В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Глеба Павловского на открытии, пленарном заседании II `Европейского Форума` `Демократия и мультикультурализм на Евровостоке`, 15 октября 2005 года Назад
Выступление Глеба Павловского на открытии, пленарном заседании II `Европейского Форума` `Демократия и мультикультурализм на Евровостоке`, 15 октября 2005 года
Очень яркое выступление Олега Григорьевича избавляет от необходимости говорить о некоторых вещах. Я хотел бы поддержать и тезис о приоритете безопасности развития, потому что все мы, нуждаясь в развитии, особенно ценим его безопасность, особенно когда начинаем пользоваться его первыми плодами, пускай даже плодами на первых порах скорее моральными, чем материальными. Безопасность развития - это, безусловно, приоритет. И я хотел бы напомнить, что предыдущий Форум был всего лишь сто дней назад, I "Европейский Форум". Прошло всего лишь сто дней, и сцена перевернулась. Помните, как российских участников тогда спрашивали: за что вы держитесь, почему вы цепляетесь за какие-то архаические остатки, пережитки, почему вы не бежите за всем модным? Тогда было в моде оранжевое. Сегодня спрашивают: почему вы медлите, почему вы там медленно возвращаетесь, когда вы наконец твердо определитесь и сделаете нам определенные предложения? Я имею в виду при этом не коммерческие предложения, о которых так замечательно говорил Виталий Товиевич Третьяков, потому что такие вещи надо обсуждать. Кстати, одна из тем, которые возникли на I Форуме - тема исследования демократии на себе, на нашем собственном опыте. Мы ведь пробуем это все на себе, так не будем забывать это существенное отличие. Мы имеем дело с разными моделями демократии, все готовы подтвердить, у демократии есть разные модели, много лиц. Но когда страна вынуждена применять на себя разные модели, она проходит через те самые этапы, о которых говорил Олег Григорьевич, о которых потом иногда сожалеет, но каждый из этапов приносит какой-то опыт, и этот опыт надо изучать.

Надо начинать изучать самих себя, наше пространство, чтобы мы переставали все время извиняться, по крайней мере, называя его. Мы все время говорим: да, ну постсоветское, ну евразийское, ну примерно евро-восточное, евро-атлантическое - мы даже не можем спокойно называть землю, на которой существуем. Но самое главное - не пространство в целом, а просто наши страны становятся другими, мы извлекаем существенный опыт. Предыдущий Форум был посвящен, я напомню, теме легитимности. Это тоже очень модное слово последнего политического сезона, оно возникло в связи с выборами и спорами вокруг результатов и процедуры выборов. И все мы прошли через эти болезненные конфликты по поводу признания или непризнания легитимности результатов выборов. Но теперь мы начинаем больше ценить в свете всего произошедшего за последние несколько месяцев легитимность самого порядка, легитимность независимости, потому что она предшествует любым выборам и любой процедуре выборов. Никто из нас не готов расстаться с независимостью, суверенитетом ради того, чтобы та или иная процедура была соблюдена в наиболее чистой форме. В то же время, освоение опыта процедур и чистоты процедур - это то, чем мы обязаны многим странам, представители которых здесь участвуют, и это тоже важный опыт. Здесь, я бы сказал, мы стали более внимательно относиться к выборам, без идолопоклонства, но с пониманием того, что придется долго еще, нам, нашим детям выбирать, и значит, надо учиться это делать честно. В этом смысле опыт нашей соседки Украины очень важен, хотя очень часто он не позитивный, а негативный, но тоже опыт.

В эти дни одновременно уроки нам преподает Америка, и в эти месяцы это тоже были ценные уроки.

Вот сегодня в Ираке проходит референдум, и на месте одного светского государства возникает несколько исламских республик, в сущности, под названием "демократическая федерация". Я не знаю, хорошо ли это для ислама, не могу судить, но для политики, думаю, это точно плохо. И мы понимаем, это опыт чего - опыт применения силы, силы, которой так недостает на нашем пространстве, в которой мы нуждаемся.

На днях мы с присутствующим здесь Сергеем Александровичем Карагановым были в замечательном городке Вашингтоне, и никто иной как замминистра обороны Соединенных Штатов говорил как раз по поводу евро-атлантической интеграции в Восточной Европе. Это к вопросу, что не устраивает в уровне стратегической безопасности на этом пространстве, одном из наиболее мирных пространств вообще в современном мире. А раз здесь царит мир, существует определенная архитектура, что-то обеспечивает этот мир. Стоит ли немедленно менять, ломать эту архитектуру и вводить какие-то новые институты безопасности? Он сказал: да, в принципе, нас все устраивает, это безопасное пространство. Но есть для НАТО одна проблема, она называется Белоруссия. Вот очень интересно, что Белоруссия называется проблемой не для кого-нибудь, не для Комиссии по правам человека, а для Северо-Атлантического пакта, все-таки организации безопасности, военно-политической организации. И вот это наводит на некоторые размышления о том, как видят наши коллеги по другому полушарию введение демократии, демократизацию этого пространства. Это заставляет нас думать.

Главное же изменение, я думаю - уходит тема постсоветского пространства вообще. Но она уходит не потому, что устаревает, не потому что немодно об этом говорить, а потому что возникает структура этого пространства, возникает понимание того, что постсоветское пространство как регион перестает существовать, заменяемое группой новых мировых регионов. Это новый для нас опыт. Когда мы говорим Причерноморье, когда мы говорим Средняя Азия, Кавказ - это все еще для нас, для нашего поколения региона на самом деле Советского Союза. Но эти регионы не существуют и уже никогда не восстановятся. Возникают другие мировые регионы, и Россия имеет свое видение архитектуры почти каждого из них, свое видение их состава, свое видение их стабильности. Россия возвращается, Россия намерена присутствовать и вмешиваться, но не во внутренние дела стран и регионов, вмешиваться в процесс их создания, их построения. Россия точно не может допустить того, чтобы новая Центральная Азия строилась без России, Россия не отгородится границами от Центральной Азии. Россия не может допустить, чтобы новый регион Большого Черного моря строился без России, значит, он будет строиться с Россией, мы будем вмешиваться в процесс этого строительства, но, естественно, не вмешиваться во внутренние дела стран этого региона. И вот этот новый опыт, этот новый уровень, я думаю, нуждается в нашем особенном внимании. Потому что когда мы говорим о глобализации, мы обычно проскакиваем постсоветские расстояния между одной страной и сразу всем миром. Каждая наша страна сегодня реально составная часть какого-то большого региона. И здесь тоже нужна политика, и эта политика может быть только мультикультурной, то есть она должна включать, а не исключать, она не может исключить никакое меньшинство, даже никакую модель интеграции. Евро-атлантическая интеграция тоже имеет право на существование, но как одна из моделей интеграций, возможны и другие модели, и они имеют право на здоровую конкуренцию, не военную, разумеется.

Я думаю, что имеет смысл в результате нашего обсуждения прийти к каким-то программным, практическим вещам. Потому что уже началась реально работа в каких-то группах, например, по подготовке предложений к саммиту "восьмерки" следующего года. Саммит "восьмерки" посвящен очень важным именно для нашего пространства темам. Это энергобезопасность, преодоление разрывов в развитии, борьба с терроризмом - это всё темы нашего пространства. И не может быть так, чтобы участники этого пространства не имели голоса, не имели предложений и идей, которые могут быть, в том числе через Россию, вынесены в повестку дня "восьмерки", практические предложения в том числе. Я думаю, возможно и создание группы, центра в этой области.

И демократия, о которой здесь много говорится и будет говорится, тоже нуждается в центре изучения и разработки как реальных моделей, ноу-хау, к которым мы приходим, мучительно, оступаясь, но приходим, и эти ноу-хау в ряде случаев оказываются полезными для других. Вот коллеги из Центральной Азии обратили наше внимание (признаться, к стыду, мы не обращали на это внимания), что Россия реально участвовала в строительстве государственности и демократии в Таджикистане. И этот процесс не являлся бесконечным, он был завершен в каком-то смысле: государство есть, оно функционирует, несовершенное, как любое государство, но это демократия с разделением властей и с интеграцией всех, в том числе исламских элементов, в политическую жизнь. И достичь подобного в Афганистане, достичь подобного в Ираке еще не скоро удастся, и не знаю удастся ли. Это опыт, он может быть применен в других регионах. Мы должны привыкать к тому, чтобы быть не только поучателями, но и спонсорами развития демократии. Мы должны распространять наш опыт построения государственности, независимости на другие территории. Всегда надо помнить, в современном мире есть те, кому хуже, чем нам.





15 октября 2005 года
http://www.europeforum.info/speech/99890702?mode=print

Док. 360653
Перв. публик.: 15.10.05
Последн. ред.: 27.08.07
Число обращений: 514

  • Павловский Глеб Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``