В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КРЕДИТ ОБРАЗОВАНИЮ Назад
КРЕДИТ ОБРАЗОВАНИЮ


Парламентская газета, Зенькович Ольга,
По подсчетам экспертов, потенциал российского рынка кредитования составляет до 50 млрд долларов в год. Согласно опросам, каждый третий учащийся хотел бы взять кредит на обучение. Но современные условия кредитования их не устраивают - процентные ставки очень уж высоки.

Споры вокруг закона об образовательных кредитах не утихают. Депутаты предлагают выдавать кредиты всем желающим, Минобрнауки - только по особому списку, а в Центробанке вообще сомневаются в том, что они нужны, мол, пусть родители копят.

Подход Госдумы отражен в законопроекте, подготовленном группой депутатов и членов Ассоциации российских банков. Его принятие, считают авторы, откроет доступ к платному образованию для широких неимущих слоев населения, а заодно повысит ответственность студентов при выборе специальности. Предполагается, что образовательный кредит может выдаваться всем желающим на длительный срок - до 10-15 лет. Погашаться же должен только по окончании обучения: во время учебы студенты или их семьи будут выплачивать только проценты, причем довольно умеренные, отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Но именно здесь, по признанию законодателя, и кроется одно из главных узких мест. В отличие от ипотеки долгосрочный образовательный кредит не имеет обеспечения, поэтому риски банка, выдавшего кредит на образование, возрастают. А если риски столь высоки, зачем предоставлять услугу?

Следовательно, загвоздка в том, как защититься от этих рисков. В Минфине заверяют:

на федеральном уровне решить проблему нельзя. Ведь для того чтобы включить в государственный бюджет компенсации по невозвращенным кредитам, надо заранее знать их сумму, а это нереально.

Министерство образования и науки настроено скептически. Оно исходит из того, что государство финансирует более 200 бесплатных мест на 10 тысяч человек населения, что в условиях демографического спада дает реальную возможность учиться бесплатно практически всем хорошо подготовленным студентам. Если следовать этой логике, то получается, что образовательные кредиты не находят спроса, а всеобщее кредитование образования интересно лишь "плохим" студентам. Значит, надо кредитовать не всех подряд, а только поступающих в вузы с самым высоким конкурсом, делают вывод в Минобрнауки. И выражают готовность составить коротенький перечень таких вузов. Замдиректора департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки Наталья Третьяк развила мысль дальше: так как число участников процесса будет невелико, то и идти он должен в статусе эксперимента.

Что касается концепции кредитования, то формой обеспечения кредита станет поручительство, поручителем же сможет стать любое юридическое лицо, но прежде всего будущий работодатель абитуриента.

Однако приоритетными будут так называемые сопутствующие кредиты - на проживание и питание. Таким образом, значительную часть образовательных кредитов получат студенты, поступившие на бюджетные места, но не имеющие возможности прожить на стипендию. В случае невозврата кредита государство компенсирует банкам лишь 10 процентов потерянных сумм. Поэтому на начальной стадии для эксперимента будут отобраны лишь 7,5 тысячи студентов, а общая сумма полученных ими кредитов не превысит 60 млн рублей.

Между тем и у концепции, предложенной депутатами, и у концепции Минобрнауки есть недостатки.

"Если не будут определены характеристики будущего заемщика студента, а риски по невозврату кредита переложены на плечи государства, то откроется очередное окно для коррупции, и банки будут давать деньги кому заблагорассудится. Если же определить законом потенциального студента, который будет поступать лишь в определенный вуз из списка, то ситуация вообще станет абсурдной. Как же Правительство угадает, в какой вуз давать деньги?" - отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.


http://pavelmedvedev.ru/

Док. 359479
Перв. публик.: 13.02.07
Последн. ред.: 25.08.07
Число обращений: 398

  • Медведев Павел Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``