В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Иванченко: Политика Федеральной антимонопольной службы сейчас способствует монополизации этого рынка Назад
Александр Иванченко: Политика Федеральной антимонопольной службы сейчас способствует монополизации этого рынка
В эфире СИТИ-FM председатель совета директоров Независимого института выборов, экс-глава Центризбиркома Александр Иванченко высказал мнение о запрете использования рекламных щитов для агитации политическими партиями.

Федеральная антимонопольная служба признала политическую наружную рекламу незаконной. В ведомстве считают, что рекламные щиты с политагитацией противоречат закону "О рекламе". Как сообщает газета "Коммерсантъ", такой ответ ФАС дала на соответствующий запрос Центризбиркома.
Как выяснилось, уличные конструкции должны быть использованы "исключительно в целях распространения рекламы". Щиты с политической агитацией противоречат 19-й статье закона "О рекламе" чисто технически.
Таким образом, ФАС фактически ввела для партий, в преддверии выборов в Госдуму, запрет на политическую наружную рекламу.

Отмечу, что это заявление стало итогом переписки Центризбиркома и антимонопольной службы. Она была начата еще в начале года, на уровне их региональных подразделений в Саратовской области, где партии столкнулись с запретом размещения наглядной агитации на довыборах депутатов муниципальных собраний.

Впрочем, ответ ФАС - это еще не запрет на политическую рекламу, и консультации на эту тему будут продолжены. Встреча руководителей двух ведомств, где стороны должны прийти к неким договоренностям, запланирована на завтра.

По данным экспертов, доля политической рекламы составляет 6-7% от общего объема рынка. Предполагалось, что затраты на наружную рекламу к концу года могли превысить 90 миллионов долларов.

Если согласие между ЦИКом и ФАС не будет достигнуто, то, как утверждают осведомленные источники Ъ, Центризбирком или кто-то из партийцев могут обратиться в Конституционный суд с запросом о толковании противоречий между законами "О рекламе" и "Об основных гарантиях...". Правда, по сложившейся практике от внесения запроса в КС до его рассмотрения проходит несколько месяцев, и в таком случае партийная агитация в ходе избирательной кампании по выборам в Госдуму, которая официально стартует в начале сентября, может оказаться серьезно урезанной.
Стоит отметить, что именно в оставшиеся до начала официальной кампании летние месяцы, по оценкам многих экспертов, начинаются переговоры между партиями и рекламными структурами. Как подтвердил Ъ адвокат СПС Вадим Прохоров, "партии уже прощупывают почву, хотя основные контракты заключаются в рамках избирательной кампании". "Для нас и так разместиться на билбордах было сложно, даже проплаченные билборды, например, в Подмосковье снимали по решению местных властей",- посетовал он. В то же время президент консалтинговой корпорации НОВОКОМ Алексей Трубецкой не видит особой проблемы в отсрочке заключения контрактов из-за дискуссии между ЦИКом и ФАС. По его мнению, "во время предвыборной кампании все встанет на свои места, так как консалтеры имеют устоявшиеся связи с рекламными фирмами".
Представители региональных избиркомов считают, что отсутствие контрактов может привести к стихийному и неконтролируемому размещению политической рекламы в не предназначенных для этого местах. А это уже будет нарушением закона "Об основных гарантиях...", предписывающего размещение агитации "в специально отведенных для этого местах". Придется откорректировать и планы самого Центризбиркома, который каждую федеральную избирательную кампанию сопровождает так называемой программой информирования избирателя. Эта программа предполагает размещение в федеральном масштабе, в том числе и на рекламных конструкциях, плакатов с призывами прийти на выборы, разъяснением порядка голосования и заполнения бюллетеней. Таким образом, запрет ФАС может прямо затруднить и деятельность самого Центризбиркома.
Что же касается партий, то запрет на политическую "наружку" может повредить не только оппозиционерам, для которых в условиях ограниченного доступа к телевидению щитовая реклама считается одной из наиболее эффективных, но и "Единой России"."Здесь есть политическая интрига: запрет ФАС ударил по тем, кто активнее всего использует билборды,- пояснил Ъ член ЦИКа с совещательным голосом от КПРФ Вадим Соловьев.- По нашей информации, для размещения имиджевой рекламы "Единая Россия" уже закупила до конца года процентов 60 всех площадей наружной рекламы, которая может быть использована на выборах. Тем самым они потеряют возможность начать летнюю агитационную кампанию и будут уравнены в этом со "Справедливой Россией" и другими партиями".
Сейчас в прямом эфире CИТИ-FM председатель совета директоров Независимого института выборов, а в прошлом глава Центризбиркома Александр Иванченко.

Центризбирком намерен добиться запрета Федеральной антимонопольной службы размещать политическую агитацию на наружных рекламных носителях. Удастся ли?

Вне всякого сомнения, это удастся. Позиция Федеральной антимонопольной службы более чем странная. У нас есть закон о рекламе. Политическая реклама - это одна из разновидностей коммерческой, социальной. И такое разъяснение, на мой взгляд, противоречит не только закону о политических партиях, подобное разъяснение противоречит и закону о выборах, закону о гарантиях избирательных прав граждан. Я просто не могу представить, чтобы государственный орган в канун федеральной избирательной компании, - и думской, и президентской, - ограничил все субъекты политической жизни на ведение политической деятельности, по большому счету. Ведь что такое избирательная компания? Это конкуренция политических партий, которые могут использовать страницы газет, экраны телевидения, наружную рекламу для размещения своих аргументов, политических, в первую очередь. Помимо самой избирательной компании, в межвыборный период, политические партии - не только субъекты политической жизни, они субъекты еще и хозяйственной деятельности, которые могут знакомить на тех же наружных щитах, с помощью рекламы, граждан со своими программами, положениями, информировать о съездах. Поэтому я, кроме как, странной, или, по крайней мере, недостаточно проработанной с правовой точки зрения, позицию Федеральной антимонопольной службы охарактеризовать не могу.

Что это за техническое противоречие 19-ой статье закона, о котором говорится?

Просто эти рекламные щиты должны соответствовать определенным техническим требованиям. К самой сути вопроса, о котором сейчас идет речь, это никакого отношения не имеет. Вообще, Федеральная антимонопольная служба не должна в этой сфере регулировать вопросы. Она должна смотреть, насколько эти щиты отвечают исключительно техническим требованиям. Это единственное полномочие ФАС, которое она пытается использовать для ограничения политической деятельности партий.

А если согласие между ЦИКом и ФАС не будет достигнуто, что тогда? Ведь до агитационной кампании остались считанные месяцы.

Я уже вижу в Москве огромное число рекламных щитов с рекламой определенных политических партий, не буду их называть. И эта тенденция, если она получит развитие в такой интерпретации Федеральной антимонопольной службы, будет означать политику преференции для определенных политических сил. ЦИК выступает с позиции закона "О гарантиях избирательных прав граждан" - всем политическим партиям, всем гражданам должны быть предоставлены равные условия для политической рекламы и в межвыборный период, и в выборный период. Политика Федеральной антимонопольной службы сейчас способствует монополизации этого рынка в интересах определенных политических сил.


http://www.city-fm.ru/news/?id=228210

19.06.2007


Док. 359848
Перв. публик.: 19.06.07
Последн. ред.: 27.08.07
Число обращений: 308

  • Иванченко Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``