В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЕСТЬ ДЕНЬГИ, ОТ КОТОРЫХ НЕ БОГАТЕЮТ. Назад
ЕСТЬ ДЕНЬГИ, ОТ КОТОРЫХ НЕ БОГАТЕЮТ.


Парламентская газета, Линьков Александр,
Люди стали безумно богатыми в смысле сложившихся представлений о богатстве. И, казалось бы, Испания должна была вступить в эпоху процветания. Но нет, все случилось ровно наоборот, страна вошла в эпоху, можно сказать, экономического загнивания.

Стабилизационный фонд вобрал в себя уже 1, 5 триллиона рублей. И вокруг этих денег страсти не утихают. На всех уровнях. Начиная с бытового и кончая самым высоким. Одни за то, чтобы ни копейки не трогать, другие настаивают на изъятии части средств, которые могли бы пойти на высокие технологии, строительство дорог и иные проекты. Словом, единого мнения нет. Между тем через два года в Стабфонде, по оценкам экспертов, будет уже три триллиона рублей. И что от этого России? С этого вопроса началась беседа корреспондента "ПГ" с Павлом МЕДВЕДЕВЫМ, первым заместителем председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.

- Дело в том, что страна столкнулась с чрезвычайно болезненной проблемой. Одни называют это "голландской болезнью", а я бы назвал "испанской". Имеются в виду события в Испании во второй половины XVI века, когда в страну из Америки большим потоком хлынуло золото, а в еще большем объеме - серебро в связи с открытием не только новых месторождений, но и способа извлечения последнего из руды.

Люди стали безумно богатыми в смысле сложившихся представлений о богатстве. И, казалось бы, Испания должна была вступить в эпоху процветания. Но нет, все случилось ровно наоборот, страна вошла в эпоху, можно сказать, экономического загнивания.

А объяснение простое - невозможно есть не только деньги, которые у нас на руках, в кошельках, которые, кстати, и ценности-то не имеют, но нельзя есть даже и настоящие - те же серебряные или золотые. Поскольку люди потребляют в пищу простой продукт, а одеваются не в золото, а в обычную одежду.

Все в жизни получилось наоборот. Оказалось, что те страны, до которых доходили только серебряные брызги испанского счастья, выиграли куда больше. Например, Нидерланды, где испанцы закупали продукты для своих колоний. На этих брызгах страна начала экономически бурно развиваться.

Вот это, образно говоря, ядро, вокруг которого формируется непонимание того, что же делать с нашим "счастьем" в виде Стабилизационного фонда.

- И если министр финансов дрогнет, то "подцепить" нам "испанскую" болезнь не составит труда? Тем более что за январь - март инфляция уже составила пять процентов, или две трети от годового прогноза.

- Сейчас все претензии высказываются в адрес министра финансов. Но не в нем же дело! Поскольку он был бы рад вложить часть денег, что и делает через бюджет, но в результате-то - названный уровень инфляции. Поэтому виноват не министр финансов Алексей Кудрин, а наш пресловутый инвестиционный климат, который от этого министра не очень сильно зависит.

Да, у нас не нулевой инвестиционный климат, считаю даже, что неплохой, но он не соответствует тому объему денег, которые просто свалились на страну. Если бы они, деньги, были продуктом роста экономики, было бы очень вероятно, что она бы их и впитала в себя, создавая новые рабочие места, генерировала новые технологии и так далее. А когда эти деньги похожи на серебро из Южной Америки, то нужны специальные усилия, чтобы переварить хотя бы часть из них.

- И чем же пугает наш инвестиционный климат?

- Первейшая причина, о которой говорят везде и всюду, - коррупция. Да, предприниматели, зарабатывающие деньги, частично вкладывают их в развитие своего бизнеса. Более того, сейчас капиталовложения растут быстрее, чем растет экономика. Но в то же время даже с личными деньгами предприниматели осторожничают.

- Что так?

- Не секрет, что не только расширение производства, а и просто владение им связано с массой неприятностей. Прежде всего это труднейшие отношения с налоговыми инспекторами, со всевозможными местными начальниками. Жизненная практика показывает, что те налоги, которые приписаны Налоговым кодексом, это далеко не вся нагрузка, возлагаемая на плечи предпринимателей.

Чтобы не быть голословным, приведу небольшой пример, с которым пришлось столкнуться в реальной жизни. Ко мне на прием приходит, скажем так, представитель малого бизнеса. Простоватого вида мужичок, но с хитринкой в глазах. И когда он стал рассказывать свою историю, то стало ясно, что придумана, сочинена просто на ходу. Но это тот случай, когда ложь правдивее правды.

А суть проста. У этого предпринимателя, занимающегося хлебопечением, три маленькие печки, комнатушка, где все производство разместилось, и булочная, где он продает хлеб горячим. И надумал четвертую печь купить. Так вот, приходит он к налоговому инспектору, а тот ему бумажку дает, говорит, заплати. "Да как так, я же все оплатил", - недоумевает предприниматель. А в ответ: "Хорошо, приду - больше насчитаю". Возвращается к себе мужичок, а там милиционер с претензиями, почему решеток на окнах нет, ведь кругом криминал разгулялся. Только решетки поставили, пожарный тут как тут: "Почему решетки на окнах, а если пожар?"

Пришлось решить нерешаемый вопрос - дать взятку и тому, и другому, и третьему... Выходит наш предприниматель на улицу, навстречу местный начальник, и сразу в лоб: "Что-то твоя дорога перед твоей булочной вся в колдобинах". Оторопел мужичок: "Не моя это дорога, муниципальная". "Да-да, правильно, - как бы извиняется чиновник и добавляет: - Забыл совсем, ведь у вас скоро срок аренды с нами заканчивается". Почесал затылок хлебопек, быстро нашел рабочих и отремонтировал дорогу. А в итоге задумался: мол, куплю если четвертую печку, то давление еще на треть, а то и больше возрастет. Лучше я эти деньги, на печь собранные, потрачу себе на костюм, жене на сапоги, детям - велосипеды, да и питаться лучше сможем...

О чем эта своего рода притча? О самом простом. Деньги, которые можно было бы вложить в производство товаров, уходят на потребительский рынок. То есть если бы инвестиционный климат был более благоприятным, то предприниматели сначала бы печку покупали, а уже потом подарки.

- Правительство же, оберегаясь, размещает накопленное в иностранных ценных бумагах.

- Что касается этих бумаг, то министр финансов приводит в действия те рычаги, которыми он обладает. Есть у него рычаг вложения, по-видимому, он им и воспользуется. Хотя, честно говоря, привар получится небольшой.

Да, раздается немало предложений использовать средства и на внутренние нужды. В то же строительство дорог. Мне ужасно хочется, чтобы у нас строились дороги, поскольку многие из них - это только названия. Но что мы получим, если возьмем деньги фонда. Ведь строительство - это асфальт, гравий, песок. Всем, кто эти материалы добудет и привезет, нужно платить зарплату. Как заплатить и дорожникам. В конечном же итоге все эти деньги попадут на потребительский рынок, где новый продукт не появился, поскольку дорога его не создает. Результат один - инфляция подрастет.

Я не являюсь отъявленным пессимистом, хотя и не очень доверчивый оптимист. Поэтому настаиваю на том, чтобы, говоря "а", предлагая вкладывать средства в строительство дорог, мы не забывали сказать и "б". То есть решить проблему, как дополнительные деньги на потребительском рынке будут скомпенсированы, либо сдерживанием потребления в других сферах, либо, что лучше, производством, которое даст продукты. Видимо, похожими соображениями руководствуется и министр финансов. Впрочем, министра последовательно поддерживает и Президент.




http://pavelmedvedev.ru/

Док. 360526
Перв. публик.: 24.04.06
Последн. ред.: 27.08.07
Число обращений: 332

  • Медведев Павел Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``