Александр Белоусов: Государство недостаточно делает для авиапромаНазад
Александр Белоусов: Государство недостаточно делает для авиапрома
Комментируя для сайта ЦСКП недавнее заявление гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова о намерении закупить в ближайшие годы по 22 самолёта "Боинг" и "Аэрбас", член комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям Александр Белоусов критически оценил эти планы авиакомпании. Депутат не исключает даже наличия коррупционных мотивов в действиях руководителя "Аэрофлота", заставляющих его отказываться от продукции отечественного самолётостроения.
В то же время Белоусов подчеркнул, что государство делает недостаточно для возрождения российской авиа-космической отрасли и этим многое объясняется. В настоящее время из бюджета финансируются проектные разработки, но не строительство самолётов. Авиакомпании предпочитают покупать бэушный воздушный транспорт за рубежом, а не заказывать создание новых самолётов отечественным производителям, что подразумевает полную предоплату и примерно двухгодичное ожидание машин. Белоусов считает, что в гражданской авиации государство должно было бы не только финансировать НИОКР, но и само делать стартовый заказ. Возможен и другой вариант: государственное кредитование лизинговых компаний.
Эти меры, по мнению депутата, способствовали бы возрождению отечественного гражданского самолётостроения, что очень важно для страны, где предприятия авиа-космической отрасли представлены примерно в двух третях городов. В настоящее время производителям не поступило ещё ни рубля из бюджета текущего года, хотя Дума добилась удвоения бюджетных ассигнований по сравнению с годом предыдущим. Президент Владимир Путин, к которому Белоусов обратился по этому поводу, рекомендовал ему усилить давление на правительство и обещал свою поддержку. При этом, однако, Белоусов признаёт, что отраслевые мощности заведомо избыточны. Произошло так из-за того, что в СССР искусственно создавалась конкурентная среда в этой сфере: государство финансировало работавшие над аналогичными проектами НИИ и КБ, а затем Полибюро ЦК КПСС отбирало из подготовленных альтернативных проектов тот, который предствлялся наиболее перспективным.