В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Чуев: Надеюсь, законопроект `Об Общественной палате` будет принят до Нового года Назад
Александр Чуев: Надеюсь, законопроект `Об Общественной палате` будет принят до Нового года
Безусловно, данный законопроект является в современных условиях очень важным. Необходимо создать механизмы конструктивного взаимодействия между властью и обществом, а также систему обратных связей. Сегодня нет эффективного механизма, позволяющего, с одной стороны, гражданам контролировать деятельность органов государственной власти, а с другой стороны, органам государственной власти получать предварительную общественную реакцию. Особенно когда речь идет о принятии новых законопроектов, их выдвижении, или иных решениях исполнительной власти, которые затрагивают жизнь общества.


Отсутствие такого механизма, к сожалению, привело к тому, что часто приходящие законы из правительства в Государственную думу либо решения исполнительной власти, увы, без согласования с общественностью потом давали те эффекты, на которые представители власти не рассчитывали, в последствии приходилось эти решения корректировать. Поэтому президент выступил сегодня очень своевременно с этим законопроектом. Именно президент должен был внести такой законопроект, поскольку он является сегодня единственной легитимной фигурой, обладающей, действительно, народным авторитетом. Это очень важно, поскольку ни Государственная дума, ни правительство, ни другие органы власти не обладают таким уровнем авторитета и поддержки

Теперь, что касается самого законопроекта. Прежде всего, плюсы. Плюсы его заключаются в том, что Палата формируется достаточно сложным образом, это очень важно для того, чтобы в ней были представлены реальные общественные силы. Дальше - уровень общероссийских общественных объединений и уровень региональных общественных объединений. Фактически, мы привлекаем к работе Палаты региональные и межрегиональные общественные объединения, что крайне важно, чтобы Палата не стала некой организацией Садового кольца, чисто московским объединением. Кроме того, члены Палаты имеют достаточно высокий статус, это необходимо для того, чтобы они могли выполнять свои функции - обращаться в органы государственной власти, присутствовать на заседания Государственной думы и правительства, чтобы они имели возможность реально влиять на те или иные решения.

Самая главная функция Палаты - общественная экспертиза законопроектов и иных общественно-значимых решений государственной власти. Экспертные заключения должны потом обязательно рассматриваться на правительстве, если речь идет об инициативах правительства, или на заседаниях законодательных органов власти, если инициатива исходила от них.

Некоторые положения законопроекта нуждаются в поправках. На мой взгляд, неплохо бы ко второму чтению расширить функции Палаты, усилив контрольную составляющую.

Второе. Необходимо связать Палату с гражданами. На сегодняшний день Общественная палата представляет общественные организации. Но не прописаны связи информирующие граждан о каких-то действия, или о результатах исполнения тех или иных решений органов государственной власти. На мой взгляд, необходимо ввести понятие "общественные приемные" в деятельность Общественной палаты. Я думаю, во втором чтении мы это сделаем.
Общественная приемная Палаты нужна для того, чтобы граждане могли прийти туда и обратиться непосредственно в эту Общественную палату. Причем такие приемные должна функционировать не только в Москве, но и по всем субъектам Российской Федерации.

Необходимо также усилить взаимодействие федеральной Общественной палаты с региональными общественными палатами. Сегодня уже более чем в 30 субъектах Российской Федерации действуют уже созданные Общественные палаты. Они, конечно, действуют на разной основе, различные документы регламентируют их деятельность, но, тем не менее, следует связать все эти общественные палаты в общую систему. По моему мнению, общественные приемные в регионах могли бы функционировать при региональных Общественных палатах, которые, в свою очередь, если вопрос имеет федеральный уровень, направляли бы документы уже в федеральную Общественную палату. Вот эти элементы взаимодействия с региональными Общественными палатами мы постараемся ко второму чтению расширить.

Ну и, конечно, правильно было бы прописать более четко и ясно вопросы, касающиеся обеспечения деятельности Общественной палаты. На вчерашних слушаниях в Государственной думе очень многие возражали, что аппарат, который обслуживает Общественную палату, является подразделением правительства Российской Федерации. Если мы хотим, чтобы Общественная палата была подлинным государственно-общественным органом, и достаточно была при этом независимой от органов государственной власти, необходимо, чтобы решение об избрании или назначении его принималось именно Палатой или руководством Палаты, а не просто в правительстве. Таким образом мы аппарату придаем очень высокие функции. Законопроект почти готов и надеюсь, что в первом чтении мы его примем уже в эту сессию, до Нового года.


А.В. Чуев
Зам. Председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, член Президиума политической партии "Родина"
2005 год
http://www.chuev.org/speaches/00005.html

Док. 360298
Перв. публик.: 27.08.05
Последн. ред.: 27.08.07
Число обращений: 357

  • Чуев Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``