В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НЕ ПОДУМАВ О ПОСЛЕДСТВИЯХ Назад
НЕ ПОДУМАВ О ПОСЛЕДСТВИЯХ


Российская газета, Славин Сергей,

К чему приведут денежные расчеты мимо банковской кассы

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КОМИТЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ ПОДГОТОВЛЕНА ПОПРАВКА К ЗАКОНУ "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", СОГЛАСНО КОТОРОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ КРЕДИТНЫМИ, РАЗРЕШАЕТСЯ ПРИЕМ ПЛАТЕЖЕЙ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ С ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.

Удивление многих экспертов вызвал тот факт, что поправка, которая вот-вот вступит в законную силу, была вброшена неожиданно и до сих пор не вызвала серьезного к себе внимания ни со стороны власти, ни со стороны других заинтересованных сторон. Говорить о широкой общественности тем более не приходится, хотя действие данной поправки коснется ее в первую очередь.

Итак, поправка к части 7 статьи 5 Закона "О банках и банковской деятельности", которую выдвинул Комитет ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам, звучит так: "Не относится к банковским операциям прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги, который осуществляется юридическими лицами на условиях договора поручения с юридическими лицами, предоставляющими соответствующие услуги, если по условиям такого договора обязательства физического лица перед юридическими лицами, предоставляющими соответствующие услуги, считаются исполненными в момент поступления денежных средств в кассу поверенного".

За словесной казуистикой скрывается вполне здравая на первый взгляд мысль - упростить миллионам граждан, томящихся в очередях того же Сбербанка, процедуру разного рода платежей. Можно же сейчас заплатить, скажем, за мобильный, проходя мимо первой попавшейся точки - хоть в магазине, хоть в уличном киоске.

А завтра, с принятием поправки, в этих же местах можно будет оплатить, например, все текущие коммунальные расходы, избежав формальностей. Беда лишь в том, что инициаторы поправки забыли или сознательно опустили тот факт, что формальности в денежных вопросах бывают чрезвычайно важны.

По мнению ряда экспертов в финансовой области, передача расчетных функций небанковским организациям является принципиальной развилкой в развитии банковской системы страны и всего финансового рынка, обозначая смену приоритетов и инвестиционной политики розничных банков. На деле вся "поправочная" затея, если она реализуется на практике, грозит серьезно расшатать банковский мир России, если не обрушить его совсем.

В самом деле - большинство банков, работающих по обслуживанию населения, успели вложить в это дело миллионы долларов. Благосостояние людей понемногу, но растет, потому банки сегодня активно идут "в народ", открывая филиалы и дополнительные офисы. Выходит, деньги потрачены напрасно. В самом деле - стоило ли так тратиться (стоимость одного дополнительного офиса с мини-кассой и одним рабочим местом составляет около 1 миллиона рублей, а стационарного - с несколькими офисами обслуживания - 15 миллионов), если теперь можно будет за копейки понаставить палаток с завлекательными вывесками и радушно собирать у граждан всякие платежи?

Настораживает, что со стороны власти нет комментариев: не слышно критики от руководства Центробанка, работников Росфинмониторинга и т. д. Видимо, железный посыл законотворцев "народу удобно" столь прочен, что и власть боится поставить его под сомнение. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, текст поправки с Центробанком был согласован. Судя по высказываниям Медведева, Центробанк признал, что по "экономическому смыслу" платежи населения - это "небанковские операции".

Законодатели признают, что "радости у банкиров этот законопроект не вызовет", но уверяют, что заботятся о потребителях услуг. Забота о потребителях - дело, безусловно, благое. Только вот вопрос: чем она обернется в обозримом будущем? Нам говорят, что населению "удобно" оплачивать коммунальные услуги в любом супермаркете. Возможно, только где гарантия, что деньги пошли именно в ДЭЗ, ЖЭК и т. д.? Документов, подтверждающих этот факт, девушка на кассе вам не предоставит.

Между тем, когда решается вопрос о специальной правоспособности, то есть о необходимости получения лицензии на тот или иной вид деятельности, аргумент "удобства для народа", столь любимый популистами, не всегда является определяющим. Самый наглядный пример - торговля оружием. Кому-то, возможно, было бы очень удобно прикупить автомат Калашникова в соседнем супермаркете. Однако, к счастью, так далеко наша законотворческая мысль еще не зашла.

Некоторые эксперты оптимистично полагают, что единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ, которые создавались на базе ДЭЗов) предлагаемую систему не примут. Дело в том, что, когда люди приходят в ЕИРЦ, их всегда просят показать квитанцию об оплате, а при принятии лоббируемых депутатами поправок возникают вопросы: что именно показывать - у всех магазинов чеки разные, и каков был вид платежа. Начальник управления и развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов отмечает: "У нас с каждым ЕИРЦ есть отдельный договор о том, что мы принимаем и что будет, если мы просрочим платеж. Я сомневаюсь, что магазины заключат со всеми ЕИРЦ договоры, да и сами ЕИРЦ вряд ли пойдут на это". И хорошо еще, если система будет работать, а если нет - кто проверит, кому жаловаться, кто деньги, наконец, вернет?

В случае реализации злополучной поправки в течение ближайших 3-5 лет будут из банковской сферы выведены миллиардные суммы. Вопрос: куда они направятся? Скорее всего, деньги достанутся крупнейшим розничным сетям, которые, не дожидаясь законодательного утверждения, уже занимаются сбором средств у населения. Правда, сегодня это, мягко говоря, не вполне законно (то есть вообще незаконно), что, впрочем, мало кого волнует. Но завтра, перед вступлением в ВТО, этот вопрос встанет достаточно остро. На цивилизованный рынок с "серыми" и тем более "черными" доходами не выйдешь - тут нужна полная легализация всех видов деятельности.

Но и это еще не все. Введение поправки ставит под вопрос решение проблемы увеличения доли безналичных расчетов в экономике. Либо мы будем по-прежнему мириться с засилием наличности, либо покупателям придется открывать в ближайших булочных счета, похожие на банковские.

Вообще с пресловутой поправкой что-то не все ясно. С одной стороны, она носит концептуальный характер, поэтому не раз видоизменялась. С другой стороны, последствия ее уж слишком серьезны, чтобы просто взять и принять сразу во втором чтении. Да и сами банкиры как-то непривычно вяло комментируют предстоящие революционные для себя изменения. Может быть, масштабы их еще не всем понятны. Со стороны лоббистов понятно все. Их цель - протащить поправку под любым благовидным предлогом.

Кстати, тезис о том, что точек приема платежей коммерческих организаций больше, чем банковских офисов, тоже критики не выдерживает. В России одних только банкоматов насчитывается больше 25 тысяч и ежедневно появляются новые, а банковских офисов меньше ненамного - более 20 тысяч. Конечно, если поправка будет принята, коммерческих точек можно наставить хоть сотню тысяч за месяц - дело-то выходит малозатратное и никем не контролируемое. Сказка, а не бизнес: регистрации не требуется, отчетности никакой, контролеров тоже. Можно недельку в таком "офисе" посидеть, платежи пособирать, потом закрыться и через дорогу открыть новый. А еще лучше - сразу два, под разными вывесками. А кто будет разбираться с обманутыми гражданами?

На наших глазах разворачивается драма с обманутыми дольщиками жилья. Принятый из самых благих намерений в интересах трудящихся закон действительно позволял покупать жилье на стадии котлована по сравнительно низкой цене. Удобно, слов нет. Вот только оказалось, что и квартир не построили, и денег не возвращают. Теперь десятки тысяч обманутых людей ходят на митинги, устраивают голодовки и требуют справедливости. Причем, похоже, власть действительно не знает, как разрешить ситуацию. Неужели печальный опыт ничему нас не учит?



http://pavelmedvedev.ru/

Док. 360607
Перв. публик.: 13.12.05
Последн. ред.: 27.08.07
Число обращений: 344

  • Медведев Павел Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``