В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Баков. Духовная поляризация Назад
Антон Баков. Духовная поляризация
ДУХОВНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ

В течение последних десяти лет имя Бакова, что называется, на слуху. Так получилось. Менялись жизнь, люди - история кружила всех нас в вихре перемен. Менялся и я. По прошествии лет некоторые поступки вспоминаются со стыдом, но другие с гордостью. Наверное, это вполне естественная самооценка. Изменились и отношения с людьми: кто-то из союзников стал врагом, кто-то из противников стал другом.
Если абстрагироваться от конкретных персон и попытаться сформулировать в общем, что произошло с моим отношением к людям, то невольно хочется согласиться с земляком-уральцем, известным философом Питиримом Сорокиным, в бурные революционные годы эмигрировавшим в Америку и ставшим одним из отцов американской социологии.
Питирим Сорокин писал о законе нравственной духовной поляризации в периоды кризисов. В обычные некризисные времена в каждом человеке есть что-то от святого, что-то от дьявола. Человек и грешит, и совершает добродетельные поступки. И нет людей, которых можно описать только белыми или только черными красками.
Но все меняется в периоды кризисов, когда жизнь ставит перед человеком вопрос: или ты поступишься своими нравственными убеждениями, либо потеряешь нечто вполне материальное, осязаемое.
На первом этапе кризиса, как правило, преуспевают те, кто поступается всем для достижения успеха. Эти люди стремятся к успеху любой ценой, презирают мораль, этические нормы. Но неизбежно возникает противостоящая им оппозиция, для которой законы нравственности и морали приобретают высшее значение. И либо противостоящие злу праведники, в конце концов, одерживают победу, предотвратив развитие кризиса, либо общество погибает, как погибла в свое время под тяжестью собственных грехов Римская империя.
Сегодня наше общество находится в глубоком кризисе. Значит, в наиболее выигрышной ситуации те, кто отказались от всех моральных принципов. Все злее становится власть, и люди, которые еще недавно относились к категории лишь слегка испорченных властью, сегодня развращены ею абсолютно. Нынешние высказывания или дела того же Росселя совершенно немыслимы для Росселя трех-четырехлетней давности. И, к сожалению, не на него одного развращающе подействовали и власть, и кризис морали в целом. С другой стороны, очевидны обратные процессы. За эти годы для меня лично резко сузился диапазон приемлемого. Я понял, что победа не должна достигаться любой ценой. И если в 1995 году я сочинил листовку "Лысая фея с Лысой горы" против главы администрации области Алексея Страхова, то сегодня я бы не смог себя заставить сделать что-либо подобное и искренне стыжусь своей тогдашней неразборчивости.
Потому отказ моего товарища, лидера движения "Май" Буркова от использования грязных технологий в ходе предвыборной кампании является не проявлением слабости или страха. Это сознательная моральная позиция.
Рано или поздно наступает момент, когда понимаешь - победа любой ценой никому не нужна.
Если что-то получил незаслуженно, то от этого будет мало проку.
Если ты получаешь власть незаслуженно или власть тебе досталась нечестным путем, то все твои силы уйдут на удержание этой власти. Ты реально не сможешь сделать то, для чего тебе эта власть давалась.
Я люблю аналогию с сидящим на неустойчивом стуле человеком: пытаясь усидеть, он вцепится в стул и руки у него будут заняты. А руки должны работать.
Вообще, нормальный человек с опытом понимает, что "быть знаменитым некрасиво". Уходит гордыня, и приходит понимание, что ты можешь не все. Понимаешь, что есть вещи, которые другой может сделать лучше. Если ты можешь сделать шаг в сторону, отойти и хотя бы не мешать человеку, делающему реальное дело хорошо, тогда ты победил.
А если ты можешь победить себя, свою гордыню, тщеславие, алчность и трусость, то ты уже избран. Только такому человеку можно доверить судьбы других людей.
Только такого человека можно делать "неприкосновенным", то есть признать, что он выше обычного суда. Потому что только такой человек может судить себя сам.
В книге я попытался критически подойти к своей работе и жизни: безусловно, я много ошибался. Безусловно, есть вещи, за которые мне сейчас просто стыдно. Но из песни слов не выкинешь. И хотя сегодня я другой - я был таким, каким я был, и ответственность за прошлое на мне. Но есть и будущее.
Я верю, что Россия не погибнет, что Россия возродится, мы найдем силы сделать жизнь нашего народа лучше. И еще я верю, что в этом будет мой вклад.
Я верю в то, что Урал даст России политиков, руководителей, которые реально смогут помочь стране, людям. Потому что Урал - это не провинция, это крупнейший регион России. Урал - наша общая надежда. А мы, уральцы - надежда и будущее России.


2000 год
http://www.bakov.ru/i_am/45.htm

Док. 360743
Перв. публик.: 27.08.00
Последн. ред.: 27.08.07
Число обращений: 429

  • Баков Антон Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``