он туда, другой видит - он туда. Потом кричит "Остановите, разорвусь!" Оттого это, что ему нужно занять все пространство. Вроде все у этого человека есть - рыба, кабаны, лоси, кедрач, - нет, ему надо все дальше, дальше, дальше, осваивая все новые и новые территории.
    Трудом и усилиями выдающихся русских путешественников (а их в истории - более трехсот) ширились границы Государства Российского, цивилизация собирала себя воедино. Заметьте, путешественник, это человек, шествующий по пути. Цель зависит от согласия головы и сердца. И у каждого из путешественников была своя важная цель.
- Но начиналось все, вероятно, с жажды познания?
- Сначала каждый человек начинает путешествовать для того, чтобы получить впечатления. Но сегодня я всегда говорю: не надо путать туризм с профессиональной деятельностью путешественника. Когда-то, чтобы возникла дискуссия о самом понятии "профессиональный путешественник", я, эпатируя, вбросил в общество такую "гранату": я сказал, что я первый профессиональный путешественник. Очень скоро после этого количество профессиональных путешественников в России стало... превышать все санитарные нормы. И я вынужден был объяснять людям, чем отличается профессиональный путешественник от профессионального туриста.
    Главное кредо туриста - это впечатления. Главное кредо исследователя - наблюдения. Чем они отличаются друг от друга? Впечатления - это эмоционально окрашенные наблюдения, а в профессиональной деятельности путешественника не должно быть эмоций: он видел, слышал, предполагает, собирает и отбирает материал (в том числе - архивный) и т.д. И в этом парадокс ситуации: путешественником меня сделало желание получать впечатления (чем острее и ярче - тем лучше), а профессионалом сделало совершенно противоположное устремление - воспринимать спокойно и непредвзято природу, людей, культуры, этносы, миры...
    Вскоре после начала моей профессиональной карьеры путешественника обнаружилось, что планета чрезвычайно мала, и ее можно смело положить в карман экспедиционной куртки. Как шутит моя жена, ее муж, в ответ на вопрос, в каких странах он бывал, отвечает "везде", что сделано ради того, чтобы не перечислять пять-десять-тридцать стран, где не был.
    ...Как только это стало для меня работой, то я все чаще начал вспоминать и говорить другим очень интересную фразу, сказанную кем-то из древних даосов: "Лучше всех путешествует тот, кто путешествует, не сходя с места". Для иллюстрации справедливости этой мысли приведу такой пример. Задумал я какой-то проект: я уже горю, мне уже понятна базовая, главная, фундаментальная цель этой экспедиции. Я раскладываю карты, работаю с навигационными приборами, разыскиваю какие-то справочники, каталоги, составляю списки необходимых переводчиков, планирую список разрешительных документов на то и на это, я могу сутки не спать, представляя, как я решу ту или иную проблему, и, совершенно обессиленный под утро я понимаю,... что никуда уже не надо отправляться - экспедицию я уже совершил. Я нашел ответы на все вопросы. Я уже увидел все, что хотел увидеть. Я преодолел все, что должен был преодолеть. И я уже понимаю, что смело могу писать статью, выступать на эту тему, потому что тот самый интеллектуальный, эмоциональный, ментальный багаж, который должен был бы быть привезен из экспедиции, он - уже в деталях собран здесь, дома. Я уже знаю, например, чем отличаются манговые плоды в Колумбии от манговых плодов в Камбодже, по цвету, запаху, плотности и прочему. Знание этих мелочей - итог труда, сделанного здесь, дома, "не сходя с места".
- Понятно, что исследовательская функция - одна из ипостасей профессионального путешественника. А сколько вообще этих ипостасей у него бывает? Расскажите! Вряд ли многим из нас, наблюдающим за жизнью путешественников "глазами СМИ", эти вещи известны.
- Сначала путешественник - это своеобразный луноход, на который разные организации грузят различное оборудование. Я должен испытать средства связи, медикаменты, сублимированные продукты, обнаружить и сфотографировать ту или иную фауну или флору... И чем больше у меня базовых навыков и знаний в разных сферах (по вулканологии, гляциологии, этнологии, антропологии), то тем больше я востребован как этот самый своеобразный универсальный луноход. Это - одна ипостась.
    Другая, когда у тебя есть собственные творческие проекты. Третья, это когда любые инициативы людей, собирающихся исследовать чтобы то ни было на других территориях, заставляют их обращаться к тебе за помощью по поводу организации экспедиции. У меня ведь даже в трудовой книжке значится: профессия - путешественник, должность - руководитель экспедиции.
- Зная о том, какое количество специальностей и сфер профессионального знания освоено Вами, хочется спросить о самых необычных из них.
- На самом деле все они рождаются на основе базовых знаний, например - этнографии. Знание этого самого этно позволяет вдруг ощутить себя этносексологом (такой профессии вообще-то нет!), или этнополитологом, или этнодиетологом...
Знание этого самого этно рождается при тщательном изучении разных цивилизаций, а я уже лет тридцать этим занимаюсь, из них двадцать - совершенно профессионально. Из них десять я просто прожил в разных цивилизациях: с хантами, чукчами, эвенками, алеутами, дани, лани и т.д. Прожил, будучи одним из этого сообщества: все раскрашены - и я раскрашен, все на охоту - и я на охоту, все на войну - и я на войну... И поэтому я изнутри понимаю и космогонию, и культуру, и противоречия, и шкалу морально-нравственных ценностей этих сообществ. В этом случае приобретаются настоящие этнологические знания, и именно в этом случае человек имеет право на экспертную оценку по поводу любой ситуации, любой темы, связанной с изученным им миром, будь то творчество, музыка, боевые искусства, оружие, орудия труда...
Сопоставляя знания о разных сообществах, можно выявить общие тенденции, причинно-следственные связи, понять, на каком этапе та или иная цивилизация изменила свое отношение к тем или иным аспектам человеческой жизни. Это очень важно, а оснований к экспертным выводам накопилось немало, ведь мне пришлось пожить и в первобытных обществах, и в средневековых.
- Такой огромный мультикультурный мир окружает нас, накоплено немало важных знаний о нем. Не кажется ли Вам, что в рамках школьной программы дети, подростки до сих пор получают об этом мире весьма скудные и, как бы поточнее сказать, одномерные знания?
- Мне кажется, что образование - это скорее информирование о том, какие параметры в науке узаконены, какие существуют: сколько на свете стран, какие есть климато-географические зоны, какие материки, моря и океаны... Этот подход совсем не плох. В то же время мне кажется, что очень многое зависит от того, как учитель научит детей пользоваться информационной и справочной литературой, картами. Много значит и умение учителя воспользоваться особыми увлечениями детей. Например, кто-то в классе собирает марки. Так пусть он принесет их в школу, пусть расскажет о своем увлечении! Подобное знакомство порой может развить географическое мышление и пространственное мироощущение детей значительно больше, чем любая из официальных дисциплин.
    Я очень хочу построить на территории Славянского кремля (который сейчас возводится в Подмосковье) геокультурный полигон. Это - технологии, инструменты, предметы быта, охоты, войны... Важно, чтобы дети научились понимать: без чего человечество никогда не сможет обойтись, а какие предметы нынешней цивилизации являются в общем-то необязательными, вторичными. Знаете, житель современной цивилизации настолько оторван от реалий жизни, что порою даже не догадывается, насколько он от них далек. Мы можем не знать растений и не уметь отличить карагач от вяза, не способны отличить золу от пепла, ворона от вороны. Ну, может быть, и ладно. Но мы совершенно не знаем звезды, мы просто перестали обращать на них внимание! Например, я спрашиваю у себя на лекциях слушателей:
- Вчера или позавчера ярче были звезды?
Они отвечают:
- Не знаем.
    Между тем во всех религиозных текстах есть приметы. В частности, есть примета апокалипсиса - "погасли звезды". Так вот, апокалипсис - явление частное. И если ты не знаешь, были ли они вчера, позавчера, месяц назад, значит, для тебя они погасли. А это значит, одна из примет апокалипсиса уже реализуется - для конкретного человека его частный апокалипсис уже начался.
Вторая примета - "умолкли птицы". И я на лекции говорю слушателям:
- Биологи очень обеспокоены: внутри Бульварного кольца в Москве вот уже месяц не было ни одной птицы.
Слушатели откликаются:
-Да Вы что, серьезно?!
Я говорю:
- Нет, я шучу, но раз вы готовы в это поверить, значит, вы не знаете, есть они там, или нет. А это означает лишь одно: для вас птицы умолкли.
И так я иду дальше: вот вам третья примета, вот вам четвертая... В результате - вот вам и полный апокалипсис. Уж куда хуже!
...Те "робинзонады", "Контрольные для Робинзона", которые я провожу для детей на необитаемых островах еще с советских времен, и мои авторские программы - "Артек", "Орленок", "Океан", "Страна приключений" - и нацелены на то, чтобы в игровой форме приучать ребенка к настоящим, реальным ценностям мира. Я пытаюсь объяснить детям, что чем в большем количестве вещей из обихода жизни человек нуждается, тем меньше он к жизни приспособлен.
Пример тому - жизнь колыбельных цивилизаций. Сравнивая их жизнь с нашей "цивилизованной" жизнью приходишь к выводу, что данные нам от рождения возможности и способности заменены на надуманные, придуманные, искусственные. На самом деле мы теряем очень важные вещи. А ведь в человеке есть такое количество кнопочек и рычажков, о существовании которых мы забыли. Когда я встречаюсь с возможностями людей, живущих по-иному и не знающих ничего (или - минимум) о современной цивилизации, то всякий раз возникает мощнейший взрыв сознания, эмоций, чувств. И каждый раз сверлит один и тот же вопрос "Ну, как же так? Ну, как же так? Какие нужные и важные вещи мы потеряли!". И при этом мы называем себя венцом эволюции...
Но есть люди, которых действительно можно назвать венцом эволюции, потому что силой мысли, силой чувств, силой веры, настойчивостью и устремленностью к настоящим, непреходящим ценностям и целям они невероятно отличаются от нас. И по сравнению с ними мы - пигмеи. Это - особая тема, как-нибудь можно будет об этом отдельно поговорить...
- Какие вопросы чаще всего задают Вам люди, которых Вы встречаете в своих путешествиях?
- Человеку путешествующему люди чаще всего задают три самых простых вопроса: Кто ты? Откуда ты? Куда ты? Если человек никогда не задавал себе эти вопросы, он не вполне человек. Такие простые вопросы - смертны ли мы, есть ли бог, что такое Родина, зачем живем? И если человек способен хоть три часа в своей жизни на эти темы порассуждать - это уже приличный жизненный подвиг человека из наших мегаполисов. А там, в колыбельных цивилизациях, это основные жизненные вопросы, потому что "паруснику, у которого нет цели, ни один ветер не будет попутным".
Вот я и стараюсь детям, с которыми работаю, объяснять, что повышение благосостояния, уровень образования, хороший социальный статус, авторитет - это все ин-стру-мен-та-рий! Но что делать-то ты собрался с этим инструментом? Дрова рубить? Ложку резать? Щи варить? Операцию делать? Строить? К сожалению, очень часто человек не знает, куда он плывет, зачем ему нужен этот инструментарий, что он собирался с его помощью построить...
Очень важен язык, который подсказывает очень многие ответы, Например, достаток - это достаточность, а не излишества. Излишества - это безумие. И детей хочется вакцинировать от этого безумия, научить отвечать на вопросы: Кем ты хочешь быть? Зачем тебе это нужно? Почему ты об этом мечтаешь? И получив ответы на эти вопросы, нужно предоставить ребенку такую возможность. Дать ему плацкарт, поляну, инструментарий, расширить географическое и пространственное мышление, вселить надежду в собственные силы, научить его мечтать высоко и глубоко, потому что сегодня дальше компьютерной игрушки или дальше сегодняшнего вечера он часто и мечтать-то не может. Особенно это заметно у детей обеспеченных родителей, в семьях с высоким благосостоянием. Там дети действительно несчастны, потому что у них занижен уровень мотивации.
...Культура, образование, здоровье, религия - это настолько сплоченные вещи, которые ни в коем случае не стоит рассматривать только в отдельности. Это - как школьные дисциплины: они имеют право на отдельное существование, но важна, прежде всего, их интеграция, формирование единого межпредметного пространства и единой логики постижения единого мира. Но самое главное - у ребенка должен быть мотив постижения знаний, мира и себя. Формирование этого мотива - значительной мере в руках учителя, а талантливых, увлеченных учителей в России всегда было немало.
- Спасибо Вам за эту беседу. Зная, что Вы готовитесь к новой большой экспедиции, хочется пожелать Вам удачи и новых открытий.
- Спасибо. А Вашим читателям хочу пожелать, чтобы все их ученики стремились к познанию мира и добивались исполнения своей детской мечты, если она того стоит.

P.S.    
Авторский курс В.В.Сундакова "Основы безопасной жизнедеятельности" стал обязательной школьной дисциплиной. У его книг - "Жизнь без опасности", "Сказки из Сундука", "Выиграть жизнь", "Спящий Варвар" - немалая читательская аудитория. Впрочем, как и у энциклопедии "Безопасность" для детей, где Виталий Владимирович был ведущим научным редактором. Откройте эти книги, не пожалеете.

2007-08-28
www.nasledie.ru



Док. 360915
Опублик.: 28.08.07
Число обращений: 1069

  • Котов Сергей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``