В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Белоусов: `Страна такого масштаба без авиации жить не может!` Назад
Александр Белоусов: `Страна такого масштаба без авиации жить не может!`
Депутат Александр Белоусов: "Страна такого масштаба без авиации жить не может!"

Приоритеты

Стремление России вернуться в число по-настоящему великих держав не может не коснуться судьбы российского авиапрома. По большому счету, от того, по какому пути развития он пойдет, зависит, будет ли она вообще существовать. Без авиации собственного изготовления ни одно государство даже с натяжкой не может считаться не то что великим, а достаточно развитым и самостоятельным.

- В правительстве есть две силы - одна старается возродить авиапром, другая делает все, чтобы его не было. Но страна такого масштаба, как Россия, без авиации жить не может, - считает депутат Госдумы от партии "Единая Россия", член Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александр Белоусов, который также является председателем Экспертного совета, занимающегося вопросами развития авиационной отрасли. - Ведь те завоевания, которые были сделаны в данной области нашими предшественниками, мы не должны потерять. Уверен, наша страна из-за своей геополитической специфики обречена иметь свою авиационную промышленность. И ее гибель может привести к глубочайшему кризису во всей России.

Депутаты фракции "Единая Россия" серьезно обеспокоены положением дел в нашей авиации. Со стороны исполнительной власти пока нет четкой концепции, каким путем идти в данной сфере. Поэтому партия "Единая Россия" так и назвала один из важнейших своих проектов: "Авиапром". Его главным автором и проводником в жизнь стал сам депутат Александр Белоусов.

Какие проблемы и пути их решения увидели разработчики партийного проекта?
Весь прошлый год они ездили по стране, детально вникая в ситуацию, сложившуюся на крупнейших заводах, производящих самолеты и двигатели. И увидели три главные проблемы отрасли - отсутствие государственного финансирования стартового заказа на отечественную авиапродукцию, техническое перевооружение (в этом отношении мы находимся на уровне конца 80-х - начала 90-х годов), а также кадровый дефицит, который является бедой всех заводов.

Все это можно ярко проиллюстрировать на судьбе ближнемагистрального самолёта Ту-334. По оценкам экспертов, это самый перспективный на сегодняшний день российский самолёт. Как говорят летчики, летает чуть ли не сам. Машина давно прошла необходимые испытания и сертификацию. Но проект, которым государство занимается почти 15 лет, вложив в него немалые деньги, сегодня не может быть направлен в серийное производство из-за нехватки средств. А ведь по сравнению с тем, что уже вложено, последний этап финансирования представляется более чем "подъёмным" для властей.

Есть и другие причины "заземления" авиапрома. Например, налоговое бремя, доходящее до 40 процентов, низкие заработные платы сотрудников, серьезные таможенные барьеры. Да и сама процедура получения государственных средств крайне замедлена. Дошло до абсурда: на госзаказ 2005 года - а это 11 миллиардов рублей - деньги были получены только 25 декабря! В результате темпы производства на трёх крупнейших "ожидающих" заводах - в Воронеже, Казани и Ульяновске - резко снизились, а задел, созданный за два предыдущих года оказался попросту "проеден".

"Единой России" принадлежит ряд поправок в государственный бюджет, направленный для авиапрома. С 1 января 2006 года на развитие гражданской авиации выделили 24 миллиарда рублей. Но даже через полгода деньги еще не были распределены и, соответственно, не дошли до адресатов. Потому что саму программу развития гражданской авиации Правительство подписало только 26 августа. В этом году, по мнению Александра Белоусова, надо выделить 48 миллиардов рублей.

Как скоро они дойдут до авиационных заводов?
Вообще, Правительство порой "удивляет" и промышленников, и законодателей. Например, Министерство транспорта подхватило идею о том, что наши самолеты исчерпали свой срок. В постановлении Минтранса "О мерах по обеспечению безопасности" есть такой пункт: "В связи с отсутствием в отечественной авиационной промышленности возможности провести и поставить в эксплуатацию в течение ближайших 8-10 лет необходимого количества воздушных судов, принять постановление Правительства о полном освобождении от таможенных пошлин и НДС на ввоз иностранных воздушных судов.

- Приняв такое постановление, - уверен Александр Белоусов, - мы поставим крест на отечественном авиапроме.
Правда, пока далеко не все потеряно, и потенциальные возможности у российских самолетостроителей есть. Только на самарских предприятиях темпы роста объемов реализации товарной продукции в целом в 2005 году составили 112,5 процента, а за 2006 год - 154,1 процента. При этом средняя заработная плата рабочих выросла более чем на 30 процентов.

Основные направления развития

Предприятиям и организациям авиационной промышленности гарантирована государственная поддержка и инвестиции. По мнению "единороссов", сегодня государству необходимо определиться с приоритетами в авиационной отрасли, а также подготовить модельный ряд требуемой рынку авиационной техники. Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Вячеслав Шпорт считает, что наши авиастроители не просят денег просто так, они готовы их отрабатывать. Они просят разработать систему, которая была бы эффективна и исключала перебои с государственным финансированием. Сейчас во всём мире применяется схема работы с лизинговыми компаниями. Значит, требуется её отработать и отследить до конца.

Уже в ближайшее время авиакомпании должны перейти от мелкомасштабных закупок к крупным. Необходимо также расширять систему экспорта самолетов и занять к 2015 году 5-7 процентов мирового рынка гражданских лайнеров. Это вновь выведет российский авиапром в число мировых лидеров. На эти цели в период с 2008 по 2012 годы планируется предусмотреть выделение из федерального бюджета целевых гарантий по кредитам на сумму до $4 млрд. Но самый надежный способ выйти из кризиса, по мнению Александра Белоусова, - это создание Объединенной авиастроительной корпорации. Что позволит России выпускать самолеты действительно конкурентоспособные на европейском рынке.

Указом Президента России Владимира Путина такая корпорация де-юре создана. По замыслу, в нее войдут 11 крупнейших производителей военной и гражданской авиационной техники. Около 75 процентов акций корпорации останутся у государства, остальные станут собственностью представителей частного капитала. Александр Белоусов не сомневается, что такая консолидация усилий сильнейших российских авиастроителей жизненно необходима. Более того, есть хорошие перспективы привлечения в корпорацию именитых иностранных производителей, в том числе крупнейшего французского холдинга Airbus и одного из итальянских предприятий.

- Очень важно, что корпорацией будет руководить не только государство, но и частный капитал, - считает Александр Белоусов. - Раньше у нас каждый завод имел свое народное хозяйство. Другими словами - обладал полным производственным комплексом. Сегодня ситуация меняется - каждый член корпорации будет заниматься определенным производством или разработкой, работая при этом на общие, коллективные задачи.

21 марта 2007 г.

ЦСКП

Док. 360222
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 27.08.07
Число обращений: 367

  • Белоусов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``